Факторы, способствующие нововведениям в образовании. Примеры действия этих факторов. Типы новаторов.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:
новых образовательных технологий - технологических инноваций,
новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,
новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций,
новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.
Управление новой системы образования в России строится на принципах:
решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне;
реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях;
пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования;
развития рынка образовательных продуктов и услуг;
пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования;
пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
В основе современного образования - технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и обучающихся, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.
Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образова-ния.
Новые подходы к управлению процессом преподавания в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как:
разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.п.);
объединение преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление курсов дистанционного образования.
Новые подходы к организации образования проявляются при:
проведении целенаправленной политики по организации основанного на новых информационных технологиях (НИТ) образования в рамках традиционных учебных заведений;
развитии подразделений основанного на НИТ образования в традиционных образовательных учреждениях,
развитии новых типов организационных структур, институциональных форм, характерных для современного образования. Это развитие дистанционного образования, виртуальных классов,
решении проблем аттестации и аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов. Основные проблемы в этом отношении связаны с отсутствием в Федеральных законах «Об образовании» важного понятия, как «дистанционное образование»; наиболее близкими к этому понятию являются используемые в законах понятия «заочная» и «очно-заочная» формы обучения, «образовательная технология». Слабость правовой основы применения инноваций в образовании является важным препятствием на пути его развития.
В Южной Корее, например, начали использовать роботов-преподавателей, они работают с детьми, обучая их иностранному языку. Робот контролируется преподавателем-носителем языка онлайн. Это позволило решить проблему нехватки кадров в Корее.
В Финляндии уже несколько лет практикуют альтернативную систему образования. Преподаватели на основе образовательной программы сами могут выбирать стиль работы с обучающимися, который они считают наиболее подходящим. Отсутствует система оценок. Конечно же, такая система предполагает высокую квалификацию самих преподавателей.
Типы педагога - инноватора
Также существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения. По выполняемым функциям выделяются следующие типы инноваторов:
антрепренер (руководитель, поддерживающий и продвигающий идеи);
генератор идей (выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы);
привратник (улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передаёт прогрессивный опыт);
модератор идей (критик новой научной информации);
аниматор идей (подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератор идей).
В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуются новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый.