Философско-педагогические концепции детства Шалвы Александровича Амонашвили
Выполнили : Фомина Полина, Мирошниченко Мария, группа: ПОДЛ(аб)-91
Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род. 8 марта 1931, Тифлис, ЗСФСР) — советский, грузинский и российский педагог, кандидат педагогических наук (1960), доктор психологических наук (1972), с 1989 года академик АПН СССР (сейчас Российская академия наук), член Академии Педагогических Наук Украины, заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) (с 1998), почётный доктор Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики (2001), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008, 2013), «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003), "Рыцарь детства" (2007).
Сущность концепции Ш. А. Амонашвили заключается в том, что каждый ребенок рождается со своей миссией, — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей , способностей . Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. «Рождение любого ребенка не есть случайность, сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека». Автор считает, что общество со своими школами, воспитанием, образованием должно содействовать тому, чтобы человек смог раскрыть свою природу , смог утвердиться, смог выполнить возложенную на него миссию. А миссия эта может быть направлена только на доброе, на созидание , ибо Природа не нуждается в силах, разрушающих ее целостность, гармонию и красоту.
Система воспитания и обучения Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. «Воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не понимает, почему с ним так поступили, пока он не согласен с тем, как с ним поступили, и пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили».
Воспитание у Шалвы Александровича выступает в другой плоскости и заключается в любви и понимании педагогом каждого ребенка в отдельности , именно поэтому его учение, постулаты актуальны на сегодняшний день. Во главе педагогики Ш. Амонашвили лежит некий принцип невмешательства в познавательную активность ребенка . Ведь если разобраться, то для чего вообще нужно воспитание? Да, ребенок делает много всего неправильного, и естественно, взрослые должны уберечь и научить ребенка правилам безопасности жизнедеятельности. Но и многое из того, что ребенок совершает, естественно в его возрасте и он должен пройти этот этап возрастного развития. Но это мешает, взрослым людям. Родители ругают его за то, что он лазит, где не следует, бегает, раскидывает игрушки, и не задумываюмся над тем, что это закономерность его развития. Вот что говорит нам Ш. Амонашвили: «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить. А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем даем разрешение на что-то?» . Нужно всегда помнить педагогический принцип перехода из количественного в качественное, принцип разрешимых противоречий. Если ребенок сам не будет осваивать, разрешать возникшие перед ним трудности, задачи, значит никакого качественного скачка в его развитии не будет. А все запреты, правила поведения от того, что родителям просто некогда заниматься своими детьми. Людям нравится, когда дети рассматривают книжки, рисуют, тихо мирно рассказывают друг другу сказки, потому что в это время взрослые могут спокойно заниматься своими делами. То есть за счет замедления жизни детей они выигрывают время для удовлетворения своих потребностей. Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества .
Ведущая роль в воспитании детей у Ш. А. Амонашвили принадлежит детскому впечатлению . Без запоминающегося впечатления воспитание не состоится. «Находится под впечатлением» в действительности означает, что человек действует, мыслит воспринимает мир, в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее оно оказывается, тем дольше оно может управлять ребенком. Впечатление — это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Духовный мир ребенка обогащается только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес.
Таким образом, главными в концепции воспитания детей Ш. А. Амонашвили являются два ведущих направления: 1. Невмешательство в жизнь ребенка, где главным является минимум запретов. 2. Организация педагогического процесса на основе создания запоминающихся ярких впечатлений.
Каким образом можно внедрить эти два направления в практику воспитания детей родителям и воспитателям? Во-первых , родителям нужно забыть слово «нельзя» и придумать другое слово. Ну, например, наблюдая, что ребенок делает что-то не так, маме или папе нужно призадуматься, почему их дочь или сын это делают и постараться объяснить последствия этого поступка ребенку доступными для него словами. Может родителям не стоит запрещать детям, к примеру, лазить на возвышенность, а просто подстраховать его, ведь ребенок должен развиваться физически, познавать мир на собственном опыте. Во-вторых , воспитателю необходимо как можно большим образом задействовать чувственный опыт ребенка . Занятия должны быть построены так, чтобы ребенок прочувствовал сопереживание, потрогал, пощупал, понюхал, чему-то удивился. Ребенок должен уйти из детского сада под впечатлением.
Спасибо за внимание!