СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Европейский опыт организации статистического наблюдения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Европейский опыт организации статистического наблюдения»

Зарубежный опыт организации статистики

История и отличительные особенности организации зарубежной статистики

Отцом современной зарубежной статистики считают бельгийского ученого Адольфа Кетле (1796-1874), который первым применил статистические методы обработки данных и совместно с известными математиками того времени организовал статистическую комиссию, которая ставила задачей пропаганду необходимости и важности организации серьезных статистических исследований.

Большой вклад в международную статистику внес англичанин Флоренс Найтингейл (1820-1910), пропагандировавший роль статистического анализа и необходимость использования данных статистики законодателями, политиками, предпринимателями. В статистике хорошо известны «критерии Пирсона», предложенные английским ученым Карлом Пирсоном (1857-1936). Корреляционная статистика разрабатывалась англичанином сэром Фрэнсисом Гамильтоном (1822-1911).

До сих пор в зарубежной практике статистика существует как раздел математики, при этом общая теория носит название «Statistical Abstract* и включена в теоретическую часть математической статистики. Социально-экономическая статистика, называемая за рубежом «хозяйственной», входит в систему отраслевых наук (экономику промышленности, аграрную экономику и т.д.). Отметим, что отечественная статистика развивалась как самостоятельная наука, включающая теорию статистики и социально-экономическую статистику. Математическая статистика – раздел математики

В зарубежных странах до начала XX в. не существовало единой стройной системы организации статистических учреждений. Наибольшее развитие статистика получила в страховых компаниях, которые начиная с XVII в. пользовались статистическими таблицами смертности для определения страховых ставок клиентов.

Другие учреждения, частные и государственные, проводили статистические исследования по мере возникновения потребности в той или иной информации.

Методология сбора и обработки статистических данных не регламентировалась и зависела от стоимости и оперативности получения необходимых данных. Статистические показатели были несопоставимы по времени, по единицам и объектам наблюдения.

В начале XX в. в США и странах Европы организованы правительственные статистические бюро. Они проводят переписи населения (цензы) и публикуют результаты. В учебных заведениях вводят обязательное изучение статистики, начиная со школы.

В различных странах статистические органы называются по-разному. В США — это Бюро цензов и Бюро экономического анализа, входящие в Управление социальной и экономической статистики Министерства торговли; Бюро статистики труда при Министерстве труда; Служба сбыта сельскохозяйственной продукции; Национальное бюро статистики естественного движения населения. В ФРГ статистические разработки проводятся Федеральным статистическим управлением при Министерстве внутренних дел. Во Франции статистические исследования координирует Национальный институт статистики и экономических исследований Министерства финансов и экономики. Кроме государственных органов статистики в зарубежных странах существуют частные статистические службы, работающие по заказам предпринимателей и государства.

С развитием межгосударственных связей возникла необходимость унификации статистической методологии. Первыми эту работу начали с 1919 г. статистические конгрессы, проводимые в Лиге Наций. Результатом стало утверждение единых методологических основ международных статистических исследований.

С 1946 г. при ООН работает Статистическая комиссия, основными направлениями деятельности которой являются:

• национальное счетоводство;

• статистика промышленности;

• статистика международной торговли;

• статистка финансов;

• статистика цен;

• статистика окружающей среды.

Рабочим органом Статистической комиссии является Статистическое бюро. Оно осуществляет:

• подготовку материалов к сессиям Статистической комиссии;

• сбор, обработку и публикацию статистических данных;

• проведение статистических исследований;

• практическую помощь разным странам;

• подготовку кадров в рамках учебных центров.

Важнейшая работа Статистической комиссии ООН и ее региональных отделений — публикация статистических справочников.

В демографическом ежегоднике показывается изменение численности населения стран мира, рождаемость, смертность, распределение городских и сельских жителей. Статистика трудовых ресурсов находит отражение в статистическом ежегоднике по труду, сборнике занятости и заработной платы. В статистическом ежегоднике Продовольственной комиссии показываются сведения об урожайности и площади основных культур, уровне потребления и качестве, калорийности продовольственных продуктов. Ежегодник ЮНЕСКО дает представление об уровне грамотности, развитии культуры и науки. Выпускаются статистические сборники по мировой торговле, финансам, промышленности.

