СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭТНОТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ(в т.ч. С ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ ОВЗ) , СОХРАНЕНИЯ , ПРИУМНОЖЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурное воспитание в настоящее время является одним из приоритетных направлений в образовательной политике Российского  государства

Просмотр содержимого документа
«ЭТНОТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ(в т.ч. С ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ ОВЗ) , СОХРАНЕНИЯ , ПРИУМНОЖЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.»

ЭТНОТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ , СОХРАНЕНИЯ , ПРИУМНОЖЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.


Ярош Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ лицей №10 г. Ставрополя


У каждого народа существуют свои культурные традиции, которые люди чтят и передают из поколения в поколение. Культура народов Кавказа очень интересна и разнообразна по своей музыке, языку и быту.

Этнокультурное воспитание школьников в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российского государства. Так, в национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. (одобренной постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. за № 751) основными задачами государства в сфере образования признаются, среди прочих, сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур.[1]

Театрализованная деятельность в общеобразовательном учреждении – превосходная возможность приобщить ребёнка к национальной культуре, что и явилось основной целью этнотеатра «Истоки ».

Цель этнотеатрализации - повышение этнической осведомленности детей,  обеспечивающей успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры, сохранение культурных традиций народов Кавказа.

Задачи:

  •  Обеспечение необходимых условий для личностного, творческого, социального развития детей, способствующих формированию активной жизненной гражданской позиции.

  •  Формирование устойчивого интереса к изучению культуры, традиций и обычаев народов Кавказа;

  •  Приобретение обучающимися знаний и практики в области театрального искусства, освоение основ театральных профессий.

  •  Воспитание юного зрителя, формирование творческого мировосприятия обучающихся.

  • укрепление детско-родительских отношений, осуществление связей школы с семьей

Педагогическая целесообразность заключается в передаче накопленного духовного опыта и формировании культурной основы личности ребенка.

Театрализованная деятельность сочетает интеграцию всех направлений развития детей и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Работа этнотеатра «Истоки», способствует общему развитию детей, помогает раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащая внутренний мир детей.[4]

Основная часть

Особенности деятельности этнотеатра:

  • театрализация должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно только при интегративном подходе.

  • смена динамических поз и видов детской деятельности, использование большого наглядного материала и атрибутов и, конечно, костюмов.

  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе слушания музыкальных произведений;

  • разучивание движений к народным танцам, народным обрядам обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья школьников;

Направления работы.

1. Постановка театральных миниатюр на уроках русского языка и литературы , театрализованных представлений с участием детей и учителей школы во внеурочное время.

2. Работа пресс-центра: фотовыставка, демонстрация видеофильмов о театральных постановках, создание программ и афиш.

3. Театральная костюмерная: пошив сценических костюмов, изготовление театрального реквизита. Интерактивная площадка для фотосессий с возможностью примерки театральных образов, мастер-классы по шитью и прикладному творчеству.

4. Интерактив «Театральный кастинг»: разучивание сказок народов Кавказа с использованием магнитного кукольного театра, японского театра рисунков и лоскутной аппликации на уроках литературы .

5. Обучение сценическому движению, хореографии. Флеш-моб и применение во внеурочной деятельности.

Организация работы с детьми

Приобщению детей к миру театра способствуют мастер – классы по актерскому мастерству «Страна Театралия». Подача информации для детей проходит более динамично,  живо и легко благодаря организованной предметно-игровой среде. Дети с большим интересом на уроках литературы принимают участие и следят за игровым ходом в презентации «Путешествие в страну Театралию».

Для расширения знаний детей о Ставропольском крае, о его жителях актуален просмотр презентации «Загадочный Кавказ», в ходе которого дети узнают много нового и интересного о культуре, традициях и обычаях народов Кавказа.

Костюмированные новогодние представления для обучающихся начальной школы «Новый год стучится в дом», «Как царя женили мы..» проводятся во внеурочное время в форме инсценированного сюжета, основанного на традициях народов Кавказа и направленного на раскрытие творческого самовыражения детей, владение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, интонации и др.) и невербальными - способность демонстрировать свой костюм, передавать образ персонажа, взаимодействовать со сверстниками в игре.

Ежегодное проведение театрализованных осенних посиделок, посвященных Дню урожая «Хлеб - всему голова», «Картошка-матушка», «Печка-кормилица». На этих посиделках ребята сами знакомят своих родителей с теми традициями народов Кавказа, с которыми самостоятельно познакомились. Это способствует развитию творческих способностей детей, интонационной выразительности речи, умению вести ролевой диалог, передать различные эмоциональные состояния своих персонажей.

Обычаи продолжают жить в обыденной жизни ребят. Они с большим удовольствием празднуют праздник Рамазан и Пасху, угощая друг друга национальными блюдами. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность.

Особо удачной была постановка «Смерть и воин» А.Т. Твардовского. [Приложение1, Приложение 11. Рис. 15 ]. Рассказы о Великой Отечественной войне расширяют знания обучающихся, помогают вместе с героями постановок пережить эмоции от тягот и лишений во время войны.

В рамках реализации работы этнотеатра «Истоки» изготовлены декорации к русским народным и сказкам народов Кавказа, сшиты костюмы, организованы театральные показы и дефиле изготовленных костюмов.

В лицее на базе школьного музея организован Этнографический центр «Истоки», где представлены предметы быта, костюмы, куклы народов Кавказа. Этот материал находит широкое применение в урочной и внеурочной деятельности.

