СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств для текущего контроля МДК.01.03. Биотехника размножения, акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния / укрупненная группа специальностей  (УГС) 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, включая совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалиста среднего звена) по специальности 36.02.02 Зоотехния.

 

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств для текущего контроля МДК.01.03. Биотехника размножения, акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных»


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Прибрежненский аграрный колледж (филиал)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

___________ Мищенко Н.А.

«___» __________ 2024 г.





Фонд оценочных средств ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

МДК.01.03. Биотехника размножения, акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных






специальность 36.02.02 Зоотехния (базовая подготовка)

форма обучения: очная















2024 г.



Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния / укрупненная группа специальностей (УГС) 36.00.00 Ветеринария и зоотехния, включая совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалиста среднего звена) по специальности 36.02.02 Зоотехния.





Организация-разработчик: Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»



Разработчики:

Якуничев В.В., преподаватель первой квалификационной категории

ветеринарно-зоотехнических дисциплин.






Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой методической комиссии

ветеринарно-технологических дисциплин

Протокол № ___ от «___» ____ 2024 г.

Председатель _________ Бобер Н.П.





© Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

© Якуничев В.В., 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт фонда оценочных средств

2. Результаты освоения МДК, подлежащие проверке

3. Оценочные средства текущего контроля успеваемости

4. Критерии оценивания


1. Паспорт фонда оценочных средств


В результате освоения МДК.01.03. обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 36.02.02 Зоотехния следующими профессиональными и общими компетенциями:


  1. Общие компетенции (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

OК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

  1. Профессиональные компетенции (ПК):


ПК. 1.3. Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии

ПК. 1.5. Организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных

ПК. 1.6. Оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным.


В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен достигнуть личностных результатов:

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой


В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

У 1 выявлять заболевших животных;

У 2 выполнять несложные ветеринарные назначения;

У 3 проводить искусственное осеменение самок, проводить диагностику беременности самок и оказывать помощь при непатологических родах;

У 4 разрабатывать и проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, профилактике и ликвидации бесплодия животных;

У 5 проводить профилактические мероприятия по указанию и под руководством ветеринарного специалиста;

знать:

З 1 основы ветеринарии, методы профилактики основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний животных и оказания первой лечебной помощи больным животным;

З 2 способы искусственного осеменения и повышения оплодотворяемости животных;

З 3 способы оказания акушерской помощи животным и профилактику основных гинекологических заболеваний.



  1. Результаты освоения МДК, подлежащие проверке

п/п

Контролируемые разделы (темы) ПМ/МДК

Результаты обучения

Наименование

контрольно-оценочного средства

ПК

ОК

ЛР

освоенные умения

усвоенные знания

1

Тема 3.1. Введение

1.3., 1.5., 1.6

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10


З 1, З 2, З 3

Устный опрос

2

Тема 3.2. Морфологические и физиологические особенности половых органов самок

1.3., 1.6.

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З1, З 2, З 3

Устный опрос

Тестирование

3

Тема 3.3. Нейрогуморальная регуляция половых функций у самок

1.3.

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 2

Устный опрос


4

Тема 3.4. Морфологические и физиологические особенности половых органов самцов

1.3.

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 1, З 2

Устный опрос

Тестирование


5

Тема 3.5. Нейрогуморальная регуляция половых функций у самцов

1.3.

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 2

Устный опрос


6

Тема 3.6. Особенности строения и функции половых органов с/х птицы

1.3.

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 2

Устный опрос

Тестирование

7

Тема 3.7. Кормление, содержание и использование племенных производителей.

1.3., 1.5.

1, 2, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 1, З 2

Устный опрос


8

Тема 3.8. Методы получения спермы от производителей

1.3., 1.5.

1, 2, 4, 6, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 1, З 2

Устный опрос

Тестирование

9

Тема 3.9. Физиология спермы

1.3.

1, 2, 4, 6, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 2

Устный опрос

Тестирование


10

Тема 3.10. Оценка качества спермы

1.3., 1.5.

1, 2, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 4,

З1, З 2

Устный опрос

Тестирование

11

Тема 3.11. Технология разбавления спермы

1.3., 1.5.

1, 2, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 2

Устный опрос

Тестирование

12

Тема 3.12. Технология хранения и транспортировки спермы

1.3., 1.5.

1, 2, 4, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 2

Устный опрос

Тестирование

13

Тема 3.13. Технология искусственного осеменения самок животных

1.3., 1.5.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 1, З 2

Устный опрос

Тестирование


14

Тема 3.14. Трансплантация эмбрионов

1.3.

1, 2, 4, 6, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 1, З 2

Устный опрос


15

Тема 3.15. Оплодотворение

1.3.

1, 2, 3, 4

1, 2, 4, 6, 10

У 4

З 2

Устный опрос


16

Тема 3.16. Беременность, физиология беременности

1.3., 1.5.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 2, З 1

Устный опрос


17

Тема 3.17. Физиология родов и послеродового периода

1.3., 1.5.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 3, У 4

З 1, З 3

Устный опрос


18

Тема 3.18. Патология беременности

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1, З 3

Устный опрос


19

Тема 3.19. Аборты. Классификация абортов

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1, З 3

Устный опрос

Проверка правильности выполнения расчетов (тетрадь по ПЗ)

20

Тема 3.20. Патология родов и родовспоможение

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1, З 3

Устный опрос

Решение ситуационных задач

21

Тема 3.21. Патология послеродового периода

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1, З 3

Устный опрос

Решение ситуационных задач

22

Тема 3.22. Болезни новорожденных

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1

Устный опрос


23

Тема 3.23. Болезни молочной железы

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1

Устный опрос


24

Тема 3.24. Маститы и их классификация

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 5

З 1

Устный опрос


25

Тема 3.25. Основные формы и причины бесплодия самок и самцов.

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 4, У 5

З 1

Устный опрос

Решение ситуационных задач

Проверка правильности выполнения расчетов (тетрадь по ПЗ)

26

Тема 3.26. Гинекологические заболевания. Основы андрологии.

1.3., 1.5., 1.6.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 4, 6, 10

У 1, У 2, У 4, У 5

З 1, З 3

Устный опрос





























  1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости


Тема 3.1. Введение


Вопросы для устного опроса обучающихся:

        1. Какое значение и задачи искусственного осеменения

        2. Кто является основоположником русского метода искусственного осеменения

        3. В каком году была сконструирована в ВИЖе искусственная вагина для быка и барана

        4. Охарактеризуйте зоотехническое значение ИО

        5. Охарактеризуйте ветеринарного значение ИО


Тема 3.2. Морфологические и физиологические особенности половых органов самок.

Тестовый контроль:

У самок каких животных на яичнике имеется овуляционная ямка?

1. у лошадей

2. у овец

3. у свиней

4. у КРС


У самок каких животных поверхность яичника бугристая?

1. у овец

2. у лошадей

3. у свиней

4. у КРС


Где происходит оплодотворение?

1. в горах матки

2. в верхней трети яйцепровода

3. в шейке матки

4. во влагалище


Установите последовательность расположения органов репродуктивной системы самок (по направлению к выходу из половой щели)

1. яичники

2. яйцепроводы

3. рога матки

4. тело матки

5. шейка матки

6. собственно влагалище

7. преддверье влагалища


Какие функции выполняет яичник

1. образование сперматозоидов

2. образование тестостерона

3. образование яйцеклеток

4. образование зиготы

5. образование эстрогенов, прогестерона


Где образуется желтое тело беременности?

1. в роге матки

2. в яйцепроводе

3. на яичнике

4. в теле матки


Что такое овуляция?

1. выделение спермиев

2. образование яйцеклеток

3. выделение яйцеклетки из яичника

4. выделение яйцеклетки из матки


Как движется яйцеклетка по яйцеводу?

1. за счет движения ресничек эпителия яйцевода

2. за счет жгутиков

3. за счет движения лучистого венца

4. за счет сокращения мышц стенок яйцепровода


Плод у лошадей развивается частично в теле матки, частично в роге матки

1. ДА


Как называется гормон вырабатываемый желтым телом беременности для сохранения и регуляции беременности

1. Прогестерон


Где развиваются плоды у свиней

1. в теле матки

2. во влагалище

3. в рогах матки

4. в яйцепроводе


Орган богатый нервными окончаниями, по строению напоминает половой член самца

1. половые губы

2. шейка матки

3. клитор

4. влагалище


Половой цикл самок можно разделить на 4 стадии, установите порядок наступления этих стадий

1. проэструс

2. эструс

3. метаэструс

4. диэструс


По нервным процессам половой цикл делится на 3 стадии, установите последовательность стадий

1. возбуждение

2. торможение

3. уравновешивание


Установите соответствие стадий полового цикла

1. стадия возбуждения – эструс

2. стадия торможения – метаэструс

3. стадия уравновешивания – диэструс


У коровы средняя продолжительность полового цикла составляет

1. 14-19 дней

2. 20-22 дня

3. 11-30 дней

4. 18-21 день


По периодичности проявления половых циклов овцы являются

1. полицикличными

2. моноцикличными

3. трицикличными

4. круглогодичными

5. сезонными


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Из каких частей состоит половая система самок?