Основные принципы деятельности национальных статистических служб

Критерии деятельности национальных статистических служб изложены в «Основных принципах официальной статистики», первоначально утвержденных 15 апреля 1992 г. Европейской экономической комиссией на ее 47-й сессии в Женеве, а затем одобренных Статистической комиссией ООН (после внесения некоторых незначительных поправок). В настоящее время эти 10 принципов составляют широко признанную основу для работы национальных статистических управлений, а также для статистической деятельности официальных международных организаций.

Принцип 1. Официальная статистика является необходимым элементом информационных систем демократического общества, обеспечивая правительства, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. С этой целью официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию.




Принцип 1 означает, что официальные статистические данные должны быть актуальными для общества, собираться объективно, не зависеть от политического влияния и быть доступными для каждого члена общества на равных условиях.

Принцип 2. В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику, должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных.

Принцип 2 гласит, что официальные статистические данные должны собираться с применением профессиональных методов работы и что статистические данные должны предоставляться пользователям на профессиональной основе.

Принцип 3. Для облегчения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

Принцип 4, Статистические ведомства имеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

Принцип 5. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложится на респондентов.

Возможности статистических управлений по обеспечению экономической эффективности своей деятельности в некоторой степени зависят от национальных условий, В странах, которые располагают достаточно полными административными регистрами, доступными и для статистического использования, необходимость в проведении переписей или даже традиционных выборочных обследований будет ощущаться в меньшей степени, чем в странах, в которых таких регистров нет или они имеют низкое качество или недоступны для статистиков. Одним из наиболее наглядных примеров того, как национальная административная инфраструктура непосредственно влияет на затраты, связанные со статистической деятельностью, является перепись населения. В тех странах, в которых регистр населения не ведется (таких, как Соединенные Штаты Америки),, по-прежнему сохраняется потребность в периодическом проведении весьма дорогостоящих переписей населения, в то время как в других странах (таких, как Скандинавские страны и Нидерланды) почти те же самые статистические данные, которые раньше собирались на основе проведения переписей, сегодня собираются благодаря составлению регистров и проведению некоторых дополнительных выборочных обследований, требующих незначительных затрат.

Принцип 6.

Данные индивидуального характера, собираемые статистическими ведомствами при подготовке статистической информации, независимо оттого, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

Респонденты должны быть уверены в том, что сообщаемая ими информация используется исключительно для статистических целей, и поэтому они не должны быть заинтересованы в предоставлении неточной информации.

Во многих случаях конфиденциальность информации, относящейся к физическим или юридическим лицам, защищается соответствующим законодательством: будь то общий закон о статистике или специальные законодательные акты.

Принцип 7. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности.

Этот принцип означает, что статус статистических управлений, включая их права и обязанности, должен быть закреплен в надлежащем и доступном для общественности законодательстве, с тем чтобы общественность могла знать, что ей следует ожидать от национальной статистической системы.

Во многих странах принят официальный «Общий закон о статистике», в то время как в других законодательство в области статистики может состоять из ряда отдельных законов и различного рода других правительственных инструкций. Ни первый, ни второй подходы не гарантируют удовлетворительного состояния официальной статистики, поскольку совершенно очевидно, что с помощью законов нельзя решить все проблемы. В некоторых странах, не принявших «Общего закона о статистике» (например, в Соединенных Штатах Америки или Великобритании)/могут применяться наиболее эффективные методы статистической деятельности, в то время как в других странах, которые могут располагать идеально сформулированным законодательством в области статистики, на практике никто не будет выполнять его требований. Однако согласно общепринятому мнению более предпочтительной является ситуация, при которой общий закон о статистике все-таки существует.

Статистическое или другое законодательство, имеющее отношение к официальной статистике, должно охватывать все или большинство следующих основных вопросов, расположенных в порядке их приоритетности:

• определение общего статуса национального статистического управления или системы (включая решение следующих вопросов: кто принимает решения по программе работы, кто принимает решения по методологическим вопросам, как производится сбор данных, как строятся отношения между национальным статистическим управлением, если таковое существует, и другими государственными учреждениями, занимающимися статистической деятельностью, как строятся отношения между статистической системой и правительством или парламентом и т.д.);

• статус руководителя национального статистического управления или системы (включая решение следующих вопросов: кто назначает и увольняет сотрудников, кому и по какой тематике подотчетны «национальные статистики», имеет ли он какие-либо конкретные обязанности и т.д.);

• основные правила сбора и обеспечения конфиденциальности данных (сбор данных на добровольной и предусмотренной законом основе, любые виды наказания за несоблюдение требований, касающихся обязательного сбора данных, общие и специальные правила соблюдения конфиденциальности).

