СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроке иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О трудностях формирования функциональной грамотности на уроках английского языка и способах их преодоления

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроке иностранного языка»

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

как универсальное средство формирования функциональной грамотности

С.А. Бычкова,

МАОУ СОШ №13

Потребности современного общества объективно таковы, что занять в нем достойное положение может человек не просто образованный, имеющий определенный багаж знаний, но умеющий быстро адаптироваться к стремительным изменениям, происходящим в мире; приспосабливать к ним свои знания и умения; а в случае дальнейшей невозможности использовать их в том виде, в котором они были получены ранее, знающий, где и каким образом возможно получить новые, как впоследствии применить их на практике.

Именно способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях и называется функциональной грамотностью.

Эта способность, для которой особенно актуально метапредметность, выход за границы конкретных предметов, и является основной целью образовательного процесса на сегодняшний день, обеспечиваемой за счет внедрения ФГОС. Акценты значительно сдвигаются и теперь система образования нацелена не только и не столько на обучение самому предмету, сколько на обучение на материале конкретного предмета умениям, которые помогут ученику самостоятельно получать нужную информацию и умело использовать ее в будущем, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе и осознанно принимать ответственные решения. Все эти качества называются ключевыми компетенциями и в современном обществе, в век информационных технологий и все нарастающей скорости потоков информации очень важны.

На самом деле, термин «функциональная грамотность» появился не сегодня и даже не вчера. Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [12].

Максимально близкое к современному пониманию функциональной грамотности определение было дано советским и российским лингвистом и психологом Алексеем Алексеевичем Леонтьевым и звучало оно так: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

По словами Андреаса Шляйхера, главы международной системы тестирования школьников PISA, в современном мире, в котором мы живем, нужно уметь ориентироваться среди множества очень сложных понятий, уметь отличать факты от домыслов, решать сложные и часто многоступенчатые проблемы. Потому что сегодня мир не вознаграждает тебя просто за то, что ты знаешь, — для этого есть поисковые сервисы в интернете. Мир вознаграждает тебя за то, что ты можешь делать с тем, что ты знаешь. «Я уверен, что факты сегодня играют всё меньшую роль. Потому что вы легко можете посмотреть их в интернете. Вопрос не в том, хорошо ли мы знаем физику или математику, а в том, можем ли мы думать как ученые. Можем ли мы сконструировать эксперимент. Можем ли мы отличить научно обоснованные данные от тех, которые не имеют ничего общего с наукой. Можем ли мы думать как историки — история содержит много дат и фактов о тех или иных странах, но в состоянии ли вы понять, как вообще возникло и формировалось современное общество? Поэтому самое ценное сегодня — это умение думать, а не слепое владение информацией.» [8].

Неслучайно формированию функциональной грамотности в современном образовательном процессе отводится почетное место: показатели 15-летних подростков по данным исследований PIRLS, TIMSS и PISA нельзя назвать высокими. Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации: усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития; вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии [11].

При этом как ни удивительно, но советскую школу, понятия не имевшую о принципах формирования функциональной грамотности и вынужденную соблюдать множество идеологически обусловленных требований, которые не всегда благотворно влияли на формирование функциональной грамотности, учащиеся в основной своей массе покидали функционально грамотными. По результатами исследования PIAAC в 2018г. (аналог PISA для взрослого населения), выяснилось, что россияне, родившиеся в 50-70-х годах прошлого века и получившие школьное образование в советских школах, по уровню функциональной грамотности явно превосходят сверстников из других стран.  И если результаты россиян в возрасте от 16 до 44 лет и их сверстников из других стран сопоставимы, то представители старшего поколения заметно превосходят по уровню читательской и математической грамотности своих сверстников: в возрасте 45-54 лет разница составляет 14 и 13 баллов, а в возрасте 55-65 лет возрастает до 25 и 21 балл [1]. Чем же можно объяснить настолько разнящиеся результаты? Полагаю, что не последнюю роль сыграл в том числе и крайне малый набор средств, при помощи которых был возможен поиск информации в то время, и практически полное отсутствие среди них более или менее автоматизированных. Необходимость изучать и сравнивать друг с другом информацию из различных источников, большая часть которых сплошные и несплошные тексты, отбирать наиболее значимую, искать доказательства и аргументы в пользу той или иной точки зрения и сделали «благое дело» формирования относительно высокого уровня функциональной грамотности этого поколения. Возможно ли искусственно вернуться в эти обстоятельства сегодня и повысить уровень функциональной грамотности современных школьников? Маловероятно, ведь прогресс не стоит на месте, более того, развитие происходит все стремительнее день ото дня, лишить себя современных быстрых систем поиска информации нам уже представляется невозможным, кроме того, в реалиях сегодняшнего времени это вряд ли кардинально изменит ситуацию. Для современной реалий нужны другие, более современные средства. Наша задача – найти и использовать наиболее эффективные из них.

Роль иностранного языка как предмета в формировании функциональной грамотности школьников переоценить сложно, поскольку именно иностранный язык является одним из немногих предметов, предоставляющих достаточный материал и позволяющих работать над любой их составляющих функциональной грамотности. Вместе с тем, при столь богатых потенциальных возможностях иностранный язык оказался незаслуженно ограничен в средствах как авторами многих УМК, так и лицами, ответственными за формирование официальных банков заданий для отработки всех видов функциональной грамотности.

Так случилось, что даже с учетом принципа избыточности, на котором построены все УМК по предмету «иностранный язык», выбрать в этом многообразии задания, соответствующие всем требованиям в целях формирования функциональной грамотности сложно, они есть, но у каждого имеется свое «но»: недостаточно близки к жизненным ситуациям, с которыми может столкнуться современный школьник, а если составлены на «жизненном» материале, то информация представлена достаточно однообразно и о наличии несплошных текстов говорить не приходится.