2. Назовите наиболее характерные особенности строения половых органов свиньи.

3. Что служит фиксирующим аппаратом для влагалища, матки, яйцепроводов, яичников?

4. Дайте сравнительную анатомическую характеристику шейки матки коровы, овцы, свиньи, кобылы.

5. Видовые особенности топографии (местоположения) половых органов самок.

6. Охарактеризуйте стадии (фазы) роста и развития фолликулов в яичниках.

7. Как образуется желтое тело в яичнике, какова его дальнейшая судьба?

8. Какие методы используют для обнаружения течки, полового возбуждения, охоты, момента овуляции?


Тема 3.3. Нейрогуморальная регуляция половых функций у самок

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризуйте роль гипоталамуса в нейроэндокринном контроле половых циклов самок

2. Охарактеризуйте роль гонадотропных гормонов в регуляции половых циклов

3. Охарактеризуйте роль половых гормонов в регуляция половых циклов

4. Как проявляется материнская и половая доминанта у самок

5. Какое значение имеет простагландин в половой цикличности

6. Охарактеризуйте факторы, влияющие на оплодотворяемость

7. Какие стероидные гормоны вырабатываются в яичниках и какие функции выполняют


Тема 3.4. Морфологические и физиологические особенности половых органов самцов.

Тестирование:

Расположите в правильной последовательности строение половой системы самцов с/х животных (по направлению к выходу из полового члена)

1. семенники

2. придатки семенников

3. семяпроводы

4. пузырьковидные железы

5. предстательная железа

6. куперовы железы

7. половой член

8. препуций


Где происходит дозревание и накопление мужских половых клеток

1. в семенниках

2. в придаточных половых железах

3. в ампулах

4. в придатках семенников


Где происходит накопление спермиев во время полового возбуждения у быков и баранов

1. в семенниках

2. в ампулах

3. в предстательной железе

4. в мочеполовом канале


Где в семеннике образуется гормон тестостерон

1. в извитых канальцах

2. в прямых канальцах

3. в сетке семенника

4. в хвосте придатка семенника

5. в клетках Лейдига


Придаточная половая железа, которах выделяет секрет разбавляющий массу спермиев (у жеребцов выделяет слизистый секрет)

1. предстательная железа

2. луковичная

3. куперова

4. пузырьковидная


Придаточная половая железа, секрет которой имеет щелочную реакцию, нейтрализующую слизь влагалища

1. луковичная

2. предстательная

3. пузырьковидная

4. уретральная


Придаточная половая железа, секрет которой освобождает мочеполовой канал от остатков мочи

1. куперова

2. предстательная

3. уретральная

4. пузырьковидная


Железа, которая охватывает в виде кольца начальную часть мочеполового канала

1. луковичная

2. семенники

3. предстательная

4. куперова


Кожно-мышечное образование выполняющее функцию терморегуляции

1. препуций

2. половой член

3. мошонка

4. половые губы


На какие части условно делится половой член

1. головка

2. хвост

3. шейка

4. корень

5. тело


У каких производителей отсутствует S-образный изгиб полового члена

1. у быка

2. у хряка

3. у жеребца

4. у барана


Как называется процесс образования мужских половых клеток

1. овогенез

2. овуляция

3. эякуляция

4. сперматогенез


Почему семенники располагаются не в брюшной полости, а в мошонке

1. из-за нарушения терморегуляции в семенниках

2. из-за того, что в брюшной полости нет места для семенников

3. из-за того, что температура в мошонке выше, чем в брюшной полости


Что такое рефлекс эрекции

1. когда самец запрыгивает на самку

2. когда самец обнюхивает и кусает самку

3. когда половой член наполняется кровью и выходит за пределы препуция

4. когда самец вводит в половые пути самки половой член


Установите последовательность проявления рефлексов, характеризующих половой акт

1. рефлекс эрекции

2. обнимательный рефлекс

3. совокупительный рефлекс

4. эякуляция


Что такое эякуляция

1. продвижение спермием в половых путях самки

2. выделение семени из полового члена

3. выделение спермиев и семенников

4. смешивание спермиев с плазмой спермы


Продолжительность эякуляции у хряков

1. 1 сек.

2. 8 сек.

3. 15-20 мин.

4. 5-7 мин.


Продолжительность эякуляции у быков и баранов

1. одномоментно

2. 5-10 сек.

3. 5-10 мин.

4. 8 сек.


Какой средний объем эякулята у быка

1. 40-200мл

2. 4-5 мл

3. 1-2 мл

4. 200-400 мл

У какого производителя эякуляция проходит в 4 фазы

1. у быка

2. у барана

3. у кобеля

4. у хряка


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Из каких частей состоит половая система самки?

2. Охарактеризуйте роль придатка семенника.

3. Назовите придаточные половые железы. Каково их физиологическое назначение?

4. В чем основные анатомические отличия половых органов быка, барана, хряка, жеребца?

5. Назовите и охарактеризуйте половые рефлексы самцов.

6. В чем вы видите отличие сперматогенеза от овогенеза?

7. Какова сущность дозревания спермиев в придатках семенников?


Тема3.5. Нейрогуморальная регуляция половых функций у самцов

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризовать видовые особенности полового акта у производителей

2. Охарактеризовать объемы эякулятов у производителей разных видов

3. Раскройте механизм гипофизарно-гипоталамического контроля генеративной и гормональной функций семенников.

4. Динамика полового акта у крупных и мелких жвачных.

5. Динамика полового акта у свиней.

6. Динамика полового акта у лошадей.


Тема 3.6. Особенности строения и функции половых органов с/х птицы

Тестирование:

Какова длина яйцевода кур в период яйцекладки, см

1. 30-40

2. 65-70

3. 17-20

4. 120-150


Что является истинной яйцеклеткой

1. желток

2. белок

3. сформированное яйцо

4. зародышевый диск


Каковы размеры зародышевого диска?

1. 3-5 см

2. 3-5 мм

3. 1-2 см

4. 1-2 мм


Сколько по времени длится овуляция у кур

1. 1-2 мин.

2. 10-15 мин.

3. 1-2 сек.

4. 10-15 сек.


Перечислите последовательно отделы половой системы кур

1. яичник

2. воронка яйцевода

3. белковая часть

4. перешеек

5. матка

6. влагалище


В белковой части яйцевода происходит наращивание общего объема белка яйца

1. НЕТ


Самый узкий участок яйцевода называется

1. белковый отдел

2. влагалище

3. перешеек

4. матка

5. воронка


Где происходит наращивание известковой оболочки яйца?

1. в матке

2. в перешейке

3. во влагалище

4. в белковой части


Сколько времени яйцо находится в матке?

1. 15-20 мин.

2. 20 час.

3. 30 час.

4. 3-5 час.


Сколько белка формируется на яйце в белковой части яйцевода

1. 100%

2. 40-50%

3. 10-20 %

4. 60-70 %


Где начинается образование подскорлупных оболочек?

1. в матке

2. во влагалище

3. в клоаке

4. в перешейке


Сколько времени формируется яйцо у кур, часов

1. 10-20

2. 23-30

3. 10-15

4. 24-48


Когда наступает овуляция у кур

1. через 10-20 мин. после снесения предыдущего яйца

2. через час после предыдущей овуляции

3. через 10-20 минут после предыдущей овуляции

4. через 10-12 часов после снесения яйца


Куры несутся обычно при дневном свете, если яйцо не снеслось до наступления темноты, то яйцо снесется только при наступлении утра следующего дня

1. ДА


Если формирование яйца у кур длится 27 часов, то сколько будет длится цикл яйцекладки (темнеет в 18.30, светает в 6.00). Ответ цифрой

1. 5


Как называется фоликулярный гормон у птицы

1. эстрофан

2. эстрин

3. эстроген

4. простагландин


Какой объем эякулята у петуха

1. 4-5 мл

2. 1-1,5 мл

3. 0,4-1,6 мл

4. 0,04 – 0,16 мл


Выберете половые органы имеющиеся у петуха

1. спермиовыносящий канал

2. пузырьковидная железа

3. семенники

4. половой член

5. спермиопроводы

6. предстательная железа

7. придатки семенников


Через какое время куры начинают нести оплодотворенные яйца, после подсадки к ним петуха

1. через 1-2 дня

2. сразу, после первого покрытия

3. через 3 дня

4. через 20 дней


Установите соответствие продолжительностей эмбрионального развития зародышей у с/х птицы

1. куры – 20-21 сут.

