СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия Милета: магическое слово "архэ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Философия Милета: магическое слово "архэ"»

Анищенко А. Ю., преподаватель СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции"

Философия Милета: магическое слово «архэ»

Постижение истины является главной задачей науки, а соответственно и философии. Философия начинается с любви, любви к мудрости. Ее знания направлены на изучение самых разных проблем. Например, смысла собственного существования. Отвечая на поставленные вопросы, философия обучает человек быть и мыслить как человек.

Большой вклад в мировою философию внес античный период (конец VII века до нашей эры - конец V века нашей эры). Этот период является началом философского знания. Удивительно, ведь философия возникла практически одновременно как на Востоке, так и на Западе. Античная философия Европы наполнена большим количеством школ, мыслей и течений. Однако в этом кажущемся беспорядке есть что-то единое, закономерное. Исключением из этого правила не является и данная тема.

Центром изучения этой работы будут представители древнейшей философской школы Европы – Милетской, названная так потому, что все ее представители были гражданами греческого города Милета.

Ее философами являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Главным вопросом, который стоял перед ними был вопрос о первоначале, т.е., откуда начался мир, что есть основа всего? Ответы философов на этот вопрос будоражат сознание и позволяют обращаться к большому списку вопросов. Такие знания расширяют наше представление о не только античной философии, но и мировой. Они позволяют сравнивать представителей данной школы с другими философами.

Таким образом, изучение вопроса о первоначале, истоки которого лежат в философской школе Милета, является значительным шагом в изучении философии и является актуальной.

Целью работы является комплексное рассмотрение понятия «архэ» и представлений школы Милета об этом понятии.

Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:

  • раскрыть понятие «архэ»

  • определить сущность понятия о первоначале Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

Сложность источниковой базы состоит в том, что от философских трактатов остались лишь фрагменты, поскольку погибли под тяжестью веков. По ним можно лишь частично, восстановить их концепции. Не случайно вопрос о первоначале является одним из острых.

Кроме того, фрагменты Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена дошло до нас в качестве цитат, а чаще просто воспоминаний о философе, оставшихся нам от поздних античных авторов. Например, фрагмент философских изречений Анаксимандра, автора VI в. до н.э., дошел благодаря Симпликию, автора VI в. н.э. Прошло больше тысячи лет, что уже порождает сомнение в качестве и достоверности знаний о милетских философах. Нужно отметить также, что Симпликий цитирует Анаксимандра в связи с комментированием физики Аристотеля.1Другими словами, мало того что до нас дошли лишь небольшие части мыслей древних, так еще и пересказанные, додуманные другими и не находящиеся в центре теоретических рассуждений позднеантичного автора.

Очень важно подчеркнуть, что поскольку тексты написаны на древнегреческом, то большое значение имеет качество перевода. Ведь даже современные книги и тексты, переводятся с разным качеством. Даже неправильная трактовка одного слова или знака может полностью изменить смысл, который пытался донести автор.

Однако, несмотря на это при прочтении, изучении этих текстов мы получаем колоссальный опыт, знания и силу для развития нашей науки, общества и самого себя.

В работе, нами был использован сборник под названием «Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики». Ссылки на использованные источники, даются в работе на всем протяжении текста. На наш взгляд, данный сборник является оптимальным вариантом, позволяющим раскрыть тему данной контрольной работы. Аргументом данного выбора может являться как качество перевода, так и само свойство сборника текстов. Кроме того, фрагменты сборника разбиты на две части: А – свидетельства о философе, другими авторами, B – оригинальные фрагменты текста, находящиеся в произведения других философов.

1. Понятие первоначала («архэ») как основного элемента философии Милетской школы

Древние эллины (греки), представляли, что мир наполнен героями, титанами, чудовищами, богами и их чудесами. Волшебство управляло природой, человеком, обществом и миром. Таково было мифологическое сознание одной из древнейших цивилизаций прошлого. Оно наполнено красивыми, страшными и интересными событиями. Эти истории захватывают дух. Но является ли это истиной? Конечно, нет.

