СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование читательской грамотности через организацию групповой работы на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе через организацию групповой работы" содержит информацию теоретического и практического содержания для применения учителем начальных классов. Пример урока "Л.Н. Толстой "АКУЛА"" в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской грамотности через организацию групповой работы на уроках в начальной школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 7 г. Хабаровска Хабаровского края



Конференция: «Педагогический форум»




«Формирование читательской грамотности

через организацию групповой работы на уроках в начальной школе»



Подготовила:

Бурова Инна Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 7











Хабаровск

01.10.2024

Введение


«Чтение – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

В.А. Сухомлинский.

В современном образовании со сбора и запоминания информации акцент смещается на овладение навыком ее правильного применения, так как наступила эпоха бесконечного потока информации, в том числе и из глобальной всемирной сети. Термин «Функциональная грамотность», введенный ЮНЕСКО в 1957 году, означает умение «грамотно жить», то есть эффективно действовать в повседневной жизни, ориентироваться в мире профессий и адаптироваться в условиях неопределенности. Так как в основе любого знания детей начальной школы, любой задачи и задания лежит текст, в устном или письменном виде, однозначно можно утверждать, что первая из основ функциональной грамотности – это читательская грамотность. Осознанное чтение является основой саморазвития личности и обязательным условием успешности, грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Сегодня ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно уменьшается, круг чтения сужается, литературные вкусы становятся более примитивными, поэтому учителю необходимо привлекать детей к чтению, формировать уважение, любовь к книге.

Для развития читательской грамотности необходимо формирование таких умений, как смысловое чтение, основанное на качественном анализе, оценке, интерпретации и обобщении информации, способность извлекать необходимую информацию и преобразовывать её в соответствии с поставленными задачами.

Цель работы: обоснование формирования читательской грамотности обучающихся на уроках в начальной школе.

Задачи

  1. Выбрать технологии, демонстрирующие формирование читательской грамотности через организацию групповой работы на уроках.

  2. Описать приемы и методы эффективных технологий по развитию читательской грамотности детей начальной школы.

Данную работу представить (тезисы) для выступления на педагогическом совете в образовательном учреждении и Всероссийский Педагогический Форум 2024.

Формирование читательской грамотности обучающихся

на уроках в начальной школе через организацию групповой работы


Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Расскажу о некоторых, которые использую в своей педагогической деятельности.


Формирование читательской грамотности


ТЕХНОЛОГИИ

ПРИЁМЫ

I.

Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия.

«Реконструкция»

«Поручения»

«Мим – театр»

«Крестики-нолики»

«Древо мудрости»

II.

Технология критического мышления обеспечивает формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (работать с информацией, умение принимать взвешенные решения, анализировать разнообразные стороны явлений).

«Чтение с остановками»

«Горячий стул»

«Инсерт»

«Творческие работы»

Работа с вопросником

«Уголки»

«Тонкие и толстые вопросы»

III.

Информационно – коммуникационная технология предусматривает работу с разными источниками информации.

написание сочинения на заданную тему; выполнение творческой работы – диафильм из иллюстраций к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям; сочинение своего стихотворения, басни, сказки, загадки и т.д.

IV.

Проектная технология - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание продукта исследования, проекта.

Метод игрового проектирования – процесс создания или совершенствования проектов.

включает проекты разного типа:

исследовательский,

поисковый,

творческий,

аналитический,

прогностический.

V.

Кейс-технология– это приём активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).

Кейсы:

Инцидент

Ситуационно-ролевых игр

Разбора деловой корреспонденции

Дискуссии

VI.



Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать своё задание.

Этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.


Формирование читательской грамотности обучающихся

на уроках литературного чтения в начальной школе

через организацию групповой работы

Базовым предметом для формирования читательской грамотности обучающихся является урок литературного чтения, предполагается использование разнообразных технологий, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

I. Игровая ситуация тесно связана с серьезной и даже сложной учебной работой, которая занимает детей не меньше, чем игра.

Игровые технологии на уроках литературного чтения могут внедряться различными приемами:

«Реконструкция» предполагает наличие воображаемой ситуации, происходящей в прошлом или настоящем, а также распределение ролей;

«Поручения». Игровая задача опираются на выполнение какого – либо задания. Например, «Помоги Незнайке расставить строчки в стихотворении» (работа с деформированным текстом), «Помоги Карлсону закончить пословицу», «Составь словесный портрет героя или найди героя по описанию» (игра «Сыщики») и т.д. Бытовые ситуации позволяют ребенку не только заново эмоционально пережить знакомые события, почувствовать благородство и жизненную необходимость труда, ощутить торжество победы добра над злом, но и усвоить сложный материал, испытать удовлетворенность от собственных умственных усилий.

«Мим – театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами одного из героев произведения, а класс отгадывает.

«Крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

«Древо мудрости», которое заключается в том, что сначала младшие школьники внимательно читают текст. Далее учащиеся (лучше определить группу из нескольких ребят, чтобы не затягивать работу) пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). После по очереди ученики подходят к дереву, «срывают» записку и отвечает на вопрос вслух, а другие оценивают вопрос и ответ. В конце определяются лучшие знатоки.

Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Включая в урок элементы игры и театрализации, я не ухожу от темы и задач урока.

II. В рамках технологии критического мышления предлагается использование следующих приемов.

Приём – «Чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста предполагают, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована. Примером применения приёма «Чтение с остановками» может служить освоение нового материала в технологической карте урока литературного чтения «Л.Н. Толстой. Акула» (Приложение)

Приём «Горячий стул». Этот приём для понимания прочитанного текста. В центре класса ставится стул, на него приглашают сесть кого – то из учеников. Его задача давать развернутые ответы на вопросы по тексту.

Приём «Инсерт», для детей «Внимание» - «чтение с пометками». Учащиеся читают текст, отмечая его на полях карандашом специальными значками: V – я это знаю; + - это новая информация для меня; (- я думал по – другому; ? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения). Данный прием требует от ученика внимательного чтения. Если ранее при чтении ученик пропускал непонятные моменты в тексте, теперь у ученика стоит цель найти и обратить внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Лучше начинать с небольших текстов, брать два знака – «знаю» и «узнал новое», затем добавляем другие. Этот приём работает на каждом этапе урока - заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет найти из текста новое, предлагает самостоятельно анализировать новую информацию в тексте, обсуждать.

Приём «Творческие работы», играет большую роль на этапе закрепления изученной темы. Младшим школьникам предлагается написать продолжение произведения или самому написать сказку или стихотворение, загадку. Можно предложить нарисовать словесную картинку к тексту, подобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации. Дать совет герою и записать его. Придумать вопросы для викторины, кроссворда. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития, дается возможность каждому ученику проявить себя.

Приём «Работа с вопросником» использую при введении нового материала. Предлагаю детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо найти ответ в тексте. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов.

Приём «Уголки» использую при составлении характеристики героев после прочтения всего произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы (Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? Такая работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

III. Информационно – коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Активно работаем на платформе «Учи.ру», где содержится огромное количество разнообразных заданий, которые помогают организовать работу по формированию читательской грамотности. Отличным материалом для совершенствования читательских действий служат задания олимпиад и марафонов.

IV. Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются: написание сочинения на заданную тему; выполнение творческой работы – диафильм из иллюстраций к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям; сочинение своего стихотворения, басни, сказки, загадки и т.д.

Традиционным стала реализация проекта внеклассного мероприятия по формированию читательской грамотности учащихся начальных классов «Ярмарка читателей». Предлагаю детям для прочтения список из 20 произведений определенной тематики. К каждому из них даются вопросы, на которые дети отвечают письменно в читательском дневнике. С помощью ответов на вопросы проводится проверка понимания общего смысла произведения, качества восприятия произведения детьми, осознание ими позиции автора, а также выработки собственного отношения к прочитанному. Вопросы даны с целью выявления уровня вдумчивого чтения и понимания смысла прочитанного. Если на вопрос дан неверный ответ, ребенку предлагается перечитать нужный фрагмент и ответить правильно. За каждую прочитанную книгу и верные ответы на вопросы ученик получает купюру номиналом один читалыш. В конце месяца на классном часе организуется и проводится ярмарка. На ярмарке ученик выступает в роли покупателя, приобретая понравившиеся ему товары на полученные читалыши.

V. Кейс-технология. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.). Работа в режиме кейс-технологии предполагает групповую деятельность – совместными усилиями каждая группа обучающихся анализирует ситуацию и вырабатывает практическое решение. В ходе её решения ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейсы даются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся следующие:

  • Метод инцидента— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом;

  • Метод ситуационно-ролевых игр – в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра;

  • Метод разбора деловой корреспонденции основан на работе с пакетом документов, которые учащиеся получают от преподавателя, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

  • Метод дискуссии – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии. В центре внимания находится процесс получения информации.

  • Кейс–стади (или кейс-метод) – совместными усилиями группы учащиеся анализируют представленную ситуацию, разрабатывают варианты проблем, находят их практическое решение.

Используемые мною технологии и приемы по формированию читательской грамотности позволяют научить учащихся искать закономерности, рассуждать, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других. Формирование смыслового чтения на конкретных примерах описано в Приложении.

Процесс формирования читательской грамотности младших школьников будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов, школьников и родителей. Тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице единомышленников и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения поможет им построить семейный досуг, общение, совместное чтение.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированной у обучающихся читательской грамотности. Важнейшим школьным умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. От школьников требуется не только владение базовыми навыками, но и умение решать разные жизненные задачи, принимать решения самостоятельно.



Источники информации

Список литературы

  • Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50.

  • Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8. – с.50.

  • Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266

  • Педагогическое сопровождение развития функциональной грамотности обучающихся в начальной и основной школе: Сборник материалов / Авт.-сост. Г.А. Русских, Ю.О. Шешина; Авторский коллектив; КОГОБУ СШ пгт Вахруши. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. – 53 с

  • Развитие функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (педсовет): сборник материалов / Авт.-сост. Г.А.Русских, Н.Н. Ворожцова; Авторский коллектив; МКОУ СОШ д. Денисовы. – Киров: ООО «Полиграфовна», 2023. – 65 с.

  • Чтение художественного текста как читательское сотворчество. / / Искусство в школе. 2002.


Интернет-ресурсы:

  • http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html

  • standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370‎

  • www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html‎

  • https://infourok.ru/statya-chitatelskaya-gramotnost-kak-klyuch-ko-vsem-vidam-funkcionalnoj-gramotnosti-5607858.html



Приложение

В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:

  • Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

  • Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).

Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание:

  • прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Для «смыслового обучения» чтению можно предложить следующее задание

  • прочитайте пословицу правильно:

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

  • «Поиск в тексте заданных слов»:

Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить ________ в _______.

_______ кататься не привык,

Опрокинул __________________.

 

Также можно предложить детям более сложное задание

  • «Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».

Начиная со 2 класса задание усложняется:

  • задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

  • Прием «Тексты с "хвостами - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

    Несла Жучка

    Глядь, в воде

    Пришло Жучке на ум,

    Она и пусти свою кость,

    Ту нев зяла,

    её тень.

    что в воде не тень, а Жучка и кость.

    кость через мост.

    а своя ко дну пошла.

    чтобы ту взять.

  • Приём «Ромашка вопросов».

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то…»

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»



Приложение

Технологическая карта урока литературного чтения «Л.Н. Толстой. Акула» (часть методической разработки)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1.Настраивает детей на урок

-Ребята, улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу.

Пусть урок сегодня будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки.

1.Заранее подготовленный обучающийся читает стихотворение:

«Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее и теплей»


«Быть человеком – это значит

чувствовать

свою ответственность перед людьми».

Антуан де Сент-Экзюпери

Мотивационно-целевой этап.

1.Предлагает прочитать высказывание Антуана де Сент-Экзюпери и ответить на вопросы.

- Давайте прочитаем высказывание известного французского писателя.

1. Читают высказывание

(Слайд 1),

отвечают на вопросы


- Подберите однокоренные слова к слову ответственность

Ответ, отвечать.


- Что такое ответственность?

Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.


- Как вы понимаете это высказывание?

Настоящий человек - это тот, кто умеет отвечать за свои поступки.


- Расскажите, какие ответственные ситуации были в вашей жизни… (Возможно, кто-то из вас должен был выполнить данное кому-то обещание или сделать какое-то дело точно в срок, позаботиться о ком-то.)

- В чём заключалась ваша ответственность? Как вы поступили?

В моей жизни была (-и) ситуация(-и)…, ответственность заключалась в том, что…

Целеполагание.

2. Предлагает поработать в группах: собрать мозаику и сформулировать тему, цель урока.

- Ребята, чтобы определить тему урока, я вам предлагаю поработать в группах.

Давайте соберём мозаику (Приложение 1) и посмотрим, какие иллюстрации получатся, затем сформулируем тему и цель урока.

