СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала детей, средствами хореографии через деятельностные формы дополнительного образования.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Эстетическое воспитание и развитие творческого  потенциала детей, средствами хореографии через деятельностные формы дополнительного образования».

 

 

 

 

 

 

 

составил:

педагог дополнительного образования

Матерова Елена Геннадьевна

 

 

 

 

г. Радужный

2010г.

 

Эстетическое воспитание и развитие творческого  потенциала детей, средствами хореографии через деятельностные формы дополнительного образования.

 

 

Художественно-эстетическое воспитание играет значительную роль в общей системе воспитания. Одним из традиционных и наиболее распространённых жанров является хореография. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движений, гармонию музыки и пластики. Впоследствии он уже стремится выражать свои эмоции  и чувства через организованное, эстетически оформленное  пластическое движение. Показателем танцевальной культуры является музыкальность и выразительность в передаче танцевального образа, благородство манеры исполнения, осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему мысли и чувства человека, национальную специфику и социальный характер своего времени. Посредством танца у учащихся происходит эстетическое освоение окружающей среды, они начинают понимать, что танцевальное движение выражает внутренний мир человека.

Практически каждый урок воспитанники учатся воплощать через танец то, что когда-то они видели в жизни, быту. В танцевальные занятия целесообразно вводить импровизацию на основе разучиваемых движений для развития творческого воображения учащегося (изобразительные, ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца). Существует много обучающих танцевальных зарисовок и композиций, с помощью которых происходит связь с жизнью. Можно привести следующие примеры: обучающий танец «Стирка», на основе жизненных наблюдений ребята учатся  воплощать поэтапные движения стирки белья: стираем, полощем, отжимаем, развешиваем, гладим. При этом учащиеся выполняют задуманные движения под ритмичную музыку, что развивает слух, чувство ритма, музыкальность. На протяжении всего обучения танцу учащимся приходится перевоплощаться в различных животных, например танец «Зайчат», «Кошечек», «Поросят», «Утят». В таких постановках им приходится передавать повадки тех животных, которых они изображают. Так же приходится танцевать постановки отображающие профессии, где так же необходимы жизненные наблюдения не только педагога, но и детей, ведь именно они должны перевоплотиться либо в повара, либо в учителя, либо в другую любую профессию, например «Первоклашки шалуны».

 Система обучения танцу способствует формированию таких психофизических параметров личности растущего человека, как внимание, память, сила воли, освобождение от зажатости мышц, ассоциативное и образное мышление. Например, постепенное развитие внимания в процессе танца происходит следующим образом. Сначала внимание сосредотачивается на техничном исполнении движения, затем перемещается к мелодийно – ритмическому ряду и его совпадению с пластическим движением. Тренировка устойчивого внимания, которая происходит на занятиях танцем, воспитывает в ребенке умение концентрировать внимание в других, жизненно важных для него сферах.

Развитие внимания тесно связано с освобождением мышц. В будничной жизни мы часто встречаем людей с «внутренним зажимом». Эта «зажатость» - не что иное, как следствие так называемой «застрявшей на пути двигательной энергии» (по словам Н.С. Станиславского). Как правило, эта «зажатость» - результат мышечного напряжения, когда на выполнение определенной задачи человеку требуется большое количество энергии, мышечных усилий, чем это необходимо на самом деле. Природа излишнего физического напряжения – в нецелесообразной, ненужной работе мышц, стремящихся принять  участие там, где их работа и не нужна. Специалисты – хореографы обращают внимание учащегося на «стабильность» учебного мышечного напряжения. Этому способствуют, проводимые на каждом занятии, партерные разминки.

Освоение танца как такового сопряжено с многократными, методичными и  целенаправленными повторениями. Имеется в виду заучивание рисунка танца и работа над техническими элементами. В связи с этим активизируется память ребенка. Интенсивность  работы памяти на танцевальных занятиях достаточно велика, так как детям приходится заучивать приемы знаковой системы. Но как показывает практика, научившись делать над собой усилие, включать в работу волю и концентрировать внимание, чтобы освоить тот или иной танцевальный навык, ребенок с меньшими физическими и психофизическими потерями усваивает и другой материал. Развитие моторной памяти способствует формированию и других видов памяти.

Каждая из постановок, будь то небольшая зарисовка или танцевальная композиция, несёт в себе коллективно творческий подход. Перед тем как зритель увидит конечный результат, танец проходит определённые этапы изучения. В самом начале исполнителям постановки предлагается прослушать музыку, на основе которой будет воплощён замысел хореографа. Параллельно с этим проводится беседа о тех чувствах, которые вызвал музыкальный материал в ходе прослушивания. Вторым этапом является разучивание отдельных движений, которые впоследствии соединяются в связки и определённым этапом изучения танца является отработка данных связок, которые должны идеально сочетаться с музыкой по темпу и ритму. Следующей частью изучения является постановочная работа, где уже изученные связки соединяются в рисунок танца. Постановочная работа может делиться на две, три, и более частей в зависимости от продолжительности танца. На отработку каждой из частей отводится определённое количество часов. Конечным этапом изучения является отработка до автоматизма всего танца и техники его исполнения. Учащиеся должны запомнить рисунок танца и его движения на уровне мышечной памяти рук и ног. Ни один танец не будет выглядеть гармонично без артистических способностей исполнителей. Поэтому необходимо обучение детей актёрскому мастерству для передачи эмоций не только посредством мимики, но и движений. На протяжении всего изучения постановки исполнители танца могут предложить педагогу своё видение танцевальных движений, что особо приветствуется в хореографии, так как это ведёт к сочинительству самих детей и развитию фантазии и воображения.