Наиболее эффективные виды деятельности этнографического театра:

Народные посиделки

Инсценировка сказок народов Кавказа

Воспроизведение элементов обычаев народов

Изготовление народных костюмов

Творческие игры

Театральные постановки и пластические этюды, упражнения на развитие мимики, жестов: «Волшебные превращения», «Разные лица» - передать своё внутреннее состояние при помощи мимики и пластики движений, выражать эмоции на основе литературного текста; освоение способов сценического взаимодействия персонажей.

Игры на развитие ориентировки: «Запомни свое место», «Оленьи упряжки», «Поймай оленя»,  «Рыбаки и рыбки», «Иголочка и ниточка», «Тропинка».

Сотрудничество с родителями.

Существование в школе театра фольклорной направленности немыслимо без сотрудничества членов семей учеников - родителей, бабушек, дедушек и др., которые помогают с изготовлением костюмов, а также консультируют по вопросам бытования обрядов в прошлом. В настоящее время театрализация обряда, в частности, изготовление костюма (в процессе репетиций участники не только отрабатывают сценические действия, но и нередко сами выполняют вышивки или реконструируют старинную одежду), перевоплощение с его помощью или переодевание в ходе сценической постановки может иметь не только художественно-воспитательное значение, но и смыслообразующее, формирующее систему взглядов и убеждений личности, т.к. перевоплощение при помощи переодевания в национальный костюм для современных людей - это не просто принятие роли и ее исполнение, это ситуация, в которой возможен культурный диалог между поколениями.[2].

Формы работы :

Традиционные:

  • анкетирование, беседы, консультации, собрания, папки-передвижки, тематические выставки, совместные мероприятия, праздники, досуги, развлечения.

Интерактивные формы:

  • тренинги, лекции-беседы, дискуссии, обучающие занятия.

Положительные стороны работы:

  • Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.

  • Повысили общую и музыкальную культуру.

  • Имеют представление о некоторых традициях народов Кавказа

  • Посещение и участие концертов, постановок , беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами.

Сотрудничество с педагогами.

Тесное сотрудничество с учителем музыки, истории, обществознания, изобразительного искусства, СДДТ.

Положительные стороны работы:

  • повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.

  • систематизация работы для формирования интереса школьников к театральной деятельности через культуру народов Кавказа.

Последовательность этапов театрализации:

-подготовка к роли и формирование позиции;

- исполнение роли

- присвоение статуса человека определенной этнической культуры.

Подготовка к исполнению роли - самый трудоемкий и долговременный процесс, в котором и происходит формирование личностной позиции и который, в свою очередь, состоит из трех этапов

- теоретического;

- психологического;

- технического.

Теоретический этап подготовки к исполнению роли включает в себя изучение того этнографического материала, который будет воссоздаваться впоследствии на сцене. Этот этап должен начинаться с выявления в той среде, в которой проживают школьники, произведения фольклора. Это занятие требует определенной подготовки, следования определенным правилам. Так, наиболее полные сведения собирают в естественных условиях исполнения, т. е. когда народные рассказчики или сказочники исполняют фольклорные произведения (песни, сказки, игры, обряды, поговорки, народные приметы, былины и др.), непосредственно участвуя в старинных или современных обрядах, праздниках, или в процессе трудовой деятельности или отдыха.

В роли исполнителя может выступать как отдельное лицо, так и группа. Лучше, если записанное произведение будет иметь свой паспорт, в котором зафиксированы данные об исполнителе (ФИО, возраст, место рождения, образование, профессия и пр.) и условиях исполнения (место записи, кем записано, дата записи). Диктофонные или видеозаписи затем расшифровываются, при этом на бумаге верно передаются особенности речи - ударения, «аканье» или «оканье» и др. Затем все это пригодится на репетициях, при работе над ролью. Это очень важная работа, так как в наше время традиционный фольклор иссякает; люди, владеющие народным творчеством, уходят из жизни, а вместе с ними исчезают характерные речевые выражения, особенности диалектов. Если в школе есть краеведческий музей, то материалы музея (произведения фольклора, бытовавшие в прошлое время) помогут эмоционально прочувствовать дух и стиль прошедшей эпохи. Отличительными чертами этнотеатрализации как технологии этнокультурного воспитания школьников, являются ориентация на сотрудничество и сотворчество всех участников педагогического процесса, направленность на передачу от старших поколений к младшим опыта этнокультурных отношений (в частности, ролевого поведения, определяемого знаниями, социальными нормами, ценностями и смыслами), обеспечивающих осознанную деятельность по изучению, сохранению и развитию уникальности и своеобразия театральных традиций народной культуры, передаче их подрастающему поколению.

Список литературы и источников:

1.  Алфёров А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 384 с.

2.  Дембицкая Н.В., Обухова Е.А., Бакулина Г.А.: Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006. – 216 с.

3. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2004. – 172 с.

4. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 томах. – М.: ВЛАДОС, 1999. Т. 1. – 688 с.

5. Специальная педагогика: Учеб. пос. для студентов высших пед. учеб. заведений. Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др.; / под ред. Н.М. Назаровой. Изд. Второй стереотип. М., 2001.

6.Современные проблемы науки и образования. Сетевое издание.-: Бардаханова Татьяна Сергеевна

7. Проектная деятельность в ДОУ «Этнотеатр «Сказки народов Севера»» Незговорова Надежда Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №19Мурманская область, город Мончегорск

8. Презентация "Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей", декабрь 2020 г. ТЕАТР комментарии к презентации, декабрь 2020 г.

9. Презентация Школьный этнокультурный театр как ресурс развития детей, сентябрь 2021 г.

10. Корберг Т.С. «Инсценировка поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»»