Формирование этнокультурной компетенции
обучающихся средствами изобразительной деятельности
Н. А. Петрова
методист
МБУ ДО «ДДЮТиЭ «Простор»
Ново-Савиновского р-на г. Казани
На сегодняшний день кардинально меняются все сферы жизни общества, рушится прежняя система ценностей, теряется актуальность народных традиций, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. За последние годы в России во многом утеряны старые и не сформированы новые культурные и нравственные ориентиры в воспитании детей.
Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, которые принадлежат к различным этносам, исповедуют различные религиозные течения, имеют свои культурные особенности, традиции и свое историческое прошлое. С учетом такого многообразия этнических групп Республики Татарстан, в которой приходится социализироваться подрастающему поколению, необходимо искать новые стратегии воспитания в формировании у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает объективную информацию о соседствующей национальности.
Этнокультурные компетенции – это компетенции, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества.
Цель этнокультурного образования – это изучение культуры своего народа; формирование представлений о многообразии культур в мире, в России, в Татарстане и воспитание положительного отношения к культурам различных национальностей; создание условий для успешной интеграции в культуры других народов; формирование эффективного взаимодействия с народами различных культур; воспитание толерантности и терпимости.
Важнейшей социальной задачей является формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетенции, которая должна осуществляться за счет новых принципов в системе образования:
- принцип культуросообразности воспитания, согласно которому воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры.
- принцип гражданского и нравственного примера педагога - носитель традиционных ценностей России, гражданского общества.
Формирование этнокультурной компетенции у обучающихся необходимо воспитывать средствами изобразительной деятельности. Для приобщения детей к культурному наследию необходимо определить направления деятельности: расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной республике; знакомить детей с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством; приобщать детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.
Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество народов Республики Татарстан – это средство формирования у детей этнокультурной компетентности, национальных ценностей, культурно-региональных ценностей, понимание их роли и места в системе общероссийских и общемировых ценностей, формирование поликультурной личности, формирование гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков рисования.
Народное искусство в многонациональной Республике занимает особое место. Оно отражает самобытность, характерную красоту народа: его особое мышление, фантазию, мудрость; воспевает черты характера народа – смелость, преданность, честность, бесстрашие, силу, отвагу, доблесть, чистоту помыслов, оптимизм.
На протяжении многих веков народ выражает своё отношение к жизни, любовь к природе, к Отечеству через изобразительную деятельность. Основные мотивы орнаментов, яркие, чистые цвета узоров, симметрия, ритм и чередование форм народного искусства близки и доступны для восприятия детьми, что требует более глубокого изучения творческого наследия народов Татарстана, и формирование навыков изображения народного орнамента.
Виды изобразительной деятельности, такие как: рисование, лепка, аппликация, конструирование, рукоделие, вышивка, мягкая игрушка, вязание, художественная обработка древесины удовлетворяют самые разные интересы детей, формируя их личностный характер, приобщая детей к изучению этнокультурных ценностей.
Этнокультурные компетенции - это компетенции, дающие знания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, включая понимание духовно-нравственных основ жизни человека, человечества и отдельных народов; овладение основами семейных и общественных явлений и традиций; понимание роли науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.
Деятельности, развивающие этнокультурные компетенции, в рамках изобразительной искусства: изучение быта русского и татарского народа и др. народов Республики Татарстан; изучение национальных орнаментов, узоров, композиционных решений; экскурсии по историческим местам Казани и Татарстана, художественным музеям, галереям, выставочным залам и др.; посещение и участие в традиционных русских, татарских праздниках (Науруз, Сабантуй, Курбан – байрам, Ураза-байрам, Масленица, Колядки, Рождество, Святки, Пасха, Троица и др.); кружковая работа художественной, декоративно-прикладной направленности и др.