В официальных же банках заданий, предлагаемых нам для отработки навыков различных составляющих функциональной грамотности, задания, имеющие отношение к иностранному языку, и вовсе отсутствуют.

Вместе с тем, имеющийся у нас в распоряжении учебный материал никто не запрещает трансформировать под те потребности, которые являются наиболее актуальными сегодня, изменять формулировки заданий к тому материалу (в том числе) текстовому, который включен в УМК его авторами. Именно от учителя зависит, какие именно учебные задания и как предлагать учащимся. Основной критерий – это практико-ориентированность, то есть связь с повседневной жизнью, с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности. Цель таких заданий – «погружение» в жизненные ситуации, именно поэтому информация должна быть личностно-значимой для каждого учащегося, а для успешного формирования функциональной грамотности – представленной максимально разнообразно (тексты, таблицы, графики, статистические данные, рисунки, комиксы и т.д.)

При внимательном изучении и тщательном анализе УМК мы можем обнаружить задания, нацеленные на отработку всех составляющих функциональной грамотности, адаптировать которые, представляя конечную цель, не составит труда.

Не смотря на то, что иностранный язык как учебный предмет участвует в формировании всех составляющих функциональной грамотности в той или иной степени, отдельно следует остановиться на читательской грамотности, для формирования которой «иностранный язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов. Задания по формированию читательской грамотности занимают значительную долю времени на уроке. При этом трудности чтения на иностранном языке аналогичные тем, что существуют и при чтении на родном языке, усугубляет их иноязычный материал: учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и анализировать информацию из таблиц, не умеет преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в таблицу и обратно), не могут перенести знания и умения из одной области в другую, пне понимают, что для решения поставленной задачи в этом есть необходимость.

Ключевым моментом является выбор правильного текста, который должен:

• быть актуальным и современным;

• соответствовать уровню развития и интересам учащихся;

• не быть очень длинным;

• побуждать к высказыванию мнений, соображений.

Видами функционального чтения на уроках английского языка являются:

1. Просмотровое (skimming reading): это беглое чтение, цель которого получить общее представление о тексте.

2. Поисковое (scanning reading): чтение, задачей которого является поиск определённой информации в тексте.

3. Изучающее (intensive reading): вид чтения, направленный на полное понимание текста.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:

1. Предтекстовый (Pre-reading): актуализация имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений (определение тематики текста; перечень поднимаемых в нем проблем; предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определение основной идеи текста по первому абзацу; ответы на вопросы до чтения текста и т.д.)

2. Текстовый (While-reading): контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений, а также продолжение формирования соответствующих навыков и умений (поиск ответов на вопросы; подтверждение правильности/ложности утверждений, либо выявление факта, что это в тексте не упомянуто; расставление предложений по порядку; поиск соответствий; выбор подзаголовков для абзацев текста; распознавание значений незнакомых слов по контексту)

3. Послетектовый (Post-reading): использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи (выделение из прочитанного ранее знакомой и новой информации; высказывание мнения по поводу прочитанного; опровержение/согласие с утверждением; составление плана текста, с выделением ключевых слов, передающих основную идею пункта плана; пересказ/краткое изложение содержания текста) [2].

При этом каждый этап предполагает определенную базу заданий и формулировок для формирования функциональной грамотности, характерную именно для него.

Поскольку основная доля времени на уроке иностранного языка все же уделяется именно формированию функциональной грамотности, то и ВПР как инструмент для измерения уровня сформированности функциональной грамотности также нацелен в первую очередь на измерение уровня сформированности читательской грамотности напрямую (при выполнении задания, аналогичного выполнявшимся на занятиях при работе с текстом для формирования читательской грамотности - установите соответствие между текстами и их темами) и косвенно (при проверке понимания и осознания деталей, существенно влияющих на правильность выполнения задания: у вас должен получиться связный рассказ 7-8 предложений, план ответа поможет вам – Задание 3 описание фото, используйте каждую тему только один раз, в задании одна тема лишняя – Задание 4 чтение, два слова в списке лишние – Задание 6 лексика), кроме того, невнимание к деталям, свидетельствующее об относительно низком уровне сформированности читательской грамотности, может также существенно отразиться на результате ВПР при выполнении заданий на аудирование, использование лексики и выбор грамматических форм, где распространенным явлением является использование дистракторов.

При описании фото учащиеся имеют возможность продемонстрировать в том числе и уровень сформированности креативного мышления.

Демонстрация достойного уровня при измерении сформированности составляющих функциональной грамотности в ходе ВПР возможна лишь в том случае, когда виды заданий и формулировок не просто известны учащимся, но и практиковались ими на протяжении длительного времени и не пугают неизвестностью.

Достаточным потенциалом обладает иностранный язык и для формирования остальных составляющих функциональной грамотности.

Так, финансовая грамотность начинается со знакомства с денежными единицами, валютой стран изучаемого языка, постепенно переходя в сравнение уровня цен на аналогичные товары и, наконец, обучение умению грамотно планировать свой бюджет и накапливать денежные средства в разных странах при различных условиях.

Математическую грамотность мы формируем при работе с числительными, как выполняя элементарные задания на счет, так и учась правильно произносить их в датах, телефонных номерах, годах, рассчитывая время, необходимое для выполнения определенного действия при заданных условиях.

Естественно-научная грамотность предполагает знакомство с миром растений и животных, в том числе, самых близких – домашних питомцев, знакомство с элементарными законами природы, погодой, климатов, ландшафтами, а также экологическими проблемами, с которыми сталкивается окружающая среда сегодня и путями их решения; научными открытиями.

Креативное мышление развивается как непосредