СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнопедагогика Тема: «Украинцы, их традиции и обычаи»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово Нация (от лат . natio - племя, народ) обычно рассматривается, как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Просмотр содержимого документа
«Этнопедагогика Тема: «Украинцы, их традиции и обычаи»»


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж№2

Управление образования города Алматы





Контрольная работа

по дисциплине: Этнопедагогика

Тема: «Украинцы, их традиции и обычаи»







Форма обучения: заочная

Специальность: 0101000

Дошкольное воспитание и обучение

Курс: 3 курс

Группа: Д15-31з

Выполнила: Мырко О. П.

Проверила: Ренгулова Н.П..




Алматы 2017

















План

Ведение

1.История происхождения украинцев

- история происхождения,

- географическое местоположение (карта прилагается)

- чем занимались (род занятий)

- особенности воспитания и образования подрастающего поколения

2. Численность по данным переписи населения.

3. Национальный костюм.

4. Национальные традиции.

5. Национальное творчество.

6. Национальная кухня.

7. Национальные особенности воспитания подрастающего поколения.

8. Национальные поговорки, пословицы.

9. Национальная игрушка.

10. Национальная литература (сказки, сказы, мифы, стихи)

11. Национальная игра

12. Выдающиеся люди.

13.Особенности национального воспитания и образования сегодня.

14.Современный этап.

Заключение



























Введение

Культура(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.

Современное человечество насчитывает тысячи народов, почти 200 государств, более 5 млрд. землян. Среди всей массы людей нет двух одинаковых. Каждый имеет свои особенности. Кроме индивидуальных различий есть и групповые: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т.д. Любая нация, социальная группа принимает из системы общекультурных человеческих ценностей только то, что соответствует духовному настрою их уровня развития, уровню развития возможностей. Региональные и национальные культуры становятся взаимосвязанными. Они влияют друг на друга, усиливается взаимосвязь различных стран и народов. Кроме того, появляется мощная тенденция к сохранению собственной идентичности национальной культуры.

Слово Нация (от лат . natio - племя, народ) обычно рассматривается, как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом, включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.

Говоря о национальной культуре применяют термин «цивилизация».Этот термин часто употребляется как синоним культуры или как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, выработались в течение многих веков и освященные веками.

Но обычаи - это не отделено явление в жизни народа, это - воплощены в движения и действие мироощущения, мировосприятия и взаимоотношения между отдельными людьми. А эти отношения и мироощущение непосредственно влияют на духовную культуру данного народа, что в свою очередь влияет на процесс возникновения народного творчества. Именно поэтому народное творчество неразрывно связана с обычаями народа.

Обычаи народа - это те приметы по которым распознается народ не только в настоящем, но и в его историческом прошлом.

Обычаи - это те неписаные законы, которыми руководствуются в наименьших ежедневных и самых всенациональних делам. Обычаи, язык - это те прочные элементы, которые объединяют отдельных людей в один народ, в одну нацию. Обычаи, как и язык, выработались в течение всего долгой жизни и развития каждого народа.

У всех народов мира существует поверье, что тот, кто забыл обычаи своих родителей, карается людьми и Богом. Он бродит по миру, как блудный сын, и нигде не может найти себе пристанища и пристанища, потому что он потерян для своего народа.

Старинные обычаи — сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.






1.История происхождения украинцев

Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе самой Украины), этноним украинец и название Украины этимологически связаны с древнерусским словом оукраина («пограничье», «окраинная земля»). Это понятие и производное от него «украинцы» до XVIII века не имели на Руси этнического значения и применялись по отношению к пограничным землям и жившим либо служившим на них людям.

В ранний период своего функционирования (от середины XIV до середины XV века), в деловом языке канцелярии великих князей литовских — западнорусском письменном языке — для обозначения пограничных со Степью земель используется слово «украина», а местных жителей называют «украинниками», или «людьми украинными». В то время понятие «Украина» могло распространяться и на юг Великого княжества Литовского в целом. В письме от 1500 года к крымскому хану Менгли-Герею великий князь литовский называет «нашими украинами» Киевскую, Волынскую и Подольскую земли, в привилее 1539 года на сооружение замка в Киевском Полесье (далеко от границ с «Диким Полем») мотивируется пользой таких замков «на Украине».