2. утки – 27-28 сут.

3. гуси – 29-30 сут.


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Процесс овуляции и образование яйца у курицы

2. Влияние света и других факторов на яйцекладку

3. Показатели спермы петуха

4. Сохранение оплодотворяющей способности спермиев в яйцеводе у птиц

5. Строение половой системы кур

6. Строение половой системы петуха

7. Процесс формирования яйца у кур


Тема 3.7. Кормление содержание и использование племенных производителей

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Режим полового использования быков-производителей

2. Режим полового использования баранов-производителей

3. Режим полового использования хряков-производителей

4. Режим полового использования жеребцов-производителей

5. Нормы закрепления маточного поголовья за производителями

6. Характеристика свежеполученных эякулятов у производителей

7. Особенности кормления племенных производителей

8. Особенности содержания и ухода за производителями

9. Контроль за состоянием здоровья производителей



Тема 3.8. Методы получения спермы от производителей

Тестирование:

Установить соответствие способов получения спермы

1. Уретральный – фистульный

2. Хирургические - отсасывание спермиев из придатка семенника шприцом

3. Влагалищные – губочный


Способ получения спермы, при котором в половые пути самки вводится резиновый мешок

1. фистульный

2. губочный

3. спермособиратель

4. мануальный


Способ получения спермы, при котором эмитируются давление, скольжение, и температура как в половых путях самки

1. мануальный

2. мастурбация

3. губочный

4. искусственная вагина


Способ получения спермы, который используется только на хряках, заключается в сдавливании рукой, в перчатке, головки полового члена

1. электроэякуляция

2. массаж ампул семяпроводов

3. мануальный

4. мастурбация


Установите соответствие режимов полового использования производителей

1. быки - один раз в 2-3 дня дуплетом

2. бараны - 2-3 эякулята ежедневно

3. жеребцы - 1 раз в день, через 5-6 дней дают отдых 2 дня

4. хряки - 1 раз в 3-4 дня


Искусственная вагина с ампулообразным расширением, конструкции Родина предназначена для

1. быка

2. барана

3. хряка

4. жеребца


Из какого материала сделан корпус искусственной вагины для быка образца 1942 года

1. из алюминия

2. из стекла

3. из эбонита

4. из резины


Из какого материала сделан корпус ИВ для барана образца 1942 года

1. из алюминия

2. из эбонита

3. из жести

4. из резины


В конструкции ИВ каких производителей отсутствует краник

1. для быка конструкции Родина

2. для хряка жестяная Квасницкого

3. для барана образца 1942 г.

4. для жеребца


Какой диаметр искусственной вагины для быка образца 1942 года

1. 8 см

2. 5,5 см

3. 15 см

4. 10 см


Какой объем воды заливается в двустенный спермоприемник для барана

1. 100 мл

2. 20 мл

3. 50 мл

4. 150 мл


Установите соответствие конструкций ИВ и параметров при подготовке к использованию

1. для быка образца 1942 года - 400-500 мл воды, 60-700С, 40 мм.рт.ст

2. для барана образца 1942 года - 150-180 мл воды, 55-600С, 40 мм.рт.ст

3. для хряка жестяная водоналивная Квасницкого - 1200 мл воды, 550С, 40 мм.рт.ст

4. для быка конструкции Родина - 1200-1500 мл воды, 50-550С


Какая оптимальная температура должна быть в ИВ в момент получения спермы, 0С

1. 30-40

2. 38-40

3. 40-45

4. 25-30


При какой температуре воздуха в помещении применяется двустенный спермоприемник, 0С

1. ниже 18

2. ниже 25

3. ниже 38

4. ниже 0


Какой способ получения спермы применяется на производителях, у которых имеются болезни конечностей, слишком большой вес и т.д.

1. Электроэякуляция


Установите последовательность этапов подготовки ИВ к использованию

1. Мытье искусственной вагины

2. Стерилизация искусственной вагины

3. Заливание воды в межстенное пространство

4. Смазывание резиновой камеры вазелином

5. Присоединение спермоприемника

6. Нагнетание воздуха

7. Измерение температуры внутри резиновой камеры


Если после измерения температуры внутри ИВ температура оказалась ниже 380С, то необходимо открыть кран, выпустить воздух слить 50-100 мл воды и затем долить горячей и снова накачать воздух. Правильное ли утверждение

1. ДА


Под каким углом держат ИВ во время получения спермы у быка, 0С

1. 25-30

2. 35-45

3. 45-60

4. 90-100


Как приучают хряка к садке на чучело?

1. покрывают чучело шкурой самки

2. покрывают чучело шкурой самки забитой в охоте

3. смазывают заднюю часть спермой или влагалищной слизью

4. к чучелу подводят свиноматку


В чем отличие чучела от фантома для хряка?

1. в фантом устанавливается ИВ, а в чучело нет

2. в чучело устанавливается ИВ, а в фантом нет

3. чучело на хряках не применяется, а фантом да

4. фантом не применяется на хряках, а чучело да


При помощи какого способа можно получить от жеребца стерильную сперму

1. электроэякуляции

2. спермособирателя

3. искусственной вагины

4. фистульного

Из каких составных частей состоит ИВ для быка образца 1942 года

1. корпус алюминиевый

2. корпус эбонитовый

3. корпус из резины

4. резиновая камера

5. эбонитовый краник

6. закручивающаяся крышка

7. спермоприемник 450 мл

8. спермоприемник двустенный

9. прижимные кольца

10. нагревательный элемент


С какого возраста начинают получать сперму от быков

1. с 10-12 мес.

2. с 16-18 мес.

3. с 2-3 лет

4. с 6-10 мес.


С какого возраста начинают получать сперму от жеребцов

1. с 12-18 мес.

2. с 2-3 лет

3. с 3-4 лет

4. с 10-12 мес.


Какая длина ИВ для барана?

1. 30 см

2. 50 см

3. 25 см

4. 20 см


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Какие приборы необходимы для получения спермы от животных?

2. Как устроена искусственная вагина и какой принцип положен в основу ее конструкции?

3. Как обрабатывают новые части искусственной вагины перед их использованием?

4. Как монтируется резиновая камера на корпусе цилиндра вагины?

5. Как стерилизуют искусственные вагины и спермоприемники?

6. В какой последовательности проводят подготовку искусственной вагины перед взятием спермы?

7. Как подготавливают искусственные вагины на племпредприятиях?

8. Какие правила необходимо соблюдать при взятии спермы на искусственную вагину?

9. Причины нарушения рефлексов совокупления и эякуляции при взятии спермы на искусственную вагину.

10. По каким признакам определяют момент эякуляции?

11. Как обрабатывают искусственную вагину после ее использования?


Тема 3.9. Физиология спермы.