У каждой группы на столах лежит конверт.

Собирают мозаику и указывают название иллюстрации.

Формулируют тему урока.

Тема: «Л. Н. Толстой «Акула»

Высказываются о цели и задачах урока по данной теме.


- Какая иллюстрация получилась у группы

(1- 6 группы)?

Давайте проверим.



портрет

Л. Н. Толстого

материк Африка

акула

корабль

матросы на корабле

пушка



- Посмотрите на рисунки. Перед вами шесть иллюстраций.

Сформулируйте тему и цель урока.

- Давайте проверим…

- Какие цель и задачи вы перед собой поставите?

Продолжить фразы

1. Познакомимся…

2. Будем учиться…


- Я поставила вот такие цель и задачи урока:

1. Познакомься с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»

2.Будем учиться

  • составлять план к рассказу;

  • составлять характеристики героев;

  • сопоставлять тему, основную мысль рассказа и заголовок.

-Совпадают цели, которые поставили вы с целями на слайде (если какие-то из целей не совпадают, то учитель предлагает детям достичь эти цели, обосновывая свой выбор).



- Оцените свою работу в листе самооценки и прокомментируйте её.

Заполняют «Лист самооценки»

(Приложение 2)

Ориентировочный этап

1. Предлагает спланировать последовательность действий по достижению цели и задач.

- Как вы предлагаете достичь поставленные задачи?

1.Планируют последовательность действий по достижению цели, формулируют задачи.


2.Предлагает выбрать источники информации (библиотека, энциклопедия, учебник, интернет ресурсы).

- С какими источниками информации будем работать на уроке?

Учебник «Литературное чтение», «Толковый словарь» С.И. Ожегова и т.д.

Этап построения знаний

1.Предлагает вспомнить, что знают дети об акулах, затем прочитать текст и ответить на вопросы, используя приём

«Чтение с пометами»

- Что вы знаете об акулах? (Это хищница, представляет опасность для человека, обитает в морях)

- Я вам предлагаю поработать с текстом, чтобы выяснить, что вы уже знаете об акулах, что не знаете или хотите узнать (Приложение 3).

1.Вспоминают, что знают об акулах, читают текст и отвечают на вопросы, используя приём

«Чтение с пометами»

– уже знал

- узнал новое

? – хочу узнать

«Акула»

Африка- второй по величине материк после Евразии.

В Африке есть самая большая пустыня - Сахара.

Протекает самая длинная река в мире – Нил.

В Африке обитают слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, страусы, фламинго…

В водах, омывающих Африку, живут такие рыбы, как акулы.

Большинство акул - день и ночь непрерывно плавают. У них нет плавательного пузыря, и если акула остановится, она пойдет ко дну.

Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьезные раны.

Акула рыба прожорливая и хищная.

Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».



- Что узнали нового об акулах?

- К какому стилю речи относится этот текст? Почему?

Это научный текст, т.к. содержит точные научные факты. Может быть в энциклопедиях, в учебнике по предмету «Окружающий мир».


- Сегодня на уроке мы читать художественный текст…



- Оцените свою работу в листе самооценки и прокомментируйте её.

Заполняют «Лист самооценки»

(Приложение 2)


2.Предлагает провести словарную работу

-Ребята, прочитайте слова. Как вы понимаете их значение?

(Артиллерист, палуба, хобот пушки, фитиль, ропот, сорвался с места, понатужься, подле пушки, взял фитиль)

-Давайте проверим…

Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И. Ожегова)

Палуба – покрытие в корпусе судна.

Хобот пушки – задняя устойчивая часть пушки.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот –недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И. Ожегова)

Сорвался с места - побежал что было сил.

Понатужься - собери силы.

Подле пушки - около пушки.

Взял фитиль – зажёг фитиль.


3.Предлагает прочитать рассказ по частям, проанализировать и составить план.

- Давайте вдохнём свежий морской воздух и отправимся в путь, на жаркий материк Африка, вместе с героями рассказа Л.Н. Толстого.



- Откройте учебник с.124.

Как удобнее читать текст?

Высказывают свои предложения и знакомый приём «Чтение с остановками».


Давайте начнём читать текст, используя приём «Чтение с остановками».



Чтение 1 части.

- Где стоял корабль? (Корабль стоял у берегов Африки).