На территории Речи Посполитой это название закрепилось в качестве имени собственного за юго-восточными рубежами государства (см. Юго-Западная Русь), граничащими на юге с кочевым миром (Диким Полем). Термин «украинец» применительно к современной Украине первоначально обозначал только жителей востока этой территории, затем распространился «на всю территорию, называвшуюся прежде малорусской». В XVI—XVII веках слово «украинцы» (ukraińcy) в своём специфическом значении употребляли поляки — так обозначались польские шляхтичи и кнехты приграничных восточных земель. Первое письменное упоминание термина «украинцы» датировано 1596 годом в связи с восстанием Наливайко. Его употребляет гетман коронный Станислав Жолкевский как название польских кнехтов, которые устроили расправу над казаками и их семьями после Солоницкого боя. Как пишет российский историк Фёдор Гайда, поляки никогда не распространяли этот термин на русское (восточнославянское) население Украины, кроме как в личных прозвищах, а с середины XVII века термин «украинец» из польских документов пропадает. В 1657 году в письме к Ивану Выговскому с Волыни термин «украинцы» был впервые употреблен в качестве эндоэтнонима; такое словоупотребление утверждается в 1670-х гг., однако в начале XVIII века приобретает региональный характер, обозначая, как правило, население Левобережья.

В Северо-Восточной Руси, а позднее и во всём Русском царстве, название «украина» применялось к самым различным пограничным областям («окская украина», «псковская украина», «сибирская украина», «слободская украина»). Со второй половины XVII века и московские подданные изредка начинают употреблять слово «украинцы» в отношении малороссийского казачества (в частности, так поступал Юрий Крижанич).

В качестве этнонима пограничный термин «украинцы» появляется в литературном русском языке в первой половине XIX века (например, у Кондратия Рылеева, Измаила Срезневского), однако в творчестве Тараса Шевченко он ещё полностью отсутствует. Распространяется и популяризируется со второй половины XIX столетия. В рамках ранней советской идеологии и политики коренизации термин «малороссы» был объявлен «шовинистским» и упразднён.

Некоторые украинские лингвисты и историки (например, Виталий Скляренко, Григорий Пивторак, Фёдор Шевченко выдвинули альтернативную версию происхождения названия страны и, соответственно, народа. Эти авторы полагают, что название Украины изначально означало просто «страна» (аналогично край, укр. країна), а также «удел», «самостоятельное княжество», «земля, заселённая своим народом», и что при этом термины «україна» и «окраїна» всегда чётко различались по смыслу.

В ХІХ в. и почти до середины XX в. украинская этническая территория выходила далеко за пределы современной территории Украины, охватывая некоторые районы современных государственных территорий Белоруссии, Российской Федерации, Молдавии, Румынии, Словакии и Польши. Украинская этническая территория на время создания Украинской Народной Республики (1917 г.) и последующей борьбы за её независимость, по оценке одного из основоположников украинской географии С.Рудницкого, составляла от 905 тыс. км.² до 1056 тыс. км.² с населением 51,2 −53,9 млн жителей и удельным весом этнических украинцев 71,3-71,7 %. Другой украинский географ, В.Кубиевич (Кубийович), оценивал площадь украинской этнической территории на 1933 г. (без учёта последствий массового голода 1932—1933 гг) в 932 тыс. км², в том числе 728,5 тыс. км² составляла сплошная украинская этническая территория, 203,6 — смешанная.

Украина - государство Центрально-Восточной Европы. Она охватывает юго-запад Воррррнноьношсточноевропейской равнины, часть Карпат и Крымские горы. На юге Украину омывают воды Азовского и Черного морей. Значительная часть Украины лежит в бассейне реки Днепр, разделяет ее на Правобережье и Левобережье. 

 Площадь территории Украины составляет 603 700 км2. По этому показателю она занимает 41 место в мире.

 С севера на юг наше государство простирается на 893 км, с запада на восток - 1316 км.

 Украина имеет сухопутную и морскую границу, общая длина которой 7590 километров. Сухопутная граница страны простирается на 5631 км и состоит из трех участков - западной, северной и восточной. Длина морской границы составляет 1959 км.

 На суше Украина граничит с:

  1. Российской Федерацией (1962 км)

  2. Республикой Молдова (1202 км)

  3. Республикой Беларусь (1084 км)

  4. Польшей (542)

  5. Словацкой Республикой (98 км)

  6. Венгрией (135 км)

  7. Румынией (608 км)








Выход к странам Центральной и Западной Европы обеспечивает участок границы в 2590 км. Расстояние до условной столицы Европы - Страсбург - не превышает 2000 км.

 Важное значение для страны имеет выход к Черному и Азовскому морям, на берегах которых расположены крупные порты, связывающие Украину практически со всеми прибрежными странами мира.