Конечным результатом коллективно - творческой деятельности являются выступления коллектива в концертах, фестивалях, конкурсах. Которые могут проходить в рамках Городского дома детского творчества, на уровне города и конечно же в последствии на уровне Всероссийского и Международного уровня. На данном этапе учащиеся отрабатывают умение держать себя на сцене, уважительно общаться со зрителем, отрабатывается культура поведения, нормы и правила танцевального этикета, бережного отношения к костюмам в которых они выступают. Учатся преподносить себя и номер, в котором они участвуют, раскрывать драматургию и замысел хореографа - постановщика. Учатся сравнивать себя с участниками других коллективов. Видят оценку зрителя. Каждое выступление снимается на видео для последующего просмотра и анализа внутри коллектива. На обсуждениях выступлений выявляются недочёты и положительные моменты выступлений, это развивает самооценку исполнителей, они учатся признавать ошибки и работать над ними, что приводит в конечном результате к мастерскому исполнению  танцевального репертуара,

Одним из видов деятельности являются, проводимые на уровне города, семинары и мастер-классы, куда приглашаются обычно не только руководители, но и учащиеся. Посещение выступлений других коллективов города, видеозаписи с конкурсов, в которых участвует коллектив. А также просмотр телепередач, связанных с хореографией и танцем, особенно популярен такими передачами канал «Культура». После просмотров  детям предлагается как бы «переложить» данную композицию или зарисовку на себя, свою группу, обсуждается, а могут ли они так станцевать. Над чем необходимо поработать. Далее обсуждается передача образа танцорами, костюм, правильно ли он подобран, решён ли до конца замысел хореографа  и соответствует ли он музыки, просматривается или нет драматургия: зачин, кульминация, концовка. Просматривается ли идея танца. Весь этот долгий и подробный анализ произведений способствует реальной оценке своих способностей, повышению уровня исполнительства, и развитию эстетического вкуса у детей.

Жизнь многообразна, и все грани современной культурной жизни наиболее активно преломляются в художественных вкусах подрастающего поколения  и, соответственно, определяют их танцевальную культуру и культуру вобщем.

                                              

 

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала детей, средствами хореографии через деятельностные формы дополнительного образования.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

















Тема: «Эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала детей, средствами хореографии через деятельностные формы дополнительного образования».















составил:

педагог дополнительного образования

Матерова Елена Геннадьевна









г. Радужный

2010г.



Эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала детей, средствами хореографии через деятельностные формы дополнительного образования.





Художественно-эстетическое воспитание играет значительную роль в общей системе воспитания. Одним из традиционных и наиболее распространённых жанров является хореография. Ребенок, занимающийся танцами, осознает красоту движений, гармонию музыки и пластики. Впоследствии он уже стремится выражать свои эмоции и чувства через организованное, эстетически оформленное пластическое движение. Показателем танцевальной культуры является музыкальность и выразительность в передаче танцевального образа, благородство манеры исполнения, осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему мысли и чувства человека, национальную специфику и социальный характер своего времени. Посредством танца у учащихся происходит эстетическое освоение окружающей среды, они начинают понимать, что танцевальное движение выражает внутренний мир человека.

Практически каждый урок воспитанники учатся воплощать через танец то, что когда-то они видели в жизни, быту. В танцевальные занятия целесообразно вводить импровизацию на основе разучиваемых движений для развития творческого воображения учащегося (изобразительные, ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца). Существует много обучающих танцевальных зарисовок и композиций, с помощью которых происходит связь с жизнью. Можно привести следующие примеры: обучающий танец «Стирка», на основе жизненных наблюдений ребята учатся воплощать поэтапные движения стирки белья: стираем, полощем, отжимаем, развешиваем, гладим. При этом учащиеся выполняют задуманные движения под ритмичную музыку, что развивает слух, чувство ритма, музыкальность. На протяжении всего обучения танцу учащимся приходится перевоплощаться в различных животных, например танец «Зайчат», «Кошечек», «Поросят», «Утят». В таких постановках им приходится передавать повадки тех животных, которых они изображают. Так же приходится танцевать постановки отображающие профессии, где так же необходимы жизненные наблюдения не только педагога, но и детей, ведь именно они должны перевоплотиться либо в повара, либо в учителя, либо в другую любую профессию, например «Первоклашки шалуны».

Система обучения танцу способствует формированию таких психофизических параметров личности растущего человека, как внимание, память, сила воли, освобождение от зажатости мышц, ассоциативное и образное мышление. Например, постепенное развитие внимания в процессе танца происходит следующим образом. Сначала внимание сосредотачивается на техничном исполнении движения, затем перемещается к мелодийно – ритмическому ряду и его совпадению с пластическим движением. Тренировка устойчивого внимания, которая происходит на занятиях танцем, воспитывает в ребенке умение концентрировать внимание в других, жизненно важных для него сферах.