Принцип 8. Для обеспечения согласованности и эффективности в статистической системе необходимо осуществлять координацию деятельности статистических ведомств на национальном уровне.

Принцип 8 означает, что для обеспечения эффективности, предотвращения излишней нагрузки на респондентов и компиляции несопоставимых статистических данных необходимо создать эффективные механизмы координации национальной статистики.

Координация в области статистической деятельности имеет два основных аспекта: координация программ (касающихся, в частности, сбора данных), согласование статистических концепций и статистических методов. Координация программ преследует цель достижения экономической эффективности (во избежание дублирования усилий) и уменьшения нагрузки на респондентов (чтобы одна и та же информация не собиралась несколько раз). Согласование стандартов (в частности, определений и классификаций) также преследует цель повышения экономической эффективности и снижения нагрузки на респондентов, однако ее основная задача заключается в обеспечении сбора сопоставимых статистических данных. В последнем случае весьма важно, чтобы соответствующее национальное статистическое управление было признано в качестве «бюро стандартов», причем тех стандартов, которые признаются и соблюдаются всеми другими учреждениями, способными участвовать в официальной статистической деятельности.

Такой координации легче добиться в странах, располагающих централизованными статистическими системами (например, в Канаде, Австралии, Нидерландах и других государствах), чем в странах, в которых официальная статистика носит в значительной степени децентрализованный характер (таких, как Соединенные Штаты Америки, где в области статистики действуют более 70 федеральных учреждений) или относительно децентрализованный характер (таких, как Великобритания, Франция или Япония).

Принцип 9. Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способствует обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.

Принцип означает, что статистические управления должны в максимально возможной степени следовать признанным на международном уровне стандартам и наиболее оптимальной практике в области статистики не только для подготовки сопоставимых в международном масштабе статистических данных, но и для повышения уровня эффективности статистических операций и качества статистических данных в целом.

Координация статистики на международном уровне имеет два аспекта. Прежде всего важно, чтобы в национальных статистических системах использовались международные определения и классификации с целью обеспечения сопоставимости статистических данных, полученных в разных странах.

На международном уровне существует общая договоренность о том, что международная координация в данной области должна носить «гибкий характер» в том смысле, что отдельные страны или группы стран имеют право использовать стандарты, отличные от общемировых, при том условии, что они обеспечивают четкую и транспарентную увязку своих стандартов с общемировыми стандартами.

Второй аспект международной координации заключается в том, что страны должны в максимально возможной степени пользоваться результатами методологической, организационной и другого рода практической деятельности в данной области, осуществляемой в других странах. Подобного рода координация направлена на повышение уровня экономической эффективности и качества статистической продукции и операций.

Принцип 10. Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики содействует улучшению систем официальной статистики во всех странах.

Принцип 10 означает, что международное сотрудничество является необходимым условием для повышения качества официальной статистики во всех странах мира. Национальные статистические ведомства должны рассматривать выполнение задачи по оказанию максимально возможного содействия другим странам в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Помимо международных встреч статистиков, на которых обсуждаются статистические стандарты (вопросы, связанные с их улучшением), существует целый ряд других форм международного сотрудничества в области статистики. Международные организации стремятся поощрять использование стандартов и наиболее оптимальной практики посредством издания на многих языках соответствующих справочников и руководящих принципов. Кроме того, некоторые из них осуществляют и финансируют программы технического сотрудничества с развивающимися странами или странами, осуществляющими переход от централизованно планируемой к рыночной экономике. На всех континентах действует большое число различных учебных заведений, где статистики обучаются методам, процедурам и практике ведения статистической деятельности. Кроме того, существуют разнообразные формы двустороннего сотрудничества между странами, которое финансируется за счет средств либо международных фондов, либо государственных программ по оказанию помощи.

Перечисленные принципы отражают системный подход к оценке эффективности национальных статистических систем по следующим параметрам:

• актуальность, объективность и равный доступ к информации;

• профессионализм;

• отчетность;

• меры по предотвращению неправильного использования статистических данных;

• экономическая эффективность;

• конфиденциальность;

• законодательство;

• координация на национальном и международном уровнях;

• международное сотрудничество.