Тестирование:

Сперма состоит из:

1. плазмы

2. секретов предстательной железы

3. спермиев

4. спермоцитов

5. секретов уретральных желез


Установите соответствие степени разбавления спермиев секретами придаточных половых желез, у разных видов производителей

1. быки – 4-6 раз

2. бараны – 2-2,5 раза

3. хряки – 20-45 раз

4. жеребцы – 30-50 раз


Вязкость спермы быка при концентрации спермиев 1 млрд в 1 мл составляет

1. 3,5-4

2. 2-11

3. 5-6

4. 15-20


Способность сохранять свою реакцию на более или менее постоянном уровне, что способствует сопротивлению спермиев накопляющимся кислым продуктам обмена веществ при хранении называется (ответ одним словом)

1. Буферность


Как называется способность спермиев двигаться против тока жидкости

1. хемотаксис

2. агглютинация

3. реотаксис

4. капацитация


Процесс склеивания сперматозоидов называется

1. капацитация

2. агглютинация

3. реотаксис

4. хемотаксис


Расщепление сахаров до молочной кислоты без доступа кислорода

1. гликолиз

2. лизис

3. дыхание

4. фагоцитоз


В зависимости от обмена веществ в спермиях и способа получения энергии, сперма каких производителей использует и гликолиз, и дыхание

1. хряка

2. быка

3. барана

4. собак

5. жеребцов


В зависимости от обмена веществ в спермиях и способа получения энергии, сперма какого производителя использует только дыхание

1. хряка

2. быка

3. барана


При незначительном снижении PH в кислую сторону спермии погибают

1. НЕТ


При какой РН среды спермии начинают активно погибать

1. ниже 4,5

2. 5-4,5

3. ниже 5

4. ниже 5,5


Как можно вывести спермии из 1-й фазы анабиоза

1. нагреванием до 37-40 0С

2. подщелачиванием среды

3. подщелачиванием среды и нагреванием до 420С

4. нагреванием до 42-450С


При какой температуре спермии теряют оплодотворяющую способность

1. 38-400С

2. 43-450С

3. 470С

4. 16-180С


При какой температур у спермиев наступает холодовой шок

1. 38-400С

2. 43-450С

3. 16-180С

4. 3-40С


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Влияние температуры на спермии

2. Влияние света на спермии

3. Влияние реакции среды на спермии

4. Термический шок спермиев и меры его предупреждения

5. Естественный и искусственный анабиоз спермиев

6. Охарактеризуйте источники энергии и движения спермиев

7. Охарактеризуйте действие на спермии сахаров и медикаментов

8. Охарактеризуйте действие осмотического давления на спермиев


Тема 3.10. Оценка качества спермы

Тестирование:

Какие их перечисленных методов оценки относятся в микроскопическим

1. густота

2. подвижность

3. объем

4. цвет

5. состояние акросом

6. определение интенсивности дыхания


Какие методы оценки спермы относятся к обязательным

1. органолептическая оценка

2. густота

3. число патологических форм

4. количество живых и мертвых

5. состояние акросом

6. определение концентрации


Перечислите какие методы оценки относятся к дополнительным

1. цвет

2. активность

3. патологические формы

4. живых и мертвых

5. концентрация

6. объем


Какие методы оценки относятся в органолептической оценке

1. макроскопические

2. микроскопические

3. биологические

4. лабораторные


Сколько времени необходимо затрачивать на визуальную оценку эякулята

1. 5-10 мин.

2. 10-15 мин.

3. 2-3 мин.

4. 20-30 сек.


Наличие в сперме буро-красных примесей свидетельствует

1. о разрыве капилляров уретры во время эрекции

2. о старых травмах

3. о наличии мочи

4. о наличии примесей экссудата


Наличие в сперме розового цвета свидетельствует

1. о старых травмах уретры

2. о свежей травме

3. о наличии мочи

4. о воспалительных процессах


Установите соответствие показателей консистенции спермы

1. хряки - водянистая с примесями сгустков

2. жеребцы - водянистая с примесями слизи

3. быки - сливкообразная

4. бараны – сметанообразная


Установите соответствие объемам эякулята производителей

1. быки – 4-5 мл

2. бараны – 1-1,5 мл

3. хряки – 250-350 мл

4. жеребцы – 50-150 мл


Как определить объем эякулята быка

1. взвешивают спермоприемник 1 г равен 1 мл

2. в градуированном спермоприемнике пропуская через три слоя марли

3. в градуированном спермоприенике

4. в градуированном спермоприемнике пропуская через 4 слоя марли


Какими способами определяется концентрация спермиев в эякуляте

1. счетной камерой Горяева

2. фотоэлектроколориметром

3. счетчиком Гейгера

4. при помощи оптических стандартов

5. при помощи добавления растрова эозина


С каким способом движения спермии способны оплодотворить яйцеклетку

1. манежным

2. колебательным

3. прямолинейно-поступательным

4. обратно-поступательным


В поле зрения микроскопа между двумя смежными спермиями проходит третий, такая сперма считается

1. средняя

2. редкая

3. густая

4. олигоспермия


Как называется малый объем спермиев в эякуляте

1. аспермия

2. асперматизм

3. олигоспермия

4. тератоспермия


В поле зрения микроскопа видны только мертвые спермии

1. аспермия

2. некроспермия

3. олигоспермия

4. олигосперматизм


Минимальные показатели спермы барана

1. Г-8

2. С-8

3. Г-9

4. Г-7


Количество живых и мертвых спермиев определяется путем окрашивания спермиев р-ром фурацилина

1. НЕТ


Какой максимальный процент патологических форм спермиев допускается в сперме быка

1. 18 %

2. 14 %

3. 20 %

4. 25 %


Какой максимальный процент патологических форм спермиев допускается в сперме хряка

1. 14 %

2. 20 %

3. 10%

4. 18 %


Оценку активности спермы проводят при увеличении 280 раз при температуре 38-400С

1. ДА


Концентрация спермиев определяется прямыми и косвенными методами, утсновите соответствие прямых и косвенных методов

1. прямые – счетная камера

2. косвенные – фотоэлектроколориметр


Минимальные показатели пригодности спермы жеребца

1. С-6

2. Г-6

3. С-7

4. Г-7

5. Г-8


По какой формуле определяют % живых спермиев в эякуляте

1. П= (Ж х 100) : 300

2. П= (Ж х 100) : 500

3. П= (Ж х 500) : 100

4. Ж= (П х 100) : 500


При определении количества живых и мертвых спермиев применяется раствор

1. 5 % эозина

2. 5% цитрата натрия

3. 5 % раствор метиленовой сини

4. 7% раствор эозина

5. 2,9% раствор цитрата натрия


Какая концентрация спермиев в одном мл спермы барана, млрд

1. 2-4

2. 1-1,5

3. 4-6

4. 8-10


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Органолептическая оценка свежеполученной спермы быка

2. Органолептическая оценка свежеполученной спермы хряка

3. Органолептическая оценка свежеполученной спермы барана

4. Органолептическая оценка свежеполученной спермы жеребца

5. Охарактеризуйте оценку активности спермиев

6. Охарактеризуйте способы определения концентрации спермиев при помощи счетной камеры Горяева

7. Охарактеризуйте способы движения спермиев

8. Дайте определение понятиям аспермия, олигоспермия, некроспермия, тератоспермия

9. Охарактеризуйте методы определения количества живых и мёртвых спермиев

10. Охарактеризуйте методы определения патологических форм спермиев

11. Охарактеризуйте способы определения резистентности спермиев

12. Охарактеризуйте определение концентрации спермы при помощи ФЭК



Тема 3.11. Технология разбавления спермы

Тестирование:

Такая температура жидкого азота, 0С

1. -120

2. -196

3. – 280

4. – 76


При какой температуре спермии становятся неподвижные, 0С

1. 18

2. 7

3. 3

4. 0


Состояние, при котором у спермиев прекращается метаболизм

1. Анабиоз


При заморозке спермы в жидком азоте необходимо выполнить следующие манипуляции

1. охлаждение до 4-5 0С, заморозка в парах жидкого азота -120 0С, затем в жидком азоте -196 0С

2. охлаждение до 18-20 0С, заморозка в парах жидкого азота -76 0С, затем в жидком азоте -120 0С

3. охлаждение до 4-5 0С, заморозка в парах жидкого азота -196 0С, затем в жидком азоте -120 0С

4. охлаждение до 0 0С, заморозка в парах жидкого азота -76 0С, затем в жидком азоте -196 0С


При хранении спермы при помощи инактивации кислотами, при плотной укупорке спермы в ней накапливается

1. угольная кислота

2. серная кислота

3. уксусная кислота

4. молочная кислота


Компонент разбавителя, который препятствует агглютинации спермиев, является источником энергии

1. желток куриного яйца

2. сахара

3. глицерин

4. антимикробные вещества


Компонент разбавителя, который поддерживает осмотическое давление и буферность среды , препятствует набуханию оболочек спермиев

1. цитрат натрия

2. желток куриного яйца

3. сульфат аммония

4. глюкоза


Компонент разбавителя, который препятствует образованию крупных кристаллов льда при заморозке спермы

1. глицерин

2. хелатон

3. лактоза

4. трилон Б


Компонент разбавителя, который защищает спермии от холодового шока

1. желток куриного яйца

2. рафиноза

3. трилон Б

4. спермосан


Процесс склеивание спермиев называется

1. Агглютинация


Какие компоненты разбавителя относятся к термостойким

1. углеводы

2. минеральные вещества

3. глицерин

4. антибиотики


Какие компоненты разбавителя относятся к нетермостойким

1. глицерин

2. цитрат натрия

3. глюкоза

4. фруктоза

5. желток куриного яйца


Какое количество спермиев с прямолинейно-поступательным движением должно быть в эякуляте быка до его заморозки

1. 37,5 млн.

