Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии
Работу представила: Мирзанурова Д.М,
учитель химии МБОУ «Гимназия №4»
Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована
в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях.
Задачи позволяют формировать химические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы обучающихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для обучающихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.
Чем отличается новая система заданий от традиционно используемых в отечественной школе?
ВКЛЮЧАЕТ: описание реальной ситуации в проблемном ключе, вопросы-задания, связанных с этой ситуацией.
Пример 8 класс тема Строение атома
В учебниках обычно изображают строение атома с помощью так называемой планетарной модели (см. рисунок).
Изображают положительно заряженное ядро в центре и движущиеся вокруг него электроны. Всё это напоминает движение космических тел по орбитам. Но на самом деле эта схема передаёт лишь общие черты строения атома.
1. Назовите два недостатка такой планетарной модели, которые делают её не соответствующей реальному строению атома. | |
| |
| Ответ: названы два недостатка модели: электроны изображены как частицы, орбиты движения электронов изображены как линии (траектории), отсутствуют заряды частиц, нет электронных слоёв и т.п. |
| Верно указаны два недостатка | 2 балла |
| Верно указан один недостаток | 1 балл |
| Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Представим, что мы смогли в определённый момент времени сфотографировать атом водорода, у которого есть только один электрон. Если мы сделаем несколько десятков таких снимков и наложим их друг на друга, то получим такую картинку (см. рисунок).
Выберите все правильные выводы, которые можно сделать на основании проведённого исследования. |
| 1) | Электрон может находиться практически в любом месте в атоме. | | 2) | Мы можем увидеть электрон в его действительном состоянии на фотографии. | | 3) | Электрон чаще находится вблизи ядра атома, так как притягивается к нему. | | 4) | Можно выявить область, где вероятность нахождения электрона наибольшая. | | 5) | Электрон отрицательно заряжен. | |
|
| Ответ: 14 |
| Записан верный ответ | 2 балла |
| Допущена одна ошибка в ответе | 1 балл |
| Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует | 0 баллов |
Часто мы слышим, что атомные часы всегда показывают точное время. Но из их названия сложно понять, почему атомные часы самые точные или как они устроены. В обычных механических часах колебательные движения совершают шестерёнки, и ведётся подсчёт их движений. В атомных часах ведётся подсчёт колебаний электронов внутри атомов. Если за 1 секунду маятник обычных часов совершает одно колебательное движение, то электроны в атомных часах на основе Цезия-133 при переходе с одного энергетического уровня на другой испускают электромагнитное излучение с частотой 9192631770 Гц. Получается, именно на такое количество промежутков делится одна секунда, если её рассчитывать в атомных часах.
Благодаря атомным часам человечество на практике смогло удостовериться, что на борту космической станции из-за её высокой скорости время действительно течёт медленнее, чем на Земле.
Укажите три преимущества атомных часов перед механическими.
Ответ: названы преимущества: не подвержены старению, не изнашиваются, можно использовать далеко в космосе и на Земле, не боясь погрешностей и т.п. |
Верно указаны три преимущества | 3 балла |
Верно указаны два преимущества | 2 балла |
Верно указано одно преимущество | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Атомные часы установлены на многих спутниках и космических аппаратах, они используются для телекоммуникационных нужд, для мобильной связи, по ним сравнивают точное время на всей планете. Без преувеличения, именно благодаря изобретению атомных часов человечество смогло войти в эпоху высоких технологий. Но физики не собираются останавливаться на достигнутом. Используя атомы различных химических элементов, они постоянно работают над повышением точности атомных часов. Из последних изобретений – атомные часы на стронции, которые в три раза точнее их цезиевого аналога. Чтобы отстать всего на секунду, им потребуется 15 млрд лет – время, превышающее возраст нашей Вселенной… Выберите все правильные утверждения: |
| 1) | Атомные часы могут нанести вред человеческому организму за счёт вредного радиоактивного излучения. | | 2) | Уже достигнута максимальная точность показания атомных часов на основе цезия. | | 3) | Высокие технологии требуют точной синхронизации показателей. | | 4) | В качестве дискриминатора для атомных часов могут быть использованы любые атомы. | | 5) | Атомные часы необходимы только в случае, когда нужно иметь заданную точность в течение продолжительного времени – десятков и сотен лет, а для обычной жизни они не обязательны. | |
Пример 9 класс тема «Фосфор»
Фосфор – один из распространённых элементов земной коры, он входит в первую двадцатку. Содержится фосфор и в тканях живых организмов – входит в состав белков и других важнейших органических соединений (АТФ, ДНК). Фосфор называют элементом жизни. История его получения относится ещё к временам алхимии. Разорившийся купец и при этом алхимик – самоучка Бранд – в поисках философского камня получил красное «уринное масло». При его дальнейшей дистилляции алхимик заметил образовавшуюся на дне реторты белую пыль. Алхимик решил, что ему удалось извлечь «элементарный огонь». Но не получив желаемого золота, Бранд стал продавать свой секрет по цене, во много раз превосходящей золото, и обогатился на этом.