 Физико-географическое положение Украины можно оценить как благоприятное для развития хозяйственной деятельности населения и экономики страны в целом. Значительные размеры Украины обусловили разнообразие ее природных условий и ресурсов. Территория Украины расположена в Восточной Европе в пределах умеренного климатического пояса, что обеспечивает достаточное поступление солнечного тепла и формирования климата, комфортного для жизни и деятельности людей. Преобладание равнинного рельефа способствует развитию строительства, прокладке транспортных путей, расселению людей. Равнинная часть страны расположена в пределах трех природных зон, последовательно изменяются в широтном направлении: смешанных лесов, лесостепной и степной. 

Известная на территории Украины с древних времен обработка льна, конопли и шерсти для изготовления тканей была неотъемлемой частью домашних промыслов крестьянской семьи. Коноплю брали в два приема: в период цветения - "плоскиньи осенью "матірку". Причем из плоскини получалось лучшее полотно. Катирку; как и плоскинь, вымачивали в реках или прудах. Лен также вымачивали, расстилая на лугу ("росяне мочіння"), а потом прочесывали и мяли на досках или на полу. Пряли самодельным веретеном, а со второй половины XIX в. - самопрялкой. Красили растительными красками собственного приготовления.

Овечью шерсть мыли, перебирали и прочесывали на досках с набитыми гвоздями ("гремплях"), а потом пряли. Шерстяную, льняную и конопляную пряжу сновали и ткали, сбивали и валяли сукно на ручных ступах.

На Украине бытовали преимущественно горизонтальные ткацкие станки, вертикальные применялись в основном для изготовления ковров.На территории Украины еще со времен Киевской Руси был развит и такой вид ткачества, как ковроделие. Ковры ("килими", "коци") были важным элементом интерьера, украинской хаты. Известны односторонние и двусторонние ковры, гладкие и ворсистые; ткались они на горизонтальных и вертикальных станках.Обработка шкур велась различными способами с применением хлебного кваса, мела, золы, дубовой коры, глины и т.д. Обработка кожи дифференцировалась на четыре самостоятельных ремесла: "куи-нирство" - изготовление овчины, "чинбарство" - изготовление кожи, "шевство" - шитье обуви я "лимарство" - изготовление сбруи.

Деревообрабатывающие промыслы были развиты в лесных я лесостепных районах в качестве одного из видов приработка или даже основного занятия крестьянства.

Из дерева делали возы, сани, лодки, лавки, полки для мисок - "мисники", ткацкие станки, сундуки ("скрині"), ведра, бочки, корыта ("ночви"), бочки для сала (бодни) ложки, миски, ковши, лопаты, коромысла, ульи. На основе использования древесных материалов развивались такие специальности, как токари по дереву, столяры, плотники, бондари, "стельмашество" (изготовление возов) и др.У ремесленников имелся богатый набор плотничных инструментов: долото, сверла, токарный станок, рубанок, резцы для вырезывания мисок и ложек и др.

Мастера по дереву изготовляли высокохудожественные изделия. Резьбой украшались деревянные детали архитектурных построек: матица ("сволок"), фронтоны и их завершения, кронштейны, поддерживающие свесы крыв, столбики галереек, наборные двери, окна я др. В Карпатах и Прикарпатье резьбой покрывали лавки, отолы, бочки ("бервки"), прялки, миски для зерна ("засипанки").

Изделия резчиков по дереву славились оригинальными формами и разнообразием орнаментов, причем орнамент не только вырезали, но и выжигали.

Изготовляя разнообразные деревянные изделия, мастер учитывал их назначение. С этой целью, например ведра делались из разных пород дерева: дно из дуба, а клепки из сосны. Оригинальными изделиями мастеров по дереву были скрыни. Они делались двух типов, подобные сундуку с расписным орнаментом - "скрині" и долбленой кадушке с крышкой -"бодни". Скрыни могли быть на ножках, колесиках и планочках. В отделке широко применялась раскраска и резьба ("цифрування"). Скрыни в украинских селах расписывали так же, как это делали другие восточные славяне и соседние народы. В быту украинцев скрыня занимала важное место. Ее ставили на видное место, у бедняков она нередко заменяла стол. Особое место скрыне вместе с содержимым отводилось на традиционной свадьбе.

Для сохранения зерна из целых колод дерева выдалбливали или выжигали "кадуби", а для стирки белья - "жлукто". Выдалбливали также ульи, корыта, ступы и т.д.

Одной из важнейших отраслей деревообрабатывающих промыслов было "стельмашество" - изготовление возов, колес, полозов для саней. Для изготовления гнутых деревянных деталей использовали "парню" - землянку с двойными стенами, между которыми засыпался песок.

Украинская керамика - давняя и самобытная отрасль материальной культуры народа. Гончарством занимались целые семьи, передавая опыт из поколения в поколение.

Кухонные горшки (борщівники), "кашники", "двойнята-близнята", "макітри", "кринки") делались, как правило, без полива и скупо украшались. Столовая посуда ("миски", глиняные "чарки", "глечики") чане покрывалась поливой и украшалась растительный или геометрическим орнаментом.

В ХVШ-ХІХ вв. на Украине известны керамические детские игрушки - специфическая разновидность украинского изобразительного искусства.

Особенности воспитания- система ценностей, обеспечивающая самобытность нации ее прогрессивное развитие и культурную самоидентификацию и содействующая формированию межэтнических и межгосударственных отношений. Базируется на общечеловеческих ценностях и включает в себя те черты, которые отвечают духовности и обычаям народа. Это зависит от государственного строя, мировоззрения, религии и морали, от уровня развития культуры, национальных особенностей народа. Цель воспитания, определяет систему образования и воспитания, ее содержание, методы, формы.

Национальное воспитание подрастающего поколения Украины отвечает общей цели развития нации, цивилизованному пути становления гражданского демократического общества. Конечной целью воспитания личности

является ее подготовка к выполнению комплекса ролей, необходимых для

общественной жизни: гражданина, труженика, общественного деятеля,

семьянина, товарища.

2.Численность населения Украины по состоянию на 1 октября 2017 года по данным Госстата Украины составила 42 265 130 постоянных жителей и 42 434 767 человек наличного населения.




3.Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим раз­нообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатст­во отделки, насыщенный колорит.

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.



4. Национальные традиции.

Вся жизнь украинцев, как будничная, так и праздничная, пропитана сводом интересных обычаев, которые прошли сквозь века. Украинская молодежь, как правило, с удовольствием перенимает эти традиции, поддерживая духовную преемственность со своими предками. При этом, во всех обычаях ярко прослеживается переплетение языческих и христианских верований, что добавляет обрядам красочности. Гостям страны, зачастую, предоставляется уникальная возможность окунуться в мир украинской культуры, приняв участье в празднованиях Рождества, Масляной, Пасхи или Ивана Купала, полюбоваться таинственным обрядом венчания, послушать колядки и гаивки, попробовать вкуснейшую обрядовую еду, такую как кутья, паска, и даже присоединиться к увлекательному процессу раскрашивания пасхальных яиц. 

Рождество

Во время рождественских праздников в Украине популярна традиция колядования, когда дети ходят от дома к дому, поют рождественские песни и желают хозяевам мира и процветания, «засевая» пол зернами пшеницы или ячменя, что несет в дом благосостояние и счастье. В благодарность хозяева одаривают детей сладостями и монетками, которые приносят удачу на весь год. На сочельник (Святой Вечер) в преддверии Рождества строго соблюдается традиция подачи 12 постных блюд – по количеству апостолов. На столе, традиционно, кутья, узвар, свежевыпеченный хлеби вареники, в которые хозяйки прячут монетки. Кто монетку найдет – тому и будет сопутствовать удача в новом году. Особо почетное место в доме занимает Дидух, заботливо сохраненный со времен сенокоса, в который вставляют стебли различных злаковых культур, как то овёс, жито, пшеницу, а также мягкое пахучее сено. За столом поют рождественские песни, вспоминают все хорошее, что было в уходящем году, и желают друг другу здоровья и счастья.


Масленица

Неделя предшествующая Великому Посту совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, поэтому празднование Масленицы всегда отличалось особым весельем, поскольку, впереди 7 недель суровых ограничений в еде, помыслах и поступках. Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, - они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. В Украине, наряду с блинами, особой популярностью пользуются вареники с творогом. В воскресенье проводятся массовые гуляния и забавы. Кроме того, в этот день принято просить прощения у всех родственников и соседей, чтобы очиститься от всех скверных мыслей.


Пасха

Пасха – главный православный праздник. В этот день души верующих переполняются светлой радостью, этому содействует и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в гармонии с Вселенской радостью встречают воскресение Христа. В ночь на Пасху не принято спать, с вечера все идут в церковь на всенощную службу. В красивых корзинах несут разнообразные кушанья для освящения, а возвратившись, начинают разговляться. Каким бы ни было кулинарное разнообразие на столе, начинать праздничный обед нужно с пасхального хлеба Паски. В этот день каждый православный христианин приветствует других словами «Христос Воскрес!» и получает в ответ подтверждение этих слов «Воистину Воскрес!». 