- Как автор описывает погоду в этот день? (День был прекрасный…)

- С чем автор сравнивает погоду? (… точно из топленной печки…)

- Как автор показывает, что что-то предвещает беду? (… стало душно, несло горячим воздухом….).

- Была такая душная, жаркая погода. Какой выход нашёл капитан? (Предложил матросам: «Купаться!»)

-Как можно озаглавить эту часть?

План рассказа

1.Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки (Приложение 6)

- Спрогнозируйте: что было дальше…

Читают рассказ по частям, анализируют, составляют план


План рассказа

1.Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки (На доске Карточка)


Чтение 2 части

- Кто разрешил матросам купаться? (Капитан корабля)

- Где матросы устроили купальню? (Матросы в парусе устроили купальню).

- Как можно озаглавить эту часть?

2.Матросы устроили купальню.

- Спрогнозируйте: что было дальше…

2.Матросы устроили купальню.

(На доске Карточка)

ЗОЖ

4.Предлагает провести физкультминутку.

- Давайте немного отдохнём и физкультминутку проведём.

Проведёт её сегодня …

Проводит заранее подготовленный обучающийся.


«Волны плещут в океане

Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображая волны.)


Что там чудится в тумане?

(вытягивают руки вперёд.)


Это мачты кораблей.

(поднимают руки вверх.)


Пусть плывут сюда скорей!

(Дети приветственно машут руками.)


Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

(Ходьба на месте.)


Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)


И сжимаем в кулаке.

(Дети сжимают кулачки.)


Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

(Приседания.)


Сядем дружно на песок.

Снова начался урок».

(Присаживаются на стулья.)


Чтение 3 части

- Кто же был с матросами на корабле? (Два мальчика).

- Почему дети решили плавать в открытом море? (Им тесно было в парусе).

Докажите текстом (Они вздумали плавать в открытом море)

- Автор пишет, что «вздумали». Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (Это говорит о необдуманности поступка мальчиков)

- Какими пловцами были дети?

Какое сравнение использует автор, чтобы это показать?

Докажите текстом (Оба, как ящерицы, вытягивались в воде, и …)

- Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»)

- Что значит «Не выдавай! Понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить)

- Что выражает лицо артиллериста? (Радость. Он гордился сыном).

- Как можно озаглавить эту часть?

3.Мальчики плавали в открытом море.

- Спрогнозируйте: что было дальше…

Читают рассказ по частям, анализируют, составляют план

3.Мальчики плавали в открытом море.

(На доске Карточка)


Чтение 4 части

- С какого слова начинается эта часть? (Вдруг)

- Почему? (Передает неожиданность, внезапность появления акулы?

- Кого увидели матросы с палубы? (Матросы увидели акулу).

- Как автор называет акулу? Почему? (Морское чудовище, потому что акула – хищница).

- Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (Артиллерист стал кричать, чтоб мальчики вернулись).

- Насколько эффективно было это решение? (Неэффективно)

- Как отреагировали дети на его слова? (Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче).

Докажите текстом.

- Как выглядел артиллерист в этот момент? Почему автор использует это сравнение? (Бледный, как полотно… Автор использует это сравнение, чтобы показать, что артиллерист очень сильно испугался)

- Как матросы решили помочь мальчикам? (Они спустили лодку, бросились в неё и поплыли к мальчикам)

- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. (Спустили, бросились, понеслись).

- Почему именно эти глаголы использует автор? (Глаголы показывают быстроту действий)

- Как мы будем читать? (Быстро и с чувством волнения).

- Успеют ли матросы спасти ребят? (Матросы не успеют их спасти)

- Как можно озаглавить эту часть?

4.Мальчикам грозит опасность.

- Спрогнозируйте: что было дальше…

4.Мальчикам грозит опасность.

(На доске Карточка)


Чтение 5 части

- Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чём разница между словами визг и крик?

- Давайте проверим: посмотрим лексическое значение слов в толковом словаре С.И. Ожегова.

- ВИЗГ – это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

- Как подействовал визг мальчика на отца? («Сорвался», «побежал».)

- Как он всё делал? (Он делал всё быстро).

- Почему?

- Какое решение принимает артиллерист?

- Какой будет темп чтения? Какое чувство? (Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

- Как действует команда?

- Почему все замерли от страха?

- Как можно озаглавить эту часть?

5.Артиллерист стреляет из пушки.

- Спрогнозируйте: что было дальше…

5.Артиллерист стреляет из пушки.

(На доске Карточка)


Чтение 6 части

- Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся? (Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что пострадал его сын).

- Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал? (Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море).

- Какое он сейчас испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения).

- Что его успокоило? (Его сын спасён)

- Как бы мы озаглавили эту часть?

6. Мальчики спасены.

- Совпали ли ваши предположения, о ком или о чём этот рассказ?

- Расскажите, какие чувства испытали во время чтения?

-Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

- Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

- Оцените свою работу в листе самооценки и прокомментируйте её (Приложение 2)

6. Мальчики спасены.

(На доске Карточка)

Этап

закрепления

1.Предлагает поработать в парах и составить характеристику главного героя.

- Ребята, назовите главного героя этого рассказа? (Главный герой – это старый артиллерист)

- Какой он? (Он сильный, храбрый, мужественный)

- А какие ребята?

Предлагают работу в парах: составляют характеристику героев



- Я вам предлагаю поработать в парах: перечитать 3-5 части и заполнить таблицу, используя приём «Концептуальная таблица» (Приложение 4)



Части рассказа

Характеристика героев

Артиллерист

Мальчики

3.Мальчики плавали в открытом море

4.Мальчикам грозит опасность

5.Артиллерист стреляет из пушки



















-Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.



- Оцените свою работу в листе самооценки и прокомментируйте её

Заполняют «Лист самооценки»

(Приложение 2)


2.Предлагает определить тему и основную мысль рассказа, сопоставить тему, основную мысль рассказа и заголовок.

- Сформулируйте тему этого рассказа?

- Сформулируйте главную мысль рассказа?

(В минуту опасной ситуации важно сохранить самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаться общей панике;

Никогда не стоит забывать об осторожности и предусмотрительности;

Взаимопомощь, взаимовыручка всегда поддержат в трудную минуту;

Родители всегда переживают за своих детей)

«Диафильм»

- Почему рассказ Л. Н. Толстой называл «Акула»?

- Можно ли дать другое название?

- Давайте докажем…По мотивам этого рассказа есть озвученный диафильм, фрагмент которого я и хочу вам показать. А какой фрагмент, вы сейчас определите сами.

(Героический поступок отца)


- Назовите самый напряжённый момент рассказа.



- Давайте просмотрим этот фрагмент диафильма и выясним, какие чувства он вызывает.

(страх, испуг, шок, стресс….)


- Кто нашёл выход из этой ситуации? (Отец)

- Почему рассказ Л. Н. Толстой называл рассказ «Акула»?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски)


- Как по-другому озаглавить рассказ?

(Героический поступок отца)


- Есть ли в наше время необходимость в таких людях?

(Да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).


- Как вы поступили на месте отца?

- Сложно ли вам было бы сделать выбор?

Высказываются.


- Оцените свою работу в листе самооценки и прокомментируйте её

Заполняют «Лист самооценки»

(Приложение 2)

Итог урока

Рефлексия предметная

1.Предлагает проверить, насколько дети поняли тему урока, используя приём «Написание творческих работ». 

- Давайте проверим, как вы поняли тему урока: составим синквейны по темам:

1 ряд первая строчка - «Акула»

2 ряд первая строчка – «Мальчики»

3 ряд первая строчка – «Отец»

(Дети получают карточки с темами для синквейна). (Приложение 5)

1.Проверяют, как поняли тему урока,

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Какие синквейны вы составили?

Составляют синквейн и зачитывают.


Оцените свою работу в листе самооценки и прокомментируйте её.

Заполняют «Лист самооценки»

(Приложение 2) и сдают учителю.

«Ещё раз»

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

- Давайте подведём итог урока…

Вспомните, какие вы ставили перед собой цели урока, проанализируйте, достигли вы их или нет, над чем предстоит ещё поработать…

2.Определяют тему и основную мысль рассказа,

сопоставляют тему, основную мысль рассказа и заголовок

Рефлексия


Продолжите одну из фраз:

Сегодня на уроке я узнал (а)…

На этом уроке я задумался (задумалась)…

После урока мне захотелось…



Домашнее задание (по выбору):

1.Составить кроссворд по рассказу (10 слов).

2. Придумать продолжение рассказа или описать свою ситуацию «чувствовать

свою ответственность перед людьми»

3. Создать диафильм (в группах).


- Наш урок завершен!

Спасибо за отличную работу!

Тему ответственного отношения к себе, к другим мы будем продолжать изучать на примере других литературных произведений.


14