1. В переводе с греческого название фосфора означает «светоносный». Сегодня известно несколько аллотропных модификаций фосфора – белый, красный, чёрный. |
Какая из этих модификаций стала причиной такого названия химического элемента?
Ответ: белый фосфор обладает способностью светиться |
Записан верный ответ | 1 балла |
Другой ответ, ответ отсутствует | 0 баллов |
2. Пожалуй, первое свойство фосфора, которое человек поставил себе на службу, – это горючесть. Горючесть фосфора очень велика и зависит от аллотропной модификации. Фосфор вместе с другими веществами наносится на спичечный коробок и при трении загорается.
1) Какая аллотропная модификация фосфора применяется при производстве спичек?
2) Какое вещество можно увидеть в виде белого дымка в момент зажигания спички? Запишите название и химическую формулу этого вещества.
Ответ: 1) красный фосфор используют в производстве спичек; 2) белый дым – это оксид фосфора(V) P2O5 |
Записаны верные ответы на два вопроса | 2 балла |
Записан верный ответ на один вопрос | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
3. Фосфор (в виде фосфатов) – один из трёх важнейших биогенных элементов, участвует в синтезе АТФ. Большая часть производимой фосфорной кислоты идёт на получение фосфорных удобрений:
Доля производства удобрений, содержащих в своём составе только один фосфор, падает, и всё больше производится комплексных удобрений, содержащих два или три питательных элемента.
1) Какое из приведённых удобрений относится к комплексным? Напишите его название.
2) Какие макроэлементы входят в состав этого удобрения? Напишите их названия.
Ответ: 1) аммофоска относится к комплексным удобрениям; 2) аммофоска содержит макроэлементы – азот, калий и фосфор |
Записаны верные ответы на два вопроса | 2 балла |
Записан верный ответ на один вопрос | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
4. Фосфор присутствует в живых клетках, входит в состав костей человека, зубной эмали. Основную роль в превращениях соединений фосфора в организме человека и животных играет печень. Обмен фосфорных соединений регулируется гормонами и витамином D. Усвоение фосфора происходит эффективнее при его приёме вместе с кальцием в соотношении 3:2 (P:Ca).
Содержание и соотношение кальция и фосфора представлено в таблице:
Продукт | Ca, мг/100 г | P, мг/100 г | Ca/P |
Жареная говядина | 12 | 250 | 0,05 |
Цельное молоко | 118 | 93 | 1,26 |
Варёная фасоль | 50 | 37 | 1,35 |
Жареная треска | 31 | 274 | 0,11 |
Пшеничный хлеб | 84 | 254 | 0,33 |
Картофель | 7 | 53 | 0,13 |
Яблоки | 7 | 10 | 0,70 |
Яйца куриные | 54 | 205 | 0,26 |
Ознакомьтесь с информацией в таблице и назовите два продукта, в которых соотношение элементов наиболее соответствует рекомендуемому.
Ответ: яблоки и пшеничный хлеб |
Записан верный ответ | 1 балл |
Другие ответы, ответ отсутствует | 0 баллов |
5. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей. Суточная потребность в фосфоре составляет: для взрослых 1,0–2,0 г; для детей и подростков – 1,5–2,5 г.
Сколько граммов (килограммов) жареной трески минимально надо употребить подростку, чтобы покрыть суточную потребность в фосфоре? Ответ подтвердите расчётами (округлите до целых).
Ответ: 547 г; расчёты: |
Записан верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
6. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей. Суточная потребность в фосфоре составляет: для взрослых 1,0–2,0 г; для детей и подростков – 1,5–2,5 г.
Сколько яиц минимально надо употребить взрослому человеку, чтобы покрыть суточную потребность в фосфоре? Вес одного яйца считать равным 60 г. Ответ подтвердите расчётами (округлите до целых).
Ответ: 7 яиц; расчёты: |
Записан верный ответ | 1 балл |
Другие ответы, ответ отсутствует | 0 баллов |
Пример 10-11 класс при изучении раздела «Химия и жизнь»
Зелёная химия
Современная жизнь невозможна без химии. Её процессы и продукты используют все индустрии: и добывающие, и обрабатывающие, и сельское хозяйство, и сфера услуг. Истощение природных ресурсов и проблема отходов привели науку к выводу: человечеству нужно кардинально изменить промышленные технологии, чтобы сохранить планету. Зелёная химия – это создание процессов и технологических систем, которые не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и человека. Учёные разработали 12 принципов зелёной химии, суть которых сводится к тому, что новые технологии должны минимизировать ущерб окружающей среде, быть более выгодными экономически и функционально превосходить существующие аналоги.
