Этика и психология семейной жизни, 11 класс
Учитель: Л.Н.Родик
Тема: Домашнее хозяйство. Разделение труда.
Цель: Готовить старшеклассников к семейной жизни, формировать у них правильные представления о взаимоотношениях в семье, знакомить с хозяйственно-бытовыми основами семьи.
Задачи:
Образовательная: дать понятие о домашнем хозяйстве, о распределении обязанностей в семье;
раскрыть значение труда, как основу жизни семьи, ее материального и духовного благополучия.
Коррекционно-развивающая: развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обогащать и уточнять словарный запас; закрепить в устной речи слова «взаимопомощь», «самообслуживание».
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к домашнему труду, взаимовыручку, взаимопомощь.
Оборудование: карточки-задания, презентация, проверочные тесты.
Ход занятия
I Организация. Вводная беседа.
II Актуализация знаний. Повторение.
Почему так говорят: «Труд-источник материального благополучия»?
Зачем человеку профессия? Какими профессиями можете овладеть вы?
От чего зависит материальное и духовное благополучие в семье?
Экспресс-опрос:
Кто в семье главный? Кто выполняет домашнюю работу? Кто распределяет деньги в семье? Должны ли дети выполнять домашнюю работу?
ВЫВОД: Итак, по результатам опроса мы видим, что большинство из вас ответили, что главным в семье является отец, домашнюю работу должна выполнять мама, а дети должны ей помогать. Давайте будем разбираться с этим подробнее.
III Изучение нового материала.
Пример : « Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение? =Анатолий=»
(Обсуждение)
1. Семья и труд. Труд-это не только работа на производстве или на других предприятиях, но и выполнение домашней работы. От того, как эта работа будет выполняться, зависит благополучие семьи, т.к. семья - это среда, в которой не только общаются, отдыхают, но и работают. Это самообслуживание, уход за жильем и другими членами семьи.
2. Просмотр презентации.
Мы видим, что видов домашней работы достаточно много.
3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности
Примерные обязанности | жена | муж | вместе |
Мытье посуды Домашний ремонт Уборка Ремонт одежды Покупка продуктов Приготовление еды Воспитание детей Уход за больным ребенком Ведение домашней бухгалтерии | | | |
Вывод: домашней работы много и если ее будет выполнять один человек, это очень сложно. Поэтому, необходима помощь всех членов семьи.
4.Распределение обязанностей в семье. (Запись в рабочих тетрадях)
Необходимо учитывать:
«Мужские» работы: ремонт электрооборудования, ремонт квартиры, починка мебели и пр.
«Женские» работы: шитье, вязание, ремонт одежды и пр.
Важно, чтобы разграничение труда не разделяло, а сближало супругов, помогало, а не мешало их общению. Здоровый человек должен уметь по возможности делать все, что необходимо. В семейной жизни можно придерживаться такого правила: делать работу, не ожидая, что ее сделает другой.
5. Вопрос: Бытовая техника – помощница в доме. Назовите виды работ, которые выполняют с помощью бытовой техники.
IV Закрепление.
А теперь посмотрите на свои ответы в карточках. Изменилось ли ваше мнение? (Ответы)
Вопросы : 1. В чем состоит значение труда в жизни человека?
2. Как распределять обязанности по домашнему хозяйству?
3. Кто должен мыть полы в доме, выбивать ковры, мыть окна?
V Итог. Оценки.
3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности
Примерные обязанности | жена | муж | вместе |
Мытье посуды Домашний ремонт Уборка Ремонт одежды Покупка продуктов Приготовление еды Воспитание детей Уход за больным ребенком Ведение домашней бухгалтерии | | | |
3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности
Примерные обязанности | жена | муж | вместе |
Мытье посуды Домашний ремонт Уборка Ремонт одежды Покупка продуктов Приготовление еды Воспитание детей Уход за больным ребенком Ведение домашней бухгалтерии | | | |
3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности
Примерные обязанности | жена | муж | вместе |
Мытье посуды Домашний ремонт Уборка Ремонт одежды Покупка продуктов Приготовление еды Воспитание детей Уход за больным ребенком Ведение домашней бухгалтерии | | | |
3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности
Примерные обязанности | жена | муж | вместе |
Мытье посуды Домашний ремонт Уборка Ремонт одежды Покупка продуктов Приготовление еды Воспитание детей Уход за больным ребенком Ведение домашней бухгалтерии | | | |
Этика и психология семейной жизни.
10 класс. Учитель Родик Л.Н.
