СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философские, психолого-педагогические подходы к понятиям «способности», «творческие способности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Философские, психолого-педагогические подходы к понятиям «способности»,  «творческие способности»

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся.

          Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

          Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

          «Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности». Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику. Учащиеся усваивали имеющиеся знания и запоминали их путем многократного повторения на основе объяснительно-иллюстративного метода. Самостоятельная и творческая деятельность в котором очень ограничена. Часто творчеству в учебном процессе отводится неправомерно мало времени. Развить творческие способности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно, т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации.

         Педагогическими  творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

       Труд играет немаловажную роль в развитие способностей.  Способности развивают главным образом в условиях  ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте  - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

         Что касается формирования способностей, то оно, по мнению Б. М. Теплова, осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, - писал он, - не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

         Уже  первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д.) Причем развиваются как раз способности, необходимые для  успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.

                  Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело.  Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности.  Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.

         Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность.  Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание.  Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели.  Самодеятельность будет  тогда, когда дети будут действовать сами.  Инициатива не может возникнуть из ничего.  Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

         Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным,  скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными  целеустремленными упражнениями.  Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию.  Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

Наиболее сложной и наименее разработанной в современной отечественной и зарубежной литературе является процессуальная сторона творчества.  Творческий процесс в современных исследованиях трактуется как высший мыслительный процесс. 

А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

          Большую роль в формировании и развитии творческих способностей личности играют психофизиологические процессы (воображение, мышление и др.) Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений; или по-другому: воображение - мысленное воспроизведение чего-либо, кого-либо, фантазия. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда много неизвестного, оно порождено трудовой деятельностью человека и развивается на её основе.

          Воображение бывает двух видов: репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Воссоздающее воображение обеспечивает передачу информации от одного лица к другому и его можно отнести к конструктивным видам деятельности. Творческий процесс носит «расходящийся» характер. Лица творческих профессий движутся в своем поиске в разных направлениях - в соответствии со своим опытом и творческой индивидуальностью. Творческое воображение - это характер новизны создаваемого им продукта. С психологической точки зрения творческий акт - это решение остропроблемной задачи при напряжении умственных способностей. Творческая деятельность учащихся имеет иные масштабы, иной уровень, чем творческая деятельность взрослых. Все, что происходит в окружающем мире, оно происходит в пространстве, поэтому любой зрительный образ является пространственным. Пространственное воображение может возникать при восприятии наглядной информации и при восприятии словесной информации.

          Человеческое сознание обладает высокой динамичностью, это проявляется в непрерывной сменяемости его содержания. За одной мыслью следует другая, один образ сменяется другим, все это иногда может происходить непроизвольно. Поэтому очень важно развивать у учащихся способности пространственного воображения в процессе обучения. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1.  Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2.  Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3.  Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4.  Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

          Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Мышление бывает нескольких видов: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное.

          Пространственное воображение и пространственное мышление имеют как сходство, так и различие.

          Сходство заключается в общности изготовляемых объектов, которые отражаются каждым из этих процессов. В обоих случаях психический процесс включает:

- некоторый исходный образ,

- определенные умственные действия,

- получение конечного информационного продукта.

          Но между пространственным воображением и мышлением существуют различия:

- конечный результат и переработка исходного образа специфичны. При мышлении для решения задачи требуется развернутое рассуждение (сравнение, изменение, счет и т.д.)

- второе различие связано с характером, масштабом и значением функций, которые выполняют воображение и мышление. При решении технических творческих задач воображение выступает в качестве вспомогательного процесса, а мышление - в роли главного, ведущего.