Попытками разрушить это представление прославились уже первые философы. Одна из первых школ возникла далеко от континентальной Греции, расположенной на Балканском полуострове, в Малой Азии в городе Милет. От названия города и происходит название философской школы. Иногда, ее называют не только Милетской, но и Ионической, т.к. это древнее историческое название местности, где находился этот славный город.

Расположенный на пересечении торговых путей между Востоком и Западом этот город прославил себя, по меньшей мере, тремя мудрецами, которые смотрели на мир иначе, другим глазами.

По нашему мнению, именно географическое расположение между Востоком и Западом сыграло в этом не малую роль. Именно в это место были пересеяны и переработаны зачатки математических, астрономических и физических знаний. Их сопоставление привело к созданию критики правильности понимания мира, человека, природы и космоса и созданию нового знания и нового миропонимания.

Рассвет Милета как философского центра произошел в VII в до. н.э. Данная школа имеет общий стиль. Он включает в себя вопросы о порядке мироздания, о том, что определяет эту природу. Ключевым понятием является «архэ» (др.греч. ἀρχή, дор. ἀρχά - «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип»), т.е. некое первоначало, которое обеспечивает существование Космоса, всех вещей и явлений. Мудрецы впервые объясняли существование мира не с позиции мифов и легенд, не с позиции магии богов, а науки.

С этих пор город стал не только торговым и культурным центром, но и центром научных знаний, местом, где зарождалась философия. Появился научный категориальный аппарат философии, научные методы исследования, новые знания.

Это не означало полный отказ от божественного присутствия или вмешательства в дела миропорядка. Боги присутствуют в философских учениях древних, но они играют второстепенную роль, т.е. уходят на другие позиции.

Закат Милета произошел в V в до н.э., когда он лишился политической независимости. Однако знания по философии восприняли другие школы, другие философы. И сейчас мы имеем возможность хотя бы частично насладиться изречениями трех мудрецов прошлого.

Представители философской милетской школы не знали такого понятия как «архэ». Оно возникнет позже. Но уделили большую часть своих рассуждений, раскрывая его смысл. Что такое первоначало? Из чего все сущее? Из чего все? Откуда все появляется и куда исчезает?

Все они считали, что первоначало материально. Так, например, Фалес, считал первоначалом воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух.

Конечно, мы можем говорить и о других философах, рассматривающих данное понятие, но это не является целью данной контрольной работы (например, о Пифагоре, который первоначалом считал число или о Гераклите – огонь, Демокрите - атомы).

В отличие от мифологического и религиозного сознания, философская мысль совершенно новым, достигнутым благодаря мышлению. Уже первые философы, видимо, использовали такие методы познания как, например, наблюдение или анализ, делали соответствующие выводы.

Создавалась совершенно другая картинка мира. На нее наносились другие краски, подтвержденные доказательствами. Да, эти знания тоже имели мифологические элементы. Это поправят их последователи. Но их учения остались на века. Ведь не случайно Фалесу, Анаксимандру и Анаксимену уделяется достаточно много внимания при изучении философии как в университете, так и в колледже на всех специальностях. Недостаточно, но уделяется. Мы учимся у них. У нас тоже есть шанс стать их последователями. Понять и раскрасить холст мироздания по своему, основываясь на современных научных методах.

Таким образом, «архэ» - это некое первоначало, определяемое каждым философом по-своему, но раскрывающее причины и сущность мироздания.

2. Фалес

Фалес жил с конца VII по первую половину VI века до нашей эры. Его оригинальные философские трактаты не сохранились, остались только воспоминания других о нем, поэтому данная реконструкция достаточно условна.

Профессионально занимаясь купеческим ремеслом, он накапливал научные знания и создавал свою философию. Некоторые ученые даже называют его отцом философии. Фалес был увлеченным человеком. Его занимала астрономия и математика. Однажды он прославился благодаря умению предсказывать солнечные затмения. Современная астрономия даже определила о каком именно затмении идет речь – о затмении, произошедшем 28 мая 585 г. до н.э. Занимаясь математическими расчетами и астрономическими наблюдениями, он создал календарь.2

По воспоминаниям Диогена, Фалес был и талантливым политиком, хотя она его не интересовала, но судьба своей Родины была ему небезразлична. Воспротивившись военному союзу с царем Крезом, он спас Милет, так как вскоре тот был повержен другим правителем – Киром.3 Город мог быть завоеван, порабощен, разрушен или полностью стерт с лица земли, ведь Персия была могучим государством, вела активную оккупационную и захватническую политику.