Тема занятия: Межличностные отношения в ученическом коллективе (2 часа)
Цель: Формировать у учащихся умения владеть механизмами межличностного общения, помочь достичь взаимопонимания среди школьников, налаживания взаимоотношений, учить пониманию и сочувствию друг к другу.
Задачи
Образовательная:
- способствовать повышению коммуникативного уровня учащихся;
- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;
- способствовать процессу самопознания через создание условий самовыражения.
Коррекционно-развивающая:
- способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного общения;
-мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы.
Воспитательная:
-способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств: ответственности, уважения к окружающим, толерантности.
Оборудование: текст для чтения, тексты для заданий на слайдах, реквизит.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Чтобы занятие было полезным и вы все поняли и запомнили, необходимо быть активным, участвовать во всем.
Устный опрос:
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- Что такое « межличностное общение?»
- Как часто человек общается? Расскажите о своих контактах за день.
- Что значит «коммуникабельный человек?
- Как вы понимаете выражение «культура общения»? Что такое этикет?
-Очень важно, как вы говорите и каким тоном.
- Знаете ли вы, что такое эмоции? Какие бывают эмоции, как они выражаются?
Ответ: это разные чувства, которые отражают отношение человека к происходящему.
Вывод: Все эти действия называются «эмоции». Эмоции бывают положительные и отрицательные. Благодаря чувствам и эмоциям мы воспринимаем окружающий мир, принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь, радость. Именно переживания делают нас людьми.
Учитель: В зависимости от эмоций общение можно назвать «позитивным»(хорошее, дружелюбное, доброжелательное) и «негативным»(напряженным, недобрым, злым)
А теперь мы поговорим об общении между вами, и тема занятия (запись в тетрадях)
Сообщение темы занятия: Межличностное общение в классном коллективе
Учитель: Школьный класс-это группа учеников, связанных общими интересами (учеба).
Взаимоотношения в классе самые разные. Они основываются на личных симпатиях или деловом общении. В классном коллективе есть более популярные личности и совсем не авторитетные.
Практическое задание:
Давайте проведем небольшой эксперимент. Напишите на листочках имя одноклассника с которым бы вы хотели дружить.
(Собрать листочки и подсчитать, чье имя чаще всего встречается. Озвучить имя, сделать вывод: этот человек «лидер», т.е. пользуется уважением в коллективе.)
«Лидером» стать не просто.
Вопрос: -Как думаете, каким должен быть «лидер», человек, которого все уважают?
Ответы.
Учитель: Как вы поняли, трудно стать «звездой», но еще труднее – быть ею. Ведь не каждый может не заболеть «звездной болезнью». Если ему кажется, что он всегда прав, ни с кем не считается, любит командовать и никого не уважает, очень быстро он растеряет авторитет одноклассников. Однако, чтобы не ошибаться в людях, нужен жизненный опыт и обстоятельства, в которых человек раскрывается. С одним таким случаем столкнулась девочка, которая заболела. (ученица читает рассказ, стр.53)
Обсуждение.
Вывод: зависть – плохое чувство, которое мешает позитивному общению, завидуют только эгоисты. Нужно радоваться успехам своих друзей.
Учитель: Но в классе есть и «изолированные», назовем их «одиночками». У них нет друзей, они не умеют общаться. Иногда они тянутся к «лидерам», стараются им угодить и могут попасть под плохое влияние. Их легко заставить сделать что-то дурное. Поэтому важно поддержать их, они ваши одноклассники.
Практическое задание: две пары учащихся (у одного завязаны глаза) идут навстречу друг другу, обходя препятствия. Кто из них быстрее дойдет до противоположного конца, тот выиграл.
Обсуждение. (взаимопомощь).
Вывод. В дружном коллективе помогают друг другу, т.е . оказывают взаимопомощь , когда это необходимо.
Учитель: Чтобы успешно общаться, уметь строить свои отношения с людьми, нужно знать правила общения или «культуру общения»: (запись в тетрадях)
Будьте взаимно вежливы.
Уважайте друг друга.
Научитесь уступать.
Не бойтесь говорить правду.
Не снимайте с себя ответственности.
Будьте справедливы.
Радуйтесь успехам людей, которые рядом.
Будьте самокритичны.
Помогайте друг другу.
Будьте доброжелательны и тактичны.
Закрепление.
Задание 1 (слайд)
Закончи пословицу о дружбе, выбрав нужную фразу с правой стороны экрана.
Задание 2. Объясните пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Почему так говорят? (дискуссия).
Вопрос: Какой ученический коллектив можно назвать дружным?
Итог, оценки.