2. 1-1,5 млрд.

3. 10-15 млн.

4. 20-25 млн.


После оттаивания спермы быка, пригодным эякулят считается если в нем живых спермиев с прямолинейно-поступательным движением не менее

1. 10-15 млн.

2. 37-38 млн.

3. 20-25 млн.

4. 1-1,5 млрд


Какая оценка по подвижности должна быть у спермы быка после оттаивания, не менее, баллов

1. 4

2. 6

3. 8

4. 7



Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризуйте назначение желтка куриного яйца как составного элемента разбавителя для спермы

2. Охарактеризуйте степень разбавления спермы быка

3. Охарактеризуйте назначение цитрата натрия как составного элемента разбавителя для спермы

4. Охарактеризуйте степень разбавления спермы барана

5. Охарактеризуйте назначение глицерина как составного элемента разбавителя для спермы

6. Охарактеризуйте степень разбавления спермы барана жеребца

7. Охарактеризуйте степень разбавления спермы хряка

8. Охарактеризуйте назначение глюкозы как составного элемента разбавителя для спермы

9. Охарактеризуйте назначение хелатона и трилон-Б как составного элемента разбавителя для спермы

10. Для чего проводится разбавление спермы?


Тема 3.12. Технология хранения и транспортировки спермы

Тестирование:

Какой объем спермодозы в пайете расфасованной по французской технологии

1. 0,3 мл

2. 0,25 мл

3. 0,5 мл

4. 1 мл


Какой объем спермодозы в пайете расфасованной по литовской технологии

1. 0,25 мл

2. 0,3 мл

3. 0,1 мл

4. 0,5 мл


При замораживании спермы в полипропиленовой соломинке, которая закупоривается стеклянными шариками с обеих сторон, считается пайета по французской технологии

1. НЕТ


Установите соответствие сред, которые применяются для производителей

1. для хряков - ГХЦС

2. для быков - ЛФРМГЖ

3. для баранов - ГЦЖ


Сколько времени и при какой температуре проходит эквилибрация спермы расфасованной в пайеты

1. 3-4 часа при t 4-5 0С

2. 24-часа при t 4-5 0С

3. 2-часа при t 0 0С

4. 3-4 часа при t 18-20 0С


Сколько хранится разбавленная сперма барана при температуре 2-50С

1. 3 сут.

2. 1 сутки

3. 7 суток

4. 5 суток


На сколько процентов ежедневно снижается оплодотворяющая способность спермы быков при кратковременном хранении

1. 4-7 %

2. 10-30 %

3. 40-50 %

4. 2-3 %


При каких температурах хранится сперма хряков при использовании среды ГХЦС, 0С

1. 6-10

2. 16-18

3. 3-4

4. 38-40

5. – 196


При какой температуре и сколько суток хранится сперма хряка с использованием среды ГХЦСЖ

1. 6-10 0С, 2-3 суток

2. 16-18 0С, 2-3 суток

3. 6-10 0С, 5 суток

4. 16-18 0С, 5 суток


Если сперма хряка предназначена для транспортировки, то ее фасуют в полиэтиленовые флаконы от прибора

1. УЗК-5

2. ПОС-5

3. ПОС-1

4. УЗК-3


Объем гранулы для заморозки спермы быка в необлицованных гранулах

1. 0,15-0,2 мл

2. 0,25-0,3 мл

3. 1-1,2 мл

4. 0,4-0,5 мл


Какой % жизнеспособности спермиев, после разморозки, обеспечивает заморозка спермы быков в необлицованных гранулах

1. 40-50 %

2. 90-100%

3. 20-30 %

4. 70-80 %


Как называется устройтво для заморозки и хранения спермы в жидком азоте

1. сосуд Дьюара


В какой раствор помещают гранулу спермы для ее оттаивания

1. 1 мл 2,9% р-р цитрата натрия

2. 1 мл 2,9% р-р хлорида натрия

3. 1 мл 2,9% р-р фурацилина

4. 1 мл 0,9 % р-р хлорида натрия


Можно ли транспортировать сперму в сосудах Дьюара при помощи авиатранспорта?

1. ДА


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Проведите оттаивание спермы быка замороженной в облицованных гранулах

2. Охарактеризуйте технику безопасности при работе с жидким азотом

3. Охарактеризуйте проверку подвижности спермы после разморозки

4. Охарактеризуйте способы хранения спермы при температуре 16-20 0С

5. Охарактеризуйте подготовку спермы хряка для хранения ее при комнатной температуре

6. Охарактеризуйте подготовку спермы быка для замораживания в необлицованных гранулах

7. Охарактеризуйте методику оттаивания спермы быка замороженной в пайетах

8. Подготовьте спермы быка для хранения при температуре 0-5 0С

9. Основные принципы устройства сосудов Дьюара.

10. Как определить кратность разбавления спермы?


Тема 3.13. Технология искусственного осеменения самок животных

Тестирование:

Какие инструменты и приборы применяются для ИО коров маноцервикальным способом

1. одноразовая пятипалая перчатка

2. пипетка с катетером длиной 7,5 см

3. пипетка с катетером 45 см

4. влагалищное зеркало

5. шприц-катетер

6. пистолет полуавтомат Лихачева

7. ампулы с цитратом натрия

8. водяная баня

9. пинцет


При каком способе искусственного осеменения коров применяется влагалищное зеркало

1. маноцервикальный

2. визоцервикальный

3. эпицервикальный

4. ректоцервикальный


Какой многоразовый полиэтиленовый прибор применятся при ИО свиней

1. ПО-5

2. УЗК-5

3. ПОС-5

4. ШО-3


Какие инструменты применяются при искусственном осеменении овец визоцервикальным способом

1. влагалищное зеркало

2. шприц-полуавтомат Лихачева

3. стеклянный микрошприц

4. стеклянные баночки с притертыми крышками

5. пипетка с катетером длиной 7,5 см

6. ПОС-5

7. Резиновый катетер И.И. Иванова


Какой способ ИО коров и телок считается самым высокоэффективным, но при этом требует высокой квалификации техника по ИО

1. Ректоцервикальный


Какой объем флакона от ПОС-5

1. 150 мл

2. 100 мл

3. 70-80 мл

4. 250 мл


Какой прибор из перечисленных для ИО свиней состоит из катетера и корпуса для двух флаконов, в одном из которым находится чистая сперма, а в другом разбавитель

1. УЗК-5

2. ПОС-5

3. УЗК-6

4. универсальный термос-приборов


Какой прибор для ИО кобыл применяется при мануальном способе осеменения

1. резиновый катетер И.И. Иванова

2. стеклянный шприц-катетер

3. эбонитовый шприц-катетер

4. влагалищное зеркало


Какие инструменты и приборы применяются для ИО коров с ректальной фиксацией шейки матки, при использовании полипропиленовых соломинок

1. ШО-2

2. ШО-3

3. водяная баня

4. одноразовая перчатка

5. резак для пайет

6. спиртовые салфетки

7. ампулы с цитратом натрия

8. влагалищное зеркало

9. баночки с притертыми крышками

10. шприц-катетер


Какое количество кармашек в календаре техника по ИО

1. 32

2. 31

3. 30

4. 29


Через сколько дней после осеменения, согласно календаря техника по ИО, корова считается оплодотворенной, дней

1. 28

2. 21

3. 18

4. 19-21


Какой из способов искусственного осеменения не применяется на телках

1. маноцервикальный

2. ректоцервикальный

3. визоцервикальный

4. эпицервикальный


Куда, как правило, вводится сперма при осеменении коров и овец

1. в шейку матки

2. во влагалище

3. в тело матки

4. рога матки


Для чего на одноразовом катетере, выпускаемом ФРГ имеет на конце поролоновый диск?