Мудрец обладал хорошими предпринимательскими способностями. По воспоминаниям Аристотеля, Фалеса «по причине его бедности укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой - благо у него было немного денег - раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе». Когда пришло время закон спроса и предложения сыграл в его пользу и он разбогател, доказав важность философских рассуждений. 4

Судя по воспоминаниям, Фалес написал несколько трудов: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология», или «Астрономия». Естественно эти труды до нас не дошли. Но уже по названиям мы можем судить об интересах нашего философа. Особое внимание заслуживает труд, поскольку именно эта тема является сердцевиной его учения.

Первоначалом всего («архэ») он считал некое влажное вещество. Все возникает из воды и все разлагается в воде. Она является первопринципой всего. Фалес пришел к этой идее с помощью наблюдений. И сделал свои выводы. Он видел, как кусок дерева плавал на поверхности воды. Скорее всего, так и Земля покоится на воде. Вода - первоэлемент всего, что дает жизнь. Очевидно, что вода является основой всего мироздания. Именно так Аристотель реконструирует философию Фалеса. Повторимся, ведь самих трудов ученого-философа не сохранилось, почему на наш взгляд до конца мы не можем знать ответы на все вопросы. «Начало и конец Вселенной - вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло».5 Таким образом, вода является, по мысли Фалеса, основой всего, все появляется из воды и все исчезает в ней.

Используя научный алгоритм, он не отрицал существование божественного, а также утверждал, что все живое по своей природе. Вода и все производное от нее является живым. «Во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела» и т. д.»6

Подтверждая свои выводы о всеобщей одушевленности, мудрец рассуждает о свойствах магнита и янтаря. Так как магнит и янтарь обладают свойством передвигать предметы, то это значит, что они имеют душу.7

Фалес говорил существование нескольких элементов. Испаряясь, влажное вещество (вода) превращается в воздух. Воздух возгорается в виде эфира (огонь). Выпадая в осадок он превращается в ил (земля). Но главным из четырех элементов (форм) является вода.8 То есть, вода является универсальным веществом, позволяющим изменяться этому миру.

Фалес верит в рок, судьбу, некую неизбежность. Весь мир погибнет, обязательно погибнет. Это неизбежно. И мир придет опять к своему началу – воде.

По нашему мнению, нельзя сказать, что философия Фалеса является наивной или простодушной. Весьма сомнительно, что он имел ввиду под первоосновой простую воду. Речь идет о философском понятии, а именно – первоначало всего сущего.

Суммируя сказанное, Фалес был знаменит, популярен, был выдающимся общественным и политическим деятелем. Его учение является первым научных обоснованием создания и существования мира путем естественных причин, а божественной воли. Первоначалом всего он считал воду.

3. Анаксимандр

Анаксимандр жил приблизительно в тоже время, что и Фалес. Он был его младшим современником. Возможно, даже был учеником отца философии не только по духу, но и по факту.

От Анаксимандра дошли до нас не только воспоминания других об его учении, но и собственный фрагмент текста, правда представляющий собой вставку цитаты в произведении другого философа. Но этот фрагмент является первым текстом Западной философии и это создает для нас больше возможностей.

Анаксимандр был талантливым изобретателем и астрономом (например, соорудил часы), а также писателем. Его перу принадлежали такие труды как: общий очерк по геометрии, трактат «О природе», «Землеописание», «о неподвижных звездах» и другие9, которые, естественно не дошли до нашего времени.

Примечательно, что сферой изучения первых греческих философов, в том числе и нашего героя, является природа. Именно ее, а не бога или человека ставят перед собой философы Милета. Поэтому натурфилософия является основной концепцией философии милетской школы. Это является отличительной чертой разграничивающей древневосточную философию и западную.

Согласно воспоминаниям, Анаксимандр мог предсказать будущее. Но, видимо, благодаря именно своим наблюдениям, он мог совершить данное предзнаменование. Суть состоит в том, что он предостерег лакодемонян о землетрясении10, тем самым обеспечив им защиту, а себе славу ученого и предсказателя.

В учении Анаксимандра первоначалом является уже не вода, огонь или другой элемент, а некая субстанция. Он учит, что основание мироздания - апейрон, что в переводе с греческого означает беспредельный (отрицание границы, черты). Некий беспредельный принцип.

Обратимся непосредственно к источнику, а точнее к фрагменты, приписанному самому автору. «А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещениенеправды [= ущерба] в назначенный срок времени»11. Другими словами, существует некое беспредельное, некая закономерность и никто не может выбраться из этой задолжности (необходимости). На наш взгляд, уже само название первоначала показывает то, что Анаксимандр специально не стал выбирать ни одно из известных грекам стихий, а выбрал нейтральное. Такой выбор позволил выйти за пределы философии его предшественника и открыть новую страницу в понимании мироздания.

Аристотель, комментируя учение Анаксимандра, сформировал несколько причин выбора нейтрального элемента. Во-первых, «если бы один из них был бесконечен, то остальные к настоящему моменту давно были бы уничтожены». Поэтому не было бы и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку в мире существует огромное разнообразие вещей и явлений, то нужно «чувственное тело», которое имело бы свойство бесконечности и существовало вечно12. Причем, апейрон находится постоянно в движении. Он вечен и не уничтожим13. Таким образом, есть нечто общее объединяющее все перерождающиеся стихии (земля, вода, воздух, огонь) и это беспредельный апейрон, но беспредельный, прежде всего, внутренне.

Для Анаксимандра миф это реальность, но подчиняющаяся научному открытию философа. В понимании Анаксимандра боги существуют. Он их, подобно Фалесу, не отрицает. Но говорит о том, что боги не вечны. Они рождаются и умирают через долгие промежутки времени.14 Таким образом, апейрон - это то, чему поклоняются даже боги. Все подчиняется в мире некому закону. Есть некое начало, откуда все появляется и исчезает.

Роковое предзнаменование является и часть миропонимания Анаксимандра. «Рождение, бытие и гибель предопределены»15.

Таким образом, Анаксимандр стал продолжателем теории Фалеса, но открыл новую субстанцию – апейрон, которая обладает свойством беспредельности.

4. Анаксимен

Об Анаксимене осталось не так много сведений, особенно характеризующих его жизнеописание. Если обращать внимание на философские источники об его учении, то ситуация аналогична Анаксимандру. До нас дошли небольшие отрывки его текстов в составе произведений иных ученых.

Он был учеником Анаксимандра, однако, если внимательно рассмотреть его учение, то становится понятным, то он больше тяготел к философии Фалеса.

Главным вопросом, на который пытался ответить философ, был абсолютно такой же, как и у Фалеса и Анаксимандра. Это вопрос о первоначале. В отличие от своего предшественника он намеренно ушел от абстрактного понятия, а сделал началом всего воздух, «ибо из него все рождается и в него вновь разлагается16, но отметим, что это лишь кажущийся на первый взгляд факт. Так как воздух имеет похожие свойства первоначала Анаксимандра - апейрона. Стихия воды является беспредельной («бесконечный воздух»), невидимой («неявлен взору») и бесформенной. Она постоянно в движении, «ибо если бы он не двигался, то все, что изменяется, не изменялось бы». Кроме того, объяснение взаимодействия стихий, элементов подтверждает данный факт. «Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись [рассеявшись] до более разреженного состояния, он становится огнем; в нейтральном [букв, «среднем, промежуточном»] состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше — землей, а достигнув предельной плотности – камнями». Получается что он, подобно Анаксимандру, придерживается точки зрения того, что важнейшим принципом возникновения являются противоположности – «горячее и холодное».17 Итак, воздух как первоначало, созданный нашим героем, не должен рассматриваться как один из элементов, а как всеобщий субстрат вещей.

Воздух, по мысли третьего философа, рождает и богов, «они возникли из воздуха»18, но отмечает, что бог есть душа мира. А душа – это дыхание. И так же, как наша душа есть наше дыхание, так и душа мира есть воздух. Таким образом, подобно другим милетцам-философам, Анаксимен прибегает в своем учении как к научной (философской) концепции, так и теологическому (божественному).

