Федоровская общая средняя общеобразовательная школа №1.
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы зам.директора по УР на заседании МО
_____________________ ________________________ ____________________ _____________________ ________________________ ___________________
«___» _____ 2016___г. «____»_________2016___г. Протокол № ____
«___» ______ 2016г.
Факультатив
«Математическая радуга»
2 «А» класс
2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
Сисекенова Камажай Асылбековна
Пояснительная записка
Настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят
проблемы:
- формирования положительной мотивации к изучению математики;
- воспитания стремления развивать свои интеллектуальные возможности.
Одним из важных средств воспитания стремления к саморазвитию являются
занимательные занятия математикой. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на расширение представления учащихся о математике, на решение математических задач, связанных с логическим мышлением, что поддержит интерес детей к познавательной деятельности. Предлагаемая программа занятий факультатива «Математическая радуга» направлена на удовлетворение этих требований.
Представленная программа курса по математике рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также всистеме дополнительного образования при систематическом проведении занятий.
Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Основные цели занятий:
прививать интерес учащимися к математике через занимательные упражнения;
обучать методике выполнения логических заданий;
углублять и расширять знания по математике;
развивать кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
развивать умение обосновано рассуждать, отражать свои рассуждения на бумаге;
развивать умение работать парами и в группе;
воспитание настойчивости, инициативы;
Создание прочной основы для дальнейшего обучения математике.
Основные требования к программе:
связь содержания программы факультатива с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учёт желаний учащихся.
Методы и формы работы.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся в форме игр, соревнований и живого, непосредственного общения учащихся друг с другом и с педагогом.
Во время занятий учащиеся решают и самостоятельно составляют арифметические ребусы, головоломки, логические задачи, математические игры.
Направленность программы факультатива «Математическая радуга»:
по содержанию - научно-предметная;
по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
по форме организации – дополнительная;
по времени реализации – годичная.
В программу факультатива «Математическая радуга» включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
• термины: математический ребус, логический ряд, кроссворд;
• способы решения простейших ребусов, кроссвордов, логических
рядов
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
• различать разные виды занимательных математических заданий;
• решать простейшие ребусы, кроссворды, логические ряды,
занимательные математические задания.
По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания
на практике:
• использовать полученные знания при решении олимпиадных, конкурсных
заданий, заданий в КВНах, викторинах, на уроках.
По окончании курса обучения учащиеся должны получить возможность
научиться:
• переносить способы решения простейших математических заданий на
решение более сложных ребусов, кроссвордов.
Содержание программы.
Вводное занятие-1ч
Математические ребусы-3ч
Игра «Знай свой разряд».-1ч
Практикум «Подумай и реши».-2ч
Задачи – шутки-2ч
Математические горки-2ч
Задачи в стихах-2ч
Решение нестандартных задач-2ч
Логические ряды-3ч
Занимательные задания в кроссвордах-2ч
Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»-2ч
Конкурс знатоков -1ч
Зачёркиваем буквы – получаем числа-2ч
Переставляем буквы – получаем числа-2ч
Решение нестандартных задач-2ч
Решение олимпиадных задач-2ч
Составление своих математических заданий. Проект. -2ч
Итоговое занятие-1ч
Тематическое планирование факультатива «Математическая радуга»
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие | Знакомство с новым курсом занятий. Знакомство с происхождением и значением слов: ребус, кроссворд, логический ряд, задача-шутка и т.д. Пробуждение интереса к решению ребусов, кроссвордов и других математических заданий. | 1 | |
2-4 | Математические ребусы | Знакомство со способами решения математических ребусов, тренировочные упражнения в решении ребусов. Коллективное составление ребусов. | 3 | |
5 | Игра «Знай свой разряд». | Работа с таблицей разрядов | 1 | |
6-7 | Практикум «Подумай и реши». | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 2 | |
8-9 | Задачи – шутки | Знакомство с задачами – шутками. Решение таких задач. Коллективное придумывание задачи – шутки по аналогии с решёнными. | 2 | |
10-11 | Математические горки. | Решение задач на преобразование неравенств | 2 | |
12-13 | Задачи в стихах | Знакомство с задачами в стихах. Решение задач в стихах. Коллективное составление задачи в стихах. | 2 | |
14-15 | Решение нестандартных задач. | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | 2 | |
16-18 | Логические ряды | Углубление знаний учащихся о логических рядах. Формирование умения их решать. Составление логических рядов. | 3 | |
19-20 | Занимательные задания в кроссвордах | Знакомство с математическими кроссвордами. Формирование умения решать математические кроссворды. Коллективное составление математического кроссворда. | 2 | |
21-22 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | 2 | |
23 | Конкурс знатоков | Решение нестандартных заданий | 1 | |
24-25 | Зачёркиваем буквы – получаем числа | Знакомство с новыми математическими заданиями. Формирование умения их решать и составлять свои. | 2 | |
26-27 | Переставляем буквы – получаем числа | Решение, составление своих подобных заданий. | 2 | |
28-29 | Решение нестандартных задач. | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | 2 | |
30-31 | Решение олимпиадных задач. | Решение заданий повышенной трудности | 2 | |
32-33 | Составление своих математических заданий. Проект. | Составление собственных авторских математических заданий, аналогичных изученным на занятиях факультатива. Выполнение работы возможно по группам или индивидуально. Оформление сборника математических заданий. Представление результата. | 2 | |
34 | Итоговое занятие | Рефлексия. Обсуждение вопросов: Что понравилось, запомнилось из занятий курса? Что хотелось бы изменить? | 1 | |
Всего за год: 34 часа
Литература:
1.Учебник математики 2 класс под редакцией Актаева А.Б., Лебедева Л.А. «Алматыкiтап» 2009год.
2.Справочник школьника 1-4 класс/ О.Л. Соболевой, «Алматыкiтап» 2009год.
3.Республиканский научно- методический журнал «Начальная школа» с1 по 9 номер. 2010год
4.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1995.
5.Л.В. Корякина « Задачи в стихах» Издательство «Учитель»
Интернет-источники:
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php—образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
9