1. для избежания вытекания спермы из матки

2. для избегания попадания в матку инородных объектов

3. для удобства введения катетера в шейку матки

4. для защиты от попадания в матку патогенной микрофлоры во время ИО


Как называется процесс, когда в акросоме спермия происходит активация ферментных систем

1. капацитация


Фермент, выделяемый акросомой спермиев, который разъединяет клетки лучистого венца

1. гиалуронидаза

2. литотрепсин

3. пепсиноген

4. акросомаза


При двухкратном осеменении коров, по какому принципу проводится осеменение

1. сразу после выявления в охоте

2. повторно спустя 10-12 часов

3. повторно спустя 24 часа

4. после выявления в охоте через 8 часов


Какой их признаков половой охоты, является сигналом для скорейшего осеменения

1. проявление рефлекса неподвижности

2. запрыгивание коров на других коров

3. выделение прозрачной слизи из влагалища

4. корова ходит в базу за техником-осеменатором


В каком возрасте допускается первое осеменение телок

1. в возрасте 16-18 мес., при достижении масса равной 60-65 % от массы взрослой коровы

2. в возрасте 15-18 мес., при достижении масса равной 70-75 % от массы взрослой коровы

3. в возрасте 10-12 мес., при достижении масса равной 70-75 % от массы взрослой коровы

4. в возрасте 6-10 мес., при достижении масса равной 50-55 % от массы взрослой коровы


Когда рекомендовано осеменять высокопродуктивных коров после предыдущих родов?

1. через 23-30 дней

2. через 40-45 дней

3. через 18-21 день

4. через 60-80 дней


В случае загрязнения преддверья влагалища, перед осеменением, его промывают

1. р-ром фурацилина 1:5000

2. р-ром марганцовки 1:5000

3. р-ром натрия хлорида 0,9 %

4. раствором цитрата натрия 2,9 %


При оттаивании спермы, замороженной в гранулах, гранулу оттаивают во флаконе на водяной бане при t 38-400С 10 сек.

1. НЕТ


Какой р-р применяется при оттаивании гранулы на водяной бане

1. р-р цитрата натрия 2,9 %

2. физ. раствор 0,9 %

3. р-р фурацилина 0,02 %

4. дистиллированную воду


Сколько длится оттаивание пайет на водяной бане и при какой температуре оттаивание происходит (усредненные показатели)

1. 38-40 0С 10-20 сек.

2. 38-40 0С 50-60 сек.

3. 18-20 0С 50-60 сек.

4. 40-45 0С 10-20 сек.


Какой способ ИО коров изображен на рисунке

1. ректоцервикальный

2. маноцервикальный

3. мануальный

4. визоцервикальный



Какой способ ИО изображен на рисунке

1. ректоцервикальный

2. маноцервикальный

3. визоуретральный

4. яйцепроводный

5. визоцерикальный


Какой способ ИО изображен на рисунке

1. маноцервильный

2. визоцервикальный

3. эпицервикальный

4. визоуретральный


Какой способ осеменения возможно проводить только на пункте по ИО самок

1. визоцервикальный

2. маноцервикальный

3. ректоцервикальный

4. эпицервикальный


Какой способ ИО запрещено применять на телках

1. эпицервикальный

2. ректоцервикальный

3. маноцервикальный

4. визоцервикальный


Куда рекомендуется вводить сперму при ректоцервикальном осеменении с использованием пайет

1. на границе между шейкой матки и телом матки

2. в шейку матки

3. в рога матки

4. во влагалище


Установите соответствие способам расфасовки спермы и объемам спермодозы при их расфасовке

1. пайета по литовской технологии – 0,25 мл

2. пайета по французской технологии – 0,3 мл

3. необлицованная гранула – 0,15-0,2 мл


Какой объем спермодозы для осеменения получается при использовании необлицованных гранул спермы

1. 1,2 мл

2. 0,2 мл

3. 0,15 мл

4. 0,5 мл


Назовите способ осеменения коров и телок по его описанию:

Влагалищное зеркало увлажняют теплым 1%-ным раствором хлорида натрия или пищевой соды, затем вводят его во влагалище, предварительно раскрыв половые губы рукой. При введении во влагалище зеркало держат ручками в сторону. После введения ручки зеркала поворачивают вниз. Осторожно раскрывают зеркало и, отыскав отверстие шейки матки, вводят в него шприц-катетер на глубину 5-6 см. Медленно, нажимая на поршень шприца, выдавливают сперму. После этого шприц-катетер, а затем и зеркало осторожно извлекают.

1. визоцервикальный

2. эпицервикальный

3. ректоцервикальный

4. мануальный


Назовите способ осеменения коров и телок по его описанию:

Хвост отводит в сторону и передает помощнику, который одновременно удерживает животное от боковых перемещений. Затем оператор осматривает вульву, при наличии загрязнений удаляет их сухим или слегка увлажненным ватным тампоном. На левую (или правую) руку надевает пятипалую полиэтиленовую перчатку, орошает ее водой. Затем раскрывает половую щель, в образовавшееся воронкообразное углубление преддверия вводит катетер косо снизу вверх, под углом 20–300, чтобы исключить его попадание в отверстие мочеиспускательного канала. Продвинув на глубину 10-15 см, переводит в горизонтальное положение и далее стремится достичь передней части влагалища.

Независимо от конечной точки местонахождения катетера, оператор вводит руку в перчатке в прямую кишку; сместив свободной рукой катетер несколько в сторону, освобождает прямую кишку от фекалий. Вслед за этим делает 30-секундный массаж тела и рогов матки. Шейку матки (влагалищную ее часть) захватывает рукой и подает вперед (до границы с брюшной полостью). При этом складки влагалища расправляются и катетер высвобождается, влагалищная часть шейки матки сближается со стенками влагалища по всей окружности.

1. ректоцервикальный

2. маноуретральный

3. эпицервикальный

4. визоцервикальный


С какого возраста начинают осеменять свиней

1. 9-10 мес. при массе 110-130 кг

2. 10-12 мес. при массе 110-130 кг

3. 6-10 мес. при массе 60-80 кг

4. 16-18 мес. при массе 130-150 кг


Свиноматок осеменяют в первую половую охоту после отъема поросят

1. ДА


Какой основной способ выявления свиней в охоте

1. хряком-пробником

2. по истечению из вульвы

3. по проявлению беспокойства, переносу подстилки в зубах

4. при помощи календаря наступления охоты


Когда необходимо осеменять свиноматку

1. при проявлении рефлекса неподвижности

2. при реакции хряка-пробника на свиноматку

3. при вспрыгивании на других свиноматок

4. при определении времени осеменения при помощи календаря случек и родов


При двухкратном выявлении самок в охоте с какой периодичностью их осеменяют

1. вскоре после выявления

2. спустя 24 часов после первого осеменения

3. через 5-8 часов после выявления

4. спустя 12 часов после первого осеменения


Какая анатомическая особенность в строении половой системы свиноматки облегчает ее осеменение

1. плавный переход влагалища в шейку матки без границ

2. шейка матки находится в нижней части влагалища

3. шейка матки слабо развита

4. влагалище узкое, прибор со спермой вводится во влагалище, и сперма самотеком попадает в шейку матки


Когда осеменяют свиноматок, после перевода в боксы для осеменения

1. через 30 мин. после перевода

2. сразу после перевода

3. через 12 часов после перевода

4. спустя 1-2 часа после перевода


Если вводить катетер свиноматке горизонтально или с уклоном вниз, куда может попасть катетер, в

1. мочеиспускательный канал


Сколько длится процедура осеменения свиней, в среднем

1. 3-4 мин.

2. 10-15 мин.

3. 1-2 сек.

4. 10-15 сек.


Оптимальная объемная доза спермы для взрослых свиноматок составляет

1. 100 мл с 3 млрд. спермиев

2. 70-80 мл с 2 млрд. спермиев

3. 150 мл с 2 млрд. спериев

4. 50 мл с 2 млрд. спермиев


При однократной выборке овец в охоте и осеменяют дважды

1. первый раз сразу после выборки, второй спустя 8-10 часов

2. первый раз сразу после выборки, второй спустя 12-24 часа

3. первый раз через 8-10 часов после выборки, второй спустя 12-18 часов

4. первый раз через 10-12 часов после выборки, второй спустя 8-10 часов




С какого возраста рекомендовано осеменять овец

1. 16-18 мес.

2. 10-12 мес.

3. 6-8 мес.

4. 18-24 мес.


Какой метод осеменения применяется для ярок

1. влагалищный

2. цервикальный

3. уретральный

4. маточный


Установите соответствие объемам спермодоз для осеменения овец

1. неразбавленная спермы – 0,05 мл

2. разбавленная сперма – 0,2 мл

3. не соответствует – 0,3 мл


В одной спермодозе для осеменения овец должно быть не менее (активных спермиев)

1. 80 млн.

2. 200 мл.

3. 2-4 млрд.

4. 10-15 млн.