1. Всего лишь 30 лет назад химические предприятия выделялись «лисьими хвостами» из труб – оранжево-коричневым дымом, цвет которому придавал оксид азота(IV). Сейчас промышленность кардинально изменилась. Не осталось предприятий, которые выбрасывают такое количество вредных веществ в воздух.
Сформулируйте ответы на вопросы:
1) Какое(-ие) свойство(-а) оксида азота(IV) является(-ются) причиной его вредного воздействия на атмосферу и почву?
2) Какие последствия для почвы наблюдались в результате таких выбросов газа?
Ответ: 1) указано одно или несколько свойств: оксид азота(IV) является химически активным веществом, это кислотный оксид, имеет свойства окислителя; 2) указано, что оксид азота(IV) является причиной кислотных дождей, в результате чего почва закисляется и уменьшается её плодородность |
Даны два верных ответа | 2 балла |
Дан один верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
2. В настоящее время отечественная промышленность и люди продолжают производить всё больше отходов – и промышленных, и бытовых. По данным Росприроднадзора, в 2017 г. в стране образовалось 6,22 млрд т отходов – на 66,5% больше, чем в 2010 г.
Сформулируйте с учётом принципов «зелёной химии» два предложения по снижению негативного влияния данной ситуации на экологию.
Ответ: сформулированы два предложения, в которых есть указания на уменьшение ущерба окружающей среде, экономическую выгоду и улучшение применяемых технологий и методов сбора и переработки отходов (безотходные технологии, рециклизация реагентов, установка фильтров и т.п.) |
Сформулированы два предложения | 2 балла |
Сформулировано одно предложение | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
3. «Зеленая химия» – это научное направление и философия. Её задача – сделать химическую продукцию и сам процесс производства безопасными и безотходными. Одна из ведущих концепций этого научного направления: проще предотвратить образование опасных отходов на этапе разработки технологий, чем позднее решать проблемы с утилизацией. Выберите все правильные утверждения, которые соответствуют данной концепции. |
| 1) | Для утилизации твёрдых строительных и бытовых отходов надо расширять существующие и создавать новые полигоны и площадки. | | 2) | При создании упаковочного материала надо использовать биоразлагаемые материалы. | | 3) | Сжигание твёрдых бытовых отходов является безопасным способом их утилизации. | | 4) | Для борьбы с вредителями посевов учёные разрабатывают экологичные препараты из растительного сырья, например пижмы. | | 5) | В последние годы автомобильная промышленность производит всё больше моделей, использующих электрические двигатели. | |
Ответ: 245 |
Записан верный ответ | 2 балла |
Допущена одна ошибка в ответе | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
4. Доктор наук Уиклифе Чисутиа Ваньони из Найроби создал технологию переработки куриных перьев в органические вещества (аминокислоты, белки и пептиды), которые можно использовать в дальнейшем. Раньше перья сжигали или закапывали в землю.
1) Объясните, почему сжигание или закапывание куриных перьев в землю не соответствует концепции «зелёной химии».
2) Сформулируйте предположение о том, для чего могут быть использованы продукты переработки куриных перьев.
Ответ: 1) указано, что при сжигании перьев в атмосферу попадают газы, которые содержат вредные, имеющие неприятный запах и загрязняющие воздух вещества, а при закапывании в землю могут попадать болезнетворные бактерии; 2) продукт переработки можно использовать для изготовления кормов для животных |
Даны верные ответы на два вопроса | 2 балла |
Дан верный ответ на один вопрос | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
6. О проблеме твёрдых бытовых отходов учёные говорят последние 40–50 лет, но, когда она достигла слишком больших масштабов, люди начали оказывать сопротивление строительству новых полигонов. Другой пример – реакция потребителей на проблему разрушения озонового слоя. Покупатели из США в одночасье отказались покупать флаконы с аэрозолем и таким образом вынудили производителей заменить аэрозоль на газовые наполнители, безвредные для озонового слоя. Выберите все правильные утверждения, которые соответствуют данным ситуациям с точки зрения «зелёной химии». |
| 1) | Проблема переработки отходов должна решаться на государственном уровне. | | 2) | Обычные люди нарушают законы своими требованиями в ущерб городским властям и производителям. | | 3) | Люди, получившие знания о веществах, которые используются на различных производствах, могут оценить их влияние на окружающую среду и своё здоровье. | | 4) | Разрушение озонового слоя не зависит от деятельности человека. | | 5) | Обычные люди могут влиять на производителей, которые пренебрегают принципами «зелёной химии». | |
Ответ: 135 |
Записан верный ответ | 2 балла |
Допущена одна ошибка в ответе | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |