СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этика и психология семейной жизни "Домашнее хозяйство. Разделение труда". 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить старшеклассников с хозяйственно-бытовыми основами семьи. Формирование правильных взаимоотношений в семье, распределении обязанностей.

Просмотр содержимого документа
«Этика и психология семейной жизни "Домашнее хозяйство. Разделение труда". 11 класс»

Этика и психология семейной жизни, 11 класс

Учитель: Л.Н.Родик

Тема: Домашнее хозяйство. Разделение труда.

Цель: Готовить старшеклассников к семейной жизни, формировать у них правильные представления о взаимоотношениях в семье, знакомить с хозяйственно-бытовыми основами семьи.

Задачи:

Образовательная: дать понятие о домашнем хозяйстве, о распределении обязанностей в семье;

раскрыть значение труда, как основу жизни семьи, ее материального и духовного благополучия.

Коррекционно-развивающая: развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обогащать и уточнять словарный запас; закрепить в устной речи слова «взаимопомощь», «самообслуживание».

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к домашнему труду, взаимовыручку, взаимопомощь.

Оборудование: карточки-задания, презентация, проверочные тесты.

Ход занятия

I Организация. Вводная беседа.

II Актуализация знаний. Повторение.

  1. Почему так говорят: «Труд-источник материального благополучия»?

  2. Зачем человеку профессия? Какими профессиями можете овладеть вы?

  3. От чего зависит материальное и духовное благополучие в семье?

Экспресс-опрос:

Кто в семье главный? Кто выполняет домашнюю работу? Кто распределяет деньги в семье? Должны ли дети выполнять домашнюю работу?

ВЫВОД: Итак, по результатам опроса мы видим, что большинство из вас ответили, что главным в семье является отец, домашнюю работу должна выполнять мама, а дети должны ей помогать. Давайте будем разбираться с этим подробнее.

III Изучение нового материала.

Пример : « Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение? =Анатолий=»

(Обсуждение)

1. Семья и труд. Труд-это не только работа на производстве или на других предприятиях, но и выполнение домашней работы. От того, как эта работа будет выполняться, зависит благополучие семьи, т.к. семья - это среда, в которой не только общаются, отдыхают, но и работают. Это самообслуживание, уход за жильем и другими членами семьи.

2. Просмотр презентации.

Мы видим, что видов домашней работы достаточно много.

3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности

Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытье посуды

Домашний ремонт

Уборка

Ремонт одежды

Покупка продуктов

Приготовление еды

Воспитание детей

Уход за больным ребенком

Ведение домашней бухгалтерии




Вывод: домашней работы много и если ее будет выполнять один человек, это очень сложно. Поэтому, необходима помощь всех членов семьи.

4.Распределение обязанностей в семье. (Запись в рабочих тетрадях)

Необходимо учитывать:

  • Состав семьи;

  • Состояние здоровья членов семьи;

  • Профессиональную загруженность.

«Мужские» работы: ремонт электрооборудования, ремонт квартиры, починка мебели и пр.

«Женские» работы: шитье, вязание, ремонт одежды и пр.

Важно, чтобы разграничение труда не разделяло, а сближало супругов, помогало, а не мешало их общению. Здоровый человек должен уметь по возможности делать все, что необходимо. В семейной жизни можно придерживаться такого правила: делать работу, не ожидая, что ее сделает другой.

5. Вопрос: Бытовая техника – помощница в доме. Назовите виды работ, которые выполняют с помощью бытовой техники.

IV Закрепление.

А теперь посмотрите на свои ответы в карточках. Изменилось ли ваше мнение? (Ответы)

Вопросы : 1. В чем состоит значение труда в жизни человека?

2. Как распределять обязанности по домашнему хозяйству?

3. Кто должен мыть полы в доме, выбивать ковры, мыть окна?

V Итог. Оценки.




































3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности

Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытье посуды

Домашний ремонт

Уборка

Ремонт одежды

Покупка продуктов

Приготовление еды

Воспитание детей

Уход за больным ребенком

Ведение домашней бухгалтерии






3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности

Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытье посуды

Домашний ремонт

Уборка

Ремонт одежды

Покупка продуктов

Приготовление еды

Воспитание детей

Уход за больным ребенком

Ведение домашней бухгалтерии






3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности

Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытье посуды

Домашний ремонт

Уборка

Ремонт одежды

Покупка продуктов

Приготовление еды

Воспитание детей

Уход за больным ребенком

Ведение домашней бухгалтерии







3.Работа с индивидуальными карточками: отметьте знаком + , кто , по вашему мнению,должен выполнять перечисленные обязанности

Примерные обязанности

жена

муж

вместе

Мытье посуды

Домашний ремонт

Уборка

Ремонт одежды

Покупка продуктов

Приготовление еды

Воспитание детей

Уход за больным ребенком

Ведение домашней бухгалтерии




Этика и психология семейной жизни.