При подготовке к осеменению сперму свиней подогревают на водяной бане

1. в течении 10-20 сек 38-40 0С

2. в течении 2-3 мин. 38-40 0С

3. в течении 10-15 мин. 38-40 0С

4. в течении 45-60 мин. 16-18 0С


Во избежание травматизма во время осеменения, лошадям сначала

1. отрывают от земли переднюю конечность

2. надевают случную шлею

3. завязывают глаза

4. фиксируют хвост


Сперму кобылам вводят

1. в матку

2. в шейку матки

3. во влагалище

4. в яйцепровод


При каком способе ИО кобыл применяется влагалищное зеркало

1. мануальном

2. визуальном

3. уретральном

4. визоцервикальном


Какой объем дозы спермы для осеменения кобыл

1. 20-40 мл

2. 70-80 мл

3. 50-150 мл

4. 1-1,2 мл


Какое количество активных спермиев в дозе для осеменения кобыл

1. 300-400 млн.

2. 30-40 млн.

3. 3-4 млрд.

4. 10-15 млн.


Кобыл осеменяют после выявления признаков охоты

1. на вторые сутки от начала охоты, повторно через 36-48 часов

2. сразу после выявления, повторно через 36-48 часов

3. сразу после выявления, повторно через 12 часов

4. на вторые сутки от начала охоты, повторно через 12 часов


Куда вводится сперма при осеменении кур

1. в яйцепровод

2. во влагалище

3. в матку

4. в перешеек


Объем спермодозы разбавленной спермы для кур

1. 0,025 мл

2. 0,25 мл

3. 0,050 мл

4. 0,50 мл


Когда во время дня лучше осеменять кур

1. с утра

2. в обед

3. ночью

4. во второй половине дня


Оптимальная частота осеменения кур яичных пород

1. 1 раз в неделю

2. 1 раз в день

3. 2 раза в неделю

4. 1 раз в декаду


Сколько времени сохраняется оплодотворяющая способность спермиев жеребца в половых путях кобылы

1. 72 часа

2. 36 часов

3. 12 часов

4. 6 часов


Какой способ выявления кобыл в охоте считается самым точным

1. жеребцом-пробником

2. по проявлению рефлекса неподвижности

3. по истечению из вульвы

4. по календарю случек и родов


На какую глубину в яйцевод вводят канюлю пипетки при осеменении кур

1. 2-3 мл

2. 6-8 см

3. 10-12 см

4. 5-6 см


Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризовать инструменты и приборы для ИО коров и телок

2. Охарактеризовать инструменты и приборы для ИО свиней

3. Охарактеризовать инструменты и приборы для ИО овец

4. Охарактеризовать инструменты и приборы для ИО кобыл

5. Применение календаря техника по ИО

6. Охарактеризовать методику ИО коров и телок визоцервикальным способом

7. Охарактеризовать методику ИО коров и телок ректоцервикальным способом

8. Охарактеризовать методику ИО коров маноцервикальным способом

9. Охарактеризовать методику ИО овец и ярок

10. Охарактеризовать методику ИО свиноматок

11. Охарактеризовать методику ИО кобыл визуальным способом

12. Охарактеризовать методику ИО кобыл мануальным способом

13. Охарактеризовать методику ИО с/х птицы

14. Охарактеризовать методику ИО крольчих

15. Охарактеризовать методику выявления самок в охоте

16. Какой способ глубокого замораживания спермы быков наиболее приемлем для практики и почему?

17. Почему фракционный метод не прижился в практике искусственного осеменения свиней?

18. Как подготовить к использованию замороженную сперму быка в необлицованных гранулах?

19. Как избежать снижения качества замороженно-оттаянной спермы быка во время ее доставки к месту осеменения?


Тема 3.14. Трансплантация эмбрионов

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. В чем состоят принципы подбора коров-доноров и стимулирования суперовуляции?

2. Каких самок используют в качестве реципиентов?

3. Какие приемы используют для извлечения зародышей у доноров?

4. Как правильно пересадить зародышей самкам-реципиентам?

5. Как проводиться синхронизация половой охоты у реципиентов и доноров

6. Какой способ извлечения зародышей чаще применяется на коровах и почему?

7. Какие приборы применяются при извлечении зародышей?

8. Какое значение трансплантации эмбрионов в сельском хозяйстве и для каких животных оно применяется?


Тема 3.15. Оплодотворение

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризуйте стадии оплодотворения

2. Охарактеризуйте сроки сохранения оплодотворяющей способности спермиев и ооцитов

3. Охарактеризуйте понятие полиспермии

4. Охарактеризуйте понятие множественного оплодотворения

5. Какие факторы способствуют оплодотворению?

6. Охарактеризуйте принадлежность к полу потомства

7. Охарактеризуйте дробление зиготы

8. Охарактеризуйте строение бластоцисты


Тема 3.16. Беременность, физиология беременности

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризуйте сроки беременности самок разных видов с/х животных

3. Охарактеризуйте виды беременности по течению

4. Охарактеризуйте развитие зиготы, эмбриона и плода

5. Охарактеризуйте питание зародыша, эмбриона и плода

6. Охарактеризуйте развитие и строение плодных оболочек

7. Охарактеризуйте плаценту, функции плаценты

8. Охарактеризуйте эпителиохориальный тип плаценты

9. Охарактеризуйте синдесмохориальный тип плаценты

10. Охарактеризуйте эндотелиохориальный тип плаценты

11. Охарактеризуйте гемохориальный тип плаценты

12. Охарактеризовать методы диагностики беременности коров

13. Охарактеризуйте методы диагностики беременности кобыл

14. Охарактеризуйте методы диагностики беременности мелких животных


Тема 3.17. Физиология родов и послеродового периода

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Какие изменения происходят в организме животного перед родами?

2. Что такое роды и какие причины и факторы их обуславливают?

3. Какими признаками характеризуются предвестники родов у самок?

4. Из каких периодов состоят роды и их особенности у животных разных видов?

5. Дайте характеристику родовых схваток и потуг

6. Расскажите о расположении плода до и при родах

7. Что означают положение, позиция, предлежание, членорасположение?

8. Каковы особенности течения родов у животных разных видов?

9. В чем заключается подготовка животных к родам?

10. В чем заключается помощь роженице и плоду при нормальных родах?

11. Каковы физиологические сроки отделения последа у самок разных видов с/х жиотных?

12. Каковы особенности содержания и кормления новорожденных?

13. Расскажите о особенностях содержания и кормления самок после родов

14. Почему отделившийся послед следует немедленно удалить от роженицы и уничтожить?

15. Что такое акушерско-гинекологическая диспансеризация?


Тема 3.18. Патология беременности

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Каковы причины предродового залеживания беременных самок?

2. Расскажите о клинических признаках сопровождающих предродовое залеживание

3. Чем характеризуется влагалищное кровотечение и каковы признаки маточного кровотечения?

4. Какую помощь применяют при кровотечениях из матки, если плод живой и в случае гибели плода?

5. Как отличить преждевременные потуги от нормальных родов?

6. Какую помощь необходимо оказать при преждевременных схватках и потугах?

7. Какие предрасполагающие факторы способствуют выпадению влагалища?

8. Чем объясняется наиболее частое скручивание матки у коров?

9. Как отличить беременность двойнями от водянки плодных оболочек?

10. Чем отличается опускание матки от ее перегиба?

11. Каковы причины возникновения отека беременных?

12. Какую помощь необходимо оказать при отеке беременности?

13. Какие причины и симптомы возникновения воспаления плаценты?


Тема 3.19. Аборты. Классификация абортов.

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Охарактеризуйте понятие аборта

2. Охарактеризуйте полный, неполный и скрытый аборты

3. Охарактеризуйте аборт вызванный аномалиями внутриутробного развития и алиментарный аборт

4. Охарактеризуйте токсикозный аборт, климатический аборт, травматический аборт

5. Охарактеризуйте незаразные, инфекционные и инвазионные аборты, медикаментозный аборт

6. Охарактеризуйте резорбцию зародыша

7. Охарактеризуйте изгнание мертвого плода

8. Охарактеризуйте мумификацию плода

9. Охарактеризуйте мацерацию плода

10. Охарактеризуйте гнилостное разложение плода


Тема 3.20. Патология родов и родовспоможение.

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Объясните разницу между первичными слабыми схватками и потугами и вторичными

2. Какие методы помощи применяются коровам при бурных схватках и потугах

3. Как отличить спазм шейки матки от преждевременных схваток и потуг и узости шейки матки

4. Когда послед считается задержавшимся у коров, кобыл, свиней?

5. Что должны делать зоотехники для предупреждения задержания последа у самок?

6. Какую помощь должны оказать зоотехники если послед у коровы не отделился через 6-8 часов после родов?