Развитие внимания тесно связано с освобождением мышц. В будничной жизни мы часто встречаем людей с «внутренним зажимом». Эта «зажатость» - не что иное, как следствие так называемой «застрявшей на пути двигательной энергии» (по словам Н.С. Станиславского). Как правило, эта «зажатость» - результат мышечного напряжения, когда на выполнение определенной задачи человеку требуется большое количество энергии, мышечных усилий, чем это необходимо на самом деле. Природа излишнего физического напряжения – в нецелесообразной, ненужной работе мышц, стремящихся принять участие там, где их работа и не нужна. Специалисты – хореографы обращают внимание учащегося на «стабильность» учебного мышечного напряжения. Этому способствуют, проводимые на каждом занятии, партерные разминки.

Освоение танца как такового сопряжено с многократными, методичными и целенаправленными повторениями. Имеется в виду заучивание рисунка танца и работа над техническими элементами. В связи с этим активизируется память ребенка. Интенсивность работы памяти на танцевальных занятиях достаточно велика, так как детям приходится заучивать приемы знаковой системы. Но как показывает практика, научившись делать над собой усилие, включать в работу волю и концентрировать внимание, чтобы освоить тот или иной танцевальный навык, ребенок с меньшими физическими и психофизическими потерями усваивает и другой материал. Развитие моторной памяти способствует формированию и других видов памяти.

Каждая из постановок, будь то небольшая зарисовка или танцевальная композиция, несёт в себе коллективно творческий подход. Перед тем как зритель увидит конечный результат, танец проходит определённые этапы изучения. В самом начале исполнителям постановки предлагается прослушать музыку, на основе которой будет воплощён замысел хореографа. Параллельно с этим проводится беседа о тех чувствах, которые вызвал музыкальный материал в ходе прослушивания. Вторым этапом является разучивание отдельных движений, которые впоследствии соединяются в связки и определённым этапом изучения танца является отработка данных связок, которые должны идеально сочетаться с музыкой по темпу и ритму. Следующей частью изучения является постановочная работа, где уже изученные связки соединяются в рисунок танца. Постановочная работа может делиться на две, три, и более частей в зависимости от продолжительности танца. На отработку каждой из частей отводится определённое количество часов. Конечным этапом изучения является отработка до автоматизма всего танца и техники его исполнения. Учащиеся должны запомнить рисунок танца и его движения на уровне мышечной памяти рук и ног. Ни один танец не будет выглядеть гармонично без артистических способностей исполнителей. Поэтому необходимо обучение детей актёрскому мастерству для передачи эмоций не только посредством мимики, но и движений. На протяжении всего изучения постановки исполнители танца могут предложить педагогу своё видение танцевальных движений, что особо приветствуется в хореографии, так как это ведёт к сочинительству самих детей и развитию фантазии и воображения.

Конечным результатом коллективно - творческой деятельности являются выступления коллектива в концертах, фестивалях, конкурсах. Которые могут проходить в рамках Городского дома детского творчества, на уровне города и конечно же в последствии на уровне Всероссийского и Международного уровня. На данном этапе учащиеся отрабатывают умение держать себя на сцене, уважительно общаться со зрителем, отрабатывается культура поведения, нормы и правила танцевального этикета, бережного отношения к костюмам в которых они выступают. Учатся преподносить себя и номер, в котором они участвуют, раскрывать драматургию и замысел хореографа - постановщика. Учатся сравнивать себя с участниками других коллективов. Видят оценку зрителя. Каждое выступление снимается на видео для последующего просмотра и анализа внутри коллектива. На обсуждениях выступлений выявляются недочёты и положительные моменты выступлений, это развивает самооценку исполнителей, они учатся признавать ошибки и работать над ними, что приводит в конечном результате к мастерскому исполнению танцевального репертуара,

Одним из видов деятельности являются, проводимые на уровне города, семинары и мастер-классы, куда приглашаются обычно не только руководители, но и учащиеся. Посещение выступлений других коллективов города, видеозаписи с конкурсов, в которых участвует коллектив. А также просмотр телепередач, связанных с хореографией и танцем, особенно популярен такими передачами канал «Культура». После просмотров детям предлагается как бы «переложить» данную композицию или зарисовку на себя, свою группу, обсуждается, а могут ли они так станцевать. Над чем необходимо поработать. Далее обсуждается передача образа танцорами, костюм, правильно ли он подобран, решён ли до конца замысел хореографа и соответствует ли он музыки, просматривается или нет драматургия: зачин, кульминация, концовка. Просматривается ли идея танца. Весь этот долгий и подробный анализ произведений способствует реальной оценке своих способностей, повышению уровня исполнительства, и развитию эстетического вкуса у детей.

Жизнь многообразна, и все грани современной культурной жизни наиболее активно преломляются в художественных вкусах подрастающего поколения и, соответственно, определяют их танцевальную культуру и культуру вобщем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!