Иванцова Наталья Владимировна
Инструктор по ФК
МБДОУ «Детский сад№10 «Звоночек»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ЗОЖ И ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Основные реформы образования в России происходят на фоне резких изменений в жизни общества. Образование – это важный процесс, во время которого человек получает знания, учится взаимодействовать, приобщается к культуре и перенимает ценности общества.
Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых: аномальное потепление, экологические загрязнения, нехватка ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другое. А справиться с этими вопросами можно с помощью образования, потому что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.
Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. Образование должно идти в ногу со временем, смело схватывать полезные нововведения, использовать их и обучать ими. Образование должно отвечать запросам общества, его потребностям на данной ступени развития.
Первой и очень важной ступенью в системе общего образования является дошкольное образование. Ведь именно на этом этапе закладывается самое необходимое для будущего в жизни человека. И очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс общеобразовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве.
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики принципов ЗОЖ является дошкольный возраст. Именно в это время идет интенсивное развитие двигательных способностей, проявляется интерес к физической культуре и спорту, формируется характер. Физическое воспитание дошкольников, в условиях глобальных перемен в образовании и обществе, так же не должно стоять на месте, а активно применять и использовать новые методы и приемы обучения, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей. В настоящее время для решения этой задачи активно реализуются здоровьесберегающие технологии, которые используются в физкультурно-оздоровительной работе в нашем детском саду.
Это такие методы и формы как:
Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия.
Профилактические упражнения – используются упражнения, способствующие профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.
Ритмопластика – включение элементов гимнастики, танцев и их музыкальное сопровождение.
Пальчиковая гимнастика – применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания.
Дыхательная гимнастика – применяется как в заключительной части, так и внутри занятия.
Релаксация – необходима для отдыха и успокоения.
Самомассаж – способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка.
Активный отдых – проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий.
Работа с родителями проводится в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирование, размещение информации в папках передвижках и на стендах.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно – оздоровительного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Физическая культура является одним из эффективных средств патриотического воспитания подрастающего поколения. О важности которого неоднократно говорил Президент РФ В.В.Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент –это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна для всех поколений. Необходимо прививать любовь к Родине с ранних лет. Ведь патриотизм включает в себя: историю державы, память ушедших поколений. В нем смысл человеческого существования.
Мы должны воспитывать человека, который знает и уважает историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящейся славой своих предков, переживающий за свою страну. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Любовь к Родине начинается с семьи. Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в ДОУ совместных спортивных мероприятий. В процессе их организации совершенствуются физические, нравственные качества личности ребенка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты настоящего воина вызывает у детей желание быть похожими на них.
Применяемые мной игры, в которых на пути встречаются испытания: «Помоги раненому бойцу», «Разведчики», «Секретное донесение», «Разминируй поле», «Снайперы» и др. помогают создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление терпения и выносливости.
Наибольший воспитательный эффект оказывают массовые спортивные праздники и развлечения: «День победы», «День России», «Будем в армии служить», «День здоровья» и т.д.
Воспитание патриотической личности – одна из важнейших задач современного образования, а детство самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Литература:
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Москва. Мозаика-синтез 2014г.
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005
Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания. // Дополнительное образование и воспитание. 2014г. №1