Ивана Купала

Древний славянский праздник Ивана Купала в честь солнца отмечают в день летнего солнце стояния. Он наполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами. В этот день смельчаки прыгают через костер, а в полночь ищут цветок папоротника, чтобы получить способность видеть будущее и обрести несметные богатства. Берегини семейного рода и очага плетут венки. Девушки и женщины ранним утром идут в лес или на поле, заговаривают там траву на здоровье своим близким и родным, прыгают с травой через огонь и потом плетут венок из этой травы мужу и себе. Незамужние девушки пускают свои венки по воде: к какому берегу он прибьется – туда девушка и замуж пойдет.

Свадебные традиции

Семья для украинцев имеет огромное значение, именно поэтому свадебные традиции, обряды венчания и крещения соблюдаются с особой тщательностью. Свадебные церемонии начинаются с обряда сватания: жених засылает старост, уважаемых пожилых людей, которые просят руки невесты. В случае согласия девушка выносит вышитый рушник, а «гарбуз» - в случае отказа. За несколько дней до свадьбы выпекался традиционный обрядовый хлеб – каравай. В день свадьбы молодой отправляется за молодой, где во дворе с него требуется выкуп. После церковного обряда венчания, праздновать, по традиции, отправляются в дом молодого, а после праздничного обеда молодой расплетают косу и повязывают косынку, в знак того, что она уже замужняя женщина. Гуляния, игры и песни, зачастую, продолжаются и на следующий день.

Свадебные костюмы Киевской области.

5. Национальное творчество. Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура на протяжении длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII вв., и культурное возрождение в XIX веке.

6. Национальная кухня.

Украи́нская кухня — характерный стиль приготовления пищи, практики и традиций, связанных с украинской культурой. Украинская кухня складывалась на протяжении многих веков. На всей территории современной Украины она остаётся достаточно однородной как по применяемому набору продуктов, так и по способам их переработки. Некоторые её блюда получили широкое распространение среди других народов, особенно славянских, как восточных, так и западных.



7.Национальные особенности воспитания подрастающего поколения.

В условии обновления украинской национальной системы образования, замечается особенная потребность возрождения украинской традиции семейного воспитания в качестве источника духовного и нравственного развития личности, эффективного средства формирования национального сознания, поддержки норм ценности украинского менталитета.

Семейное воспитание является ядром образовательного процесса. Традиционное украинское семейное воспитание–исторически сложившиеся, отполировано использованием в течение многих веков в украинской среде педагогических идеи, идеалов, направленных на развитие энергичной личности, обеспечения развития духовного единства, непрерывности, наследственности поколений.

8.Национальные поговорки, пословицы.

Нема на світі другої України, немає другого Дніпра

Без верби і калини немає України.

Не лізь поперед батька в пекло.

Моя хата з краю, нічого не знаю.

Не мала баба клопоту — купила порося.

Не кажи «гоп», доки не перескочив.

9. Национальная игрушка.

Первые игрушки делались из глины, лозы, дерева. Они были частью народных ремесел. Мастера изготавливали вещи для употребления в быту, а из остатков – то, что дарило счастье ребятам: лошадок, тележки, игрушечную мебель. Из глины лепили свистульки и небольшие фигурки людей, животных. Занимались такой мелочью, как правило, жены и дети гончаров. Между прочим, считалось,

что такие фигурки не просто приносят радость детям, но и оберегают их от болезней. Наши предки верили, что достаточно подуть в свистульку или в деревянную свирель, сказать простой отговор от сглаза – и все напасти как рукой снимет.
Из лозы и соломы наши предки плели кукол. И сейчас на ярмарках народных промыслов, в сувенирных лавках можно встретить чудаковатые соломенные фигуры с перевязанной талией и длинными руками – это обереги, которые, по поверьям, приносят счастье и достаток в дом. Кстати, кукла могла сопровождать девушку до замужества: ее давали в приданое, впоследствии она могла переходить от матери к дочери. В народном фольклоре есть сказки, в которых добрая кукла помогает девушке в трудных и, казалось бы, безвыходных ситуациях. Кукла-мотанка Особо следует сказать о традиционных для Украины куклах-мотанках. Изначально у них не было ни рук, ни ног. Это куклы без лица, которое заменял вышитый сакральный крест: вертикальная полоса символизировала мужское начало, а горизонтальная – женское. Иначе – небо и земля. Из ниток делали волосы, из кусочков ткани – одежду. Есть еще одно объяснение, почему у этих кукол не было лица. Если ребенок болел, в такую куклу символически «зашивали» недуги и потом сжигали. Потому и нельзя было делать ее похожей на какого-то человека, чтобы исподволь не навредить ему. С таинственной незнакомки без лица мы и начнем наше знакомство с украинской игрушкой.


