Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется…
фонетика
Нам нужно выбрать жителей страны Фонетика.
Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы, звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный
Звонкий, транскрипция, звук, фонетика, мягкий, согласный, сонорный, гласный
А сейчас я предлагаю прочитать сказку и сказать о каких звуках идёт речь в сказке.
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг .
Какие согласные претерпели изменения при письме?
Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Согласные звонкие непарные: [j'], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].
Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].
б-п г-к д-т
в-ф з-с ж-ш
л м н р й
Парные по звонкости-глухости
Всегда звонкие (сонорные)
ч щ ц
Всегда глухие
Звонкие
[б]
Глухие
[б`]
[п]
[в]
[п`]
[в`]
[ф]
[г]
[ф`]
[г`]
[к]
[д]
[к`],
[д`]
[т]
[ж]
[т`]
[з]
[ш]
[з`]
[с]
[с`]
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть под корой. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Задание: Установить трудный согласный в слове и проверить его письменно.
1-й ряд 2-й ряд: 3-й ряд
Ястреб косьба отбой
Хрустнуть властный сердце
Клад пастбище ошибка
Площадь уловка пароход
Найди ошибки. Перепиши и исправь ошибки.
1. Заяц грыс моркофь. 2. Дожть лил как из ведра. 3. Ночью был силный марос. 4. Снежный сугроп засыпал ёлочьку.
Распределительная работа
Задание: перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные , потом те, в которых только звонкие согласные , и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные . Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, корыто, ириска, сосиска, домовой, огороды.
Стихотворение «Пешком шагали мышки». Сколько звуков ш в стихотворении? Зачем их столько понадобилось автору?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке От деревушки Пешки до деревушки Ложки. А в деревушке Ложки у них устали ножки. Обратно в Пешки мышки приехали на кошке. И пели до порожка, и щёлкали орешки - От деревушки Ложки до деревушки Пешки. Пешком идти не близко, когда идёшь обратно, А на пушистой киске и мягко, и приятно. Если кошке по пути — отчего не подвезти?!