7. Какое консервативное лечение применяется коровам при задержании последа?

8. Какую помощь оказывают мелким животных при задержании последа?

9. Какие акушерские инструменты применяются в оперативном акушерстве, дайте им краткую характеристику

10. Какую операцию проводят если нет возможности извлечь плод естественны путем и какую операцию проводят если плод погиб в утробе?

11. Как выправить плод при нижней позиции?

12. Как выправить грудные конечности плода при их загибах

13. Как выправить тазовые конечности плода при их загибах

14. В чем отличие фетотомии и кесарево сечения?

15. Какие правильные положения, позиции, предлежания, членорасположения плода вы знаете?

Решение ситуационных задач:

1. коровы констатировали задержку родового акта. Наружный осмотр показал, что за пределами половой щели находятся лицевая часть головы (мордочка) плода и обе грудные конечности, причем правая выглядит короче примерно на 10–12 см по сравнению с левой. Что следует предпринять для уточнения диагноза и разрешения родов?

2. Со слов ночного скотника, у коровы 10 ч назад начались родовые схватки и потуги; по прошествии 3 ч они начали ослабевать, а затем и вовсе прекратились. Роженица лежит, ее общее состояние удовлетворительное. Введение в родовые пути руки вызывает слабые схватки и потуги, но они быстро угасают. Канал шейки матки хорошо открыт. Ваши действия?

3. У коровы произошла задержка родового акта. Осмотром установлено, что из половой щели выступает правая тазовая конечность, подошвенная часть ее копытца обращена вверх. При внутреннем исследовании у входа в тазовую полость роженицы прощупываются седалищные бугры и хвост плода. Диагноз и ваши действия?


Тема 3.21. Патология послеродового периода

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Каковы причины выворота и выпадения матки у самок? В каком положении коровы легче вправить выпавшую матку?

2. Какие существуют способы фиксации вправленной матки у коров?

3. Какие причины возникновения послеродового эндометрита?

4. Почему при послеродовом эндометрите необходимо ректально исследовать состояние половых органов?

5. У каких коров и в какое время чаще всего возникает послеродовой парез?

6. Какое действие оказывает введенный в вымя воздух при лечении послеродового пареза?

7. По каким признакам можно отличить послеродовой парез от послеродового залеживания у коров?

8. Каковы причины поедания приплода и последа самками с/х животных?

9. Какие основные признаки субинволюции матки у коров?

10. Какие существуют методы оказания помощи при субинволюции матки у коров?

11. Какие меры профилактики следует проводить в хозяйстве, чтобы предупредить послеродовые осложнения и заболевания самок животных?


Решение ситуационных задач:

1. На молочной ферме практикуется безвыгульное содержание коров; при этих условиях 30% из них после отела заболевает субинволюцией матки. Установите причины заболевания и дайте рекомендации по профилактике новых случаев заболевания.

2. Отел произошел 2 дня назад. Корова лежит с подогнутыми под живот конечностями, плохо реагирует на внешние раздражители, жвачка отсутствует. Из внутренних углов глаз слезотечение. Сокращения рубца слабые и редкие. Температура тела 37,1 0С. Установите заболевание, охарактеризуйте возможные варианты оказания помощи.


Тема 3.22. Болезни новорожденных

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Каковы причины возникновения асфиксии плода?

2. В чем заключается помощь при асфиксии новорожденных?

3. Почему возникает кровотечение из пуповины?

4. В чем заключается помощь при кровотечении из пупка?

5. Причины возникновения воспаления пуповины у новорожденных

6. В какие сроки, в норме, отпадает пупочная культя у новорожденных?

7. Какова причина задержания мекония у новорожденных?

8. Какую помощь применяют при задержании мекония?

9. По какие признакам можно установить отсутствие анального отверстия?


Тема 3.23. Болезни молочной железы

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Какие причины возникновения серозного отека вымени?

2. Какие повреждения сосков вымени могут возникать при машинном доении и в чем заключается их профилактика?

3. Что такое гипогалактия и агалактия в чем причины их возникновения?

4. В чем заключаются особенности оказания помощи при и профилактики при гипогалактии и агалактии?

5. Что такое тугодойность и лакторрея, их причины и способы устранения?

6. Какие повреждения сосков вымени могут возникать из-за действия погодных условий, их симптомы и методы оказания помощи

7. Какие инструменты применяются при лечении тугодойности?

8.Какие инструменты применяются при лакторрее.

9. Какие инструменты применяются при молочных камнях


Тема 3.24. Маститы и их классификация

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Каковы причины возникновения маститов у коров?

2. Что такое галактогенный и гематогенный пути проникновения микробов в молочную железу?

3. Расскажите о серозном мастите и особенностях оказания помощи при нем

4. По каким признакам можно отличить серозный отек от серозного мастита?

5. Расскажите о катаральном мастите, особенностях проявления и оказании помощи

6. Как отличить фибринозный мастит от катарального?

7. В чем особенности и диагностика скрытых маститов?

8. При каких маститах после лечения лактация может восстановиться полностью, частично или вообще не восстановиться?

9. Каковы особенности проявления маститов у МРС и свиней?

10. Какие могут возникнуть осложнения при маститах у животных?

11. Как поступают с молоком от больных маститами коров?

12. В чем заключается профилактика маститов у животных?

13. Охарактеризуйте шкалу оценки показателей диагностических тестов

14. Охарактеризуйте проявления постлактационных маститов

15. Охарактеризуйте гнойный и гнойно-катаральный мастит

16. Охарактеризуйте флегмону вымени, индурацию вымени, гангрену вымени


Тема 3.25. Основные формы и причины бесплодия самок и самцов.

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Назовите причины бесплодия самок и самцов

2. Охарактеризуйте классификацию видов бесплодия самок и самцов

3. Почему возникает бесплодие у высокопродуктивных животных?

4. Каковы причины возникновения врожденного бесплодия?

5. Что такое симптоматическое бесплодие, меры профилактики

6. Каково влияние кормления на репродуктивную функцию животных?

7. Каковы причины эксплуатационного бесплодия?

8. Что понимается под искусственно приобретенным и направленным бесплодием?

9. Расскажите какие мероприятия предупреждают бесплодие и яловость самок в хозяйствах и импотенции самцов на предприятиях

Решение ситуационных задач:

1. Анализ состояния воспроизводства стада на молочной ферме за минувший год показал, что из общего поголовья 400 коров оплодотворено в первый месяц после отела 30, во второй — 120, в третий — 150, в четвертый-пятый — 80. Остальные 20 голов остались неоплодотворенными и намечены к выбраковке. Определите процент бесплодных коров по стаду. Оцените работу по воспроизводству в истекшем году.

2. На молочной ферме по состоянию на 1 января имелось 400 коров; к концу года численность стада возросла до 420 голов за счет ввода первотелок. За год получили 410 телят, из них 350 от коров основного стада и 60 — от первотелок. Определите выход телят на 100 коров.

3. На свиноферме сельхозпредприятия содержится 200 основных свиноматок, от них за год получили 1600 поросят (при числе опоросов на свиноматку 1,8). Определите фактическое многоплодие за анализируемый период.




Тема 3.26. Гинекологические заболевания. Основы андрологии.

Вопросы для устного опроса обучающихся:

1. Каковы причины ран вульвы?

2. Чем характерен вагинит?

3. Что способствует воспалению шейки матки?

4. Каковы признаки сальпингита у коров?

5. Какими признаками характеризуется овариит?

6. Как определить персистентное желтое тело?

7. В чем причины нарушения генеративной функции яичников?

8. В чем заключается лечение коров при гипофункции яичников?

9. Какие мероприятия необходимо осуществлять для профилактики дисфункции яичников?


Критерии оценивания устных ответов:

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;  строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;  может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса данной дисциплины, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин.

 Оценка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин;   обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса дисциплины, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.



Критерии оценивания выполнения практических занятий

Оценка «5»: обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает правила техники безопасности; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок; верно ответил на контрольные вопросы.

 Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета; верно ответил на контрольные вопросы.

 Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; в ответах на контрольные вопросы есть ошибки.

 Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; работа проводилась неправильно; в ответах на контрольные вопросы есть ошибки.



Критерии оценивания выполнения тестов.

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу в полном объеме; допустил 10% и менее неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (от 11 до 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 21% до 40% ответов от общего числа заданий; если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов менее 60% от общего числа заданий; работа выполнена не полностью и объем выполненной работы менее 60% от общего числа заданий.









Преподаватель В.В. Якуничев

90