Итак, Анксимен выделил в качестве «архэ» некую субстанцию – воздух, под которой понимал нечто большее, чем просто стихия.

Подведем итоги. Первой философской школой Запада является Милетская. Ее появление ознаменовало и появление философии не только Древней Греции, но и всего Западного мира. Некоторые специалисты утверждают, что и всего мира. Именно в этом небольшом городке на окраине древнегреческой ойкумены на берегу Малой Азии появились первые географы, физики, астрономы, математики и конечно философы.

Главной особенностью данной философской школы стал поиск ответа на вопрос - откуда начался мир, что есть основа всего? В научной литературе это понятие получило название «архэ».

В состав философов Милета входит Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они занимались не только философией, но и другими науками (например, астрономией). Формируя свои взгляды, милетцы пытались объяснить существование мира и природы с позиции естественных наук (Например, научно объяснить происхождение грома или Земли), а не с позиции сверхъестественных вещей. Рациональное объяснение природы является принципиально новой ступенью развития человеческой мысли.

Несмотря на то, что их произведения не сохранились, именно им ставится в заслугу написание первых сочинений в прозе, первых текстов, использующих научную терминологию. Философы Милета полагали «ничто не возникает из ничего», а следовательно существует некое первоначало. Они считали, что оно обладает следующими свойствами: всегда существующее (вечное), не имеющее границ, единое и даже, как не удивительно, божественное. Они не сомневались в движении, изменчивости мира и пытались выявить некие закономерности. Такой закономерностью стали свойства «архэ».

У каждого из них оно звучит по-разному, каждый из них характеризует его по-своему. У Фалеса это вода, у Анаксимандра – апейрон, у Анаксимена – воздух. Характеризуя свойства первоначал от Фалеса до Анаксимен четко прослеживается развитие философской, научной аргументации авторов

Не смотря на утверждение многих ученых, наших философов нельзя однозначно назвать их материалистами, так как в это время материализм и идеализм не были разделены. Так и нельзя назвать, например, что под понятием «воздух» Анаксимен имел ввиду просто один из элементов. Это философское понятие.

Милетская школа философии важна не столько своими научными достижениями, сколько попытками поиска нового знания. Вопросы поставленные Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом актуальны до сих пор. Современная философия также пытается осмыслить и переосмыслить философию античного мира. Ее наследие.

В V в. до н.э. Милет вступил в период заката. Тем не менее, философские знания восприняли другие школы, другие философы. Школа Милета дала ростки, из которых выросло прекрасное дерево. И сейчас мы имеем возможность хотя бы частично насладиться изречениями трех мудрецов прошлого, сделать для себя выводы. Продолжить изучать этот мир с помощью философии.






Список литературы:

  1. Асмус В. Ф., История античной философии. // В. Ф. Асмус. - М., Высшаяшкола, 2015.

  2. Иовчук М. Т., Ойзерман Т.И., Щипанов И. Я. Краткий очерк истории философии. // М. Т. Иовчук. - М., Мысль, 2011.

  3. Кессиди Ф. X. К проблеме происхождения греческой философии (Послесловие) // Ж.- П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. — С. 216—217.

  4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил А. В. Лебедев. - М., 1989. - С. 100 - 135.

  5. Целлер Э. «Античная философия» // Э. Целлер. - С.- П., Высшая школа, 2010 г.

  6. Чанышев А.Н. «Ионийская философия» // А. Н. Чанышев. - М., Высшая школа, 2017.

  7. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. // А.Н. Чанышев. - - М., Высшая школа, 1999.

1Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 14. А.

2 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11. А.1.

3 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11 А. 1.

4 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11.А.10

5 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11.А.12b,14

6 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11.А.23

7 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11.А.22

8Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 11.А. 12 b

9 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12.А. 1,2

10 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12.А. 6

11 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12. B.1

12 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12.А.16.

13 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12. А.9., 12.B.2.

14Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12.А.17

15 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 12. А.11

16 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 13. B.2.

17 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 13. А.7.

18 Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.,1989. 13.А.9.