Узловая кукла, или мотанка, изготовленная в технике наматывания, накручивания ткани и ниток – одна из самых древних украинских игрушек. Ее история уходит корнями в прошлое на несколько тысячелетий, к Трипольской культуре. Такая кукла считалась оберегом, берегиней рода и символом связи между поколениями.
Аутентичная мотанка имела много вариаций, ведь процесс изготовления – это творчество, и каждая женщина вкладывала в него свое видение. К тому же разные традиции были в регионах. Историки выделяют три основных вида: игровая, бытовая и обрядовая куклы. Куклы-княгини (или невесты), «молодицы» и «неньки» сопровождали девочку до замужества и готовили ее к браку. Популярны были и фигурки жениха и невесты. А к замужеству девушка получала куклу-оберег, которая должна была хранить ее дом и новую семью.


На Рождество обычно дарили куклу-крупеничку, в изготовлении которой использовалось зерно: оно символизировало достаток. Популярны были и травницы с зашитой мятой, мелиссой, пустырником, ромашкой. Такие дарят владельцу крепкий сон.
10. Национальная литература (сказки, сказы, мифы, стихи)

Самобытным явлением средневековой литературы являются полемические произведения Ивана Вишенского, Мелетия Смотрицкого, Феофана Прокоповича и др. Вершина давней украинской литературы периода барокко — творчество поэта и философа Григория Сковороды (1722—1794). «Русский Сократ» путешествовал по Украине и странам Центральной Европы, чтобы поближе узнать людей. Сквозной для философии Григория Сковороды была проблема счастья, которая мыслилась им через раскрытие божественной сущности человека, выявление таланта, заложенной в неё Богом, обеспечивающий работу по призванию. Слова философа «Мир ловил меня, но не поймал», которые он завещал отчеканить на своей могиле, стали ещё одним свидетельством преданности Григория Сковороды духовной жизни перед земными суетностью и суетою.

В конце XVIII века бурлескно-травестийная поэма Ивана Котляревского «Энеида» знаменовала появление новейшего литературного украинского языка и начало современной украинской литературы. Это произведение вобрало в себя жемчужины украинского юмора, отразило яркий народный быт. Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен другими писателями, прежде всего членами так называемого харьковского кружка (Пётр Гулак-Артемовский, Евгений Гребёнка). К харьковскому кружку принадлежал также Григорий Квитка-Основьяненко — основоположник украинской художественной прозы, который прервал традицию использования украинского языка только в комических жанрах.

XIX век — это эпоха становления национального самосознания. Поэтический сборник «Кобзарь» Тараса Шевченко, который вышел в 1840 году, по мнению Юрия Луцкого фактически стал провозглашением литературной и интеллектуальной независимости украинцев. Творчество Тараса Шевченко определило на десятилетия вперёд дальнейшее развитие украинской литературы — не только поэзии, но и прозы и драматургии. Шевченковская поэзия стала важным этапом в развитии украинского литературного языка. Шевченко продолжил процесс его формирования, начатый ещё его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко, поэты-романтики и др.), осуществив её синтез с живым народным языком и обогатив изобразительные возможности украинского художественного слова. Имя Тараса Шевченко стало символом украинской культуры в мире.

Литературный процесс второй половины XIX века формировался под влиянием творчества целой плеяды талантливых писателей — Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Ольги Кобылянской, Бориса Гринченко и др. Для литературы того времени характерны разнообразие художественных направлений и индивидуальных стилей писательства, использование различных жанров — от эпических романов и повестей к новеллам, фельетонам, рассказам и т. п. Значительная часть писателей этой эпохи вела активную политическую и просветительскую деятельность.

Примером универсальной личности в истории не только украинского, но и мировой культуры является фигура Ивана Франко — поэта, прозаика, драматурга, журналиста, литературного критика, теоретика и переводчика. Творческий задел Ивана Франко поражает своей необъятностью (более 50 томов). Писатель одним из первых начал переводить произведения мировой литературы на украинский язык (Гёте, Генрих Гейне, Байрон).

С появлением на рубеже веков нового поколения авторов украинская литература испытывает влияния европейского модернизма. Наиболее ярко этот подход сказался на творчестве двух ведущих литературных деятелей этого периода — поэтессы Леси Украинки и прозаика Михаила Коцюбинского.