10 класс. Учитель Родик Л.Н.

Тема занятия: Межличностные отношения в ученическом коллективе (2 часа)

Цель: Формировать у учащихся умения владеть механизмами межличностного общения, помочь достичь взаимопонимания среди школьников, налаживания взаимоотношений, учить пониманию и сочувствию друг к другу.

Задачи

Образовательная:

- способствовать повышению коммуникативного уровня учащихся;

- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;

- способствовать процессу самопознания через создание условий самовыражения.

Коррекционно-развивающая:

- способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного общения;

-мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная:

-способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств: ответственности, уважения к окружающим, толерантности.

Оборудование: текст для чтения, тексты для заданий на слайдах, реквизит.

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

  1. Учитель: Чтобы занятие было полезным и вы все поняли и запомнили, необходимо быть активным, участвовать во всем.

  2. Устный опрос:

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Что такое « межличностное общение?»

- Как часто человек общается? Расскажите о своих контактах за день.

- Что значит «коммуникабельный человек?

- Как вы понимаете выражение «культура общения»? Что такое этикет?

-Очень важно, как вы говорите и каким тоном.

- Знаете ли вы, что такое эмоции? Какие бывают эмоции, как они выражаются?

Ответ: это разные чувства, которые отражают отношение человека к происходящему.



Вывод: Все эти действия называются «эмоции». Эмоции бывают положительные и отрицательные. Благодаря чувствам и эмоциям мы воспринимаем окружающий мир, принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь, радость. Именно переживания делают нас людьми.

Учитель: В зависимости от эмоций общение можно назвать «позитивным»(хорошее, дружелюбное, доброжелательное) и «негативным»(напряженным, недобрым, злым)

А теперь мы поговорим об общении между вами, и тема занятия (запись в тетрадях)

  1. Сообщение темы занятия: Межличностное общение в классном коллективе

Учитель: Школьный класс-это группа учеников, связанных общими интересами (учеба).

Взаимоотношения в классе самые разные. Они основываются на личных симпатиях или деловом общении. В классном коллективе есть более популярные личности и совсем не авторитетные.

Практическое задание:

Давайте проведем небольшой эксперимент. Напишите на листочках имя одноклассника с которым бы вы хотели дружить.

(Собрать листочки и подсчитать, чье имя чаще всего встречается. Озвучить имя, сделать вывод: этот человек «лидер», т.е. пользуется уважением в коллективе.)

«Лидером» стать не просто.

Вопрос: -Как думаете, каким должен быть «лидер», человек, которого все уважают?

Ответы.

Учитель: Как вы поняли, трудно стать «звездой», но еще труднее – быть ею. Ведь не каждый может не заболеть «звездной болезнью». Если ему кажется, что он всегда прав, ни с кем не считается, любит командовать и никого не уважает, очень быстро он растеряет авторитет одноклассников. Однако, чтобы не ошибаться в людях, нужен жизненный опыт и обстоятельства, в которых человек раскрывается. С одним таким случаем столкнулась девочка, которая заболела. (ученица читает рассказ, стр.53)

Обсуждение.

Вывод: зависть – плохое чувство, которое мешает позитивному общению, завидуют только эгоисты. Нужно радоваться успехам своих друзей.

Учитель: Но в классе есть и «изолированные», назовем их «одиночками». У них нет друзей, они не умеют общаться. Иногда они тянутся к «лидерам», стараются им угодить и могут попасть под плохое влияние. Их легко заставить сделать что-то дурное. Поэтому важно поддержать их, они ваши одноклассники.

Практическое задание: две пары учащихся (у одного завязаны глаза) идут навстречу друг другу, обходя препятствия. Кто из них быстрее дойдет до противоположного конца, тот выиграл.

Обсуждение. (взаимопомощь).

Вывод. В дружном коллективе помогают друг другу, т.е . оказывают взаимопомощь , когда это необходимо.

Учитель: Чтобы успешно общаться, уметь строить свои отношения с людьми, нужно знать правила общения или «культуру общения»: (запись в тетрадях)

  1. Будьте взаимно вежливы.

  2. Уважайте друг друга.

  3. Научитесь уступать.

  4. Не бойтесь говорить правду.

  5. Не снимайте с себя ответственности.

  6. Будьте справедливы.

  7. Радуйтесь успехам людей, которые рядом.

  8. Будьте самокритичны.

  9. Помогайте друг другу.

  10. Будьте доброжелательны и тактичны.

  1. Закрепление.

Задание 1 (слайд)

Закончи пословицу о дружбе, выбрав нужную фразу с правой стороны экрана.

Задание 2. Объясните пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Почему так говорят? (дискуссия).

Вопрос: Какой ученический коллектив можно назвать дружным?

  1. Итог, оценки.