Леся Украинка обогатила украинскую литературу образами мировой литературы и сюжетами из истории, мифологии различных эпох и различных народов мира. Наряду с собственным поэтическим творчеством Леся Украинка занималась переводами. Ей принадлежат замечательные переводы из произведений Гомера, Генриха Гейне, Шекспира, Байрона, Виктора Гюго, египетских и итальянских народных песен, индийский эпос.

Михаил Коцюбинский — автор получившей мировую известность повести «Тени забытых предков», в которой реалистичность в описании крестьянского быта сочетается с поэтическим восприятием жизни.

11. Национальная игра

Печки

Для игры необходимы маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле на одной линии недалеко друг от друга выкапывают ряд ямок – печек (если грунт мягкий, то ямки можно выдавить каблуком или мячиком). Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик. Количество печек соответствует количеству игроков.

Игроки становятся с двух сторон линии печек, каждый около своей печки. Крайние игроки становятся лицом друг к другу, они и начинают игру.


Крайний игрок прокатывает мячик по печкам. Если мячик не останется ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад. Когда же мяч застрянет в чьей-либо печке, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке оказался мяч, кидает его в одного из участников игры, выбитый ловит мяч и в свою очередь бьет им другого игрока. При этом бросать следует с того места, где мяч настиг играющего. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются к своим печкам. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру с начала.

За второй промах около печки «мазуна» проводят черту, а за третий промах делают гнездо и сажают палочку–квочку. За каждый дальнейший промах около печки втыкают палчку–цьплёнка. Когда у кого-либо наберется пять цыплят, их прячут, а хозяин квочки должен их найти и раздать остальным игрокам, т. е. догнать и дотронуться палочкой. Все остальные игроки убегают от квочки. Игра начинается сначала.

Правила игры. Количество игроков — от пяти до семи. У каждого своя печка, около которой отмечаются промахи. Салить мячом надо с места и только в ноги. В конце игры хозяин квочки салит до тех пор, пока у него не останется ни одной палочки.

12. Выдающиеся люди.

Княгиня Ольга (ок. 920-969) Политик, глава Древнерусского государства. После смерти мужа, князя Игоря, Ольга стала первой женщиной, правившей Древнерусским государством.












Ярослав Владимирович (Мудрый)

(ок. 978–1054)

Политик,

глава Древнерусского государства

Мудрым князь прослыл в народе благодаря тому, что вознес на мировой уровень культуру и образование. При нем возникли школы живописи, каменного строительства и летописания, открывались учебные заведения. При Софийском соборе в Киеве была собрана обширная библиотека.







Богдан Хмельницкий

(1595-1657)

Политик, гетман

  Богдан Хмельницкий возглавил первое успешное казацкое восстание, целью которого была независимость украинских земель. Он — первый гетман украинского государства, отделившегося от Речи Посполитой.






Николай Гоголь

(1809-1852)

Писатель

 Николай Гоголь обозначил главные темы русскоязычной литературы на два столетия вперед — взяточничество во власти, скудоумие чиновников, провинциальную ограниченность общества. Уроженец Сорочинцев на Полтавщине, Гоголь ввел в мировую культуру украинский романтический фольклор, прежде всего демонологию, издав сборник новелл Вечера на хуторе близ Диканьки.




Тарас Шевченко

(1814-1861)

Поэт, прозаик, художник

 Имя Тараса Шевченко стало для многих поколений украинцев символом свободы, его философия — национальной идеей, а произведения — обязательной частью гуманитарного образования. По значимости для соотечественников его поэтический сборник Кобзарь литературоведы приравнивают к Евангелию.








Михаил Драгоманов

(1841-1895)

Историк, фольклорист, общественный деятель

  Михаил Драгоманов — первый украинский ученый, заявивший мировому сообществу о притеснениях украинского языка и культуры в Российской империи. Этому был посвящен его доклад на Парижском литературном конгрессе 1878 года. Двумя годами ранее император Александр ІІ подписал так называемый Эмский указ, согласно которому запрещалось ввозить в Российскую империю и издавать книги на украинском языке, ставить украинские театральные представления, печатать ноты с украинскими текстами и преподавать на украинском.



Михаил Грушевский

(1866-1934)

Историк, политический деятель

  

Михаил Грушевский знаменит как создатель первого фундаментального исследования по отечественной истории — История Украины-Руси. Этот труд занял у Грушевского три десятилетия, причем на эти годы пришлось и время создания Украинской Независимой Республики, когда ученый был главой первого национального парламента — Центральной Рады.


13.Особенности национального воспитания и образования сегодня.

Идеи национального воспитания всегда были актуальными для педагогической элиты Украины. Такие известные украинские деятели, К. Ушинский, Г. Ващенко, С. Русова, И. Огиенко, А. Савченко, А. Духнович и А. Волошин) и многие другие, обращали внимание в своих работах на особое значение формирования национального сознания подрастающего личности. [3, с. 33].

В одной из заповедей основателя национальной системы воспитания Ушинского отмечается, что обучение и воспитание без гуманистического содержания и характера, если они не будут глубоко национальными. Национальное воспитание, по словам Ушинского, – это естественное воспитание, т.е. овладения ребенком материнским языком, традициями, познания святынь своего народа, истории и культуры родного народа. А прочной основой для формирования личности является наследственные признаки, которые передаются от родителей к детям является естественным благоприятной почвой для формирования национальной психологии, национального характера и национального мировоззрения. Самобытность национальной психологии, национального характера обусловлены материальными и культурно-бытовыми обстоятельствами. В процессе национального воспитания студенческой молодежи ведущее место принадлежит образовательной составляющей, которая дополняется и расширяется воспитанием в духе национальности.

Особенности современной системы национального воспитания обусловлены возрождением корней национального прошлого: истории, государственных традиций, духовности. «Углубляясь в изначальную историю своего народа, преодолевая историческое беспамятство, сможем восстановить и обновить национальное достоинство каждого нашего гражданина, сформировать у него патриотические чувства и убеждения».

Главной целью национального воспитания на современном этапе развития общества является передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт граждан Украины, которые включают в себя национальное сознание, развитую духовность, моральную, художественно -эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру. Воспитание гражданина должно быть направлено прежде всего на развитие патриотизма – любви к своему народу, к Украине. Важным качеством украинского патриотизма должна быть забота о благе народа, содействие становлению и утверждению Украины как правового, демократического государства, готовность отстоять независимость Родины.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сам ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур и традиций возрастает в современном мире, где каждая специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.

Цивилизация зародилась тысячи лет назад среди песков и камней долин Тигра, Евфрата, Нила, а позднее - на берегах Средиземного моря. Навсегда культурными достижениями человечества останутся: Шумерское письмо, появившееся почти 5 тыс. лет назад; Греческая Олимпия, где В 776 году до н.э. был зажжён первый Олимпийский огонь; древнеримский театр Колизей на 50тыс и цирк Максимус-350тыс зрителей; Пирамиды в Египте; Гуманизм эпохи Возрождения; кругосветное плавание Магеллана и открытие Америки Колумбом; изобретение первой электрической лампочки П.Н. Яблочковым в 1876году; создание американцем Х. Эйкеном первого компьютера (вычислительной машины, весом 5 тонн с 3304 переключателями); первый полет в космос Ю.А. Гагарина на космическом корабле "Восток"12 апреля 1961.

Однако были в истории человечества и печальные вехи. Это войны. Первая мировая война привела к серьёзным ослаблениям, вторая к колоссальным разрушениям в Европе. В ХХ веке существовала модель монокультуры, отрицающая многообразие существующих в мире культур, основанная на утверждении господства одной национальной культуры, одной нации и одного государства - тысячелетнего рейха -германский фашизм. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения: идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид; ксенофобия по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Культура превращена в антикультуру.

Становление мировой культуры 20 века сопровождалось мощным движением роста национальных культур. Всех объединяет единая общечеловеческая культура, связывающая людей и народы общими общечеловеческими ценностями, гуманизмом, распространением передовых знаний, взаимообогащением национальных культур, экологическим отношением к природе.


















Список литературы

1. Антонович Д. , Украинская культура, - К: Наукова Думка, 1993;

2. История украинской культуры // под ред. Кригьякевича И. , - К: Либидь, 1994;

3. Культура украинского народа/ Русановский В.М. , Гончаренко Н.В. , - К: Либидь, 1994;

4. Огиенко И. , Украинская культура, К: Наукова Думка, 1991;

5. Словарь по украиноведению, - К: Украинский писатель, 1995.

6. Семинишин Л. , Тысяча лет украинской культуры, - К: Украинский писатель, 1985;

7. История Украинской УССР/ под ред. Гуржий Н.А. , - К: Наукова думка, 1969;

8. Советская историческая энциклопедия, - М: Советская энциклопедия, 1969.

9. Дом солнца. Режим доступа: http://www.sunhome.ru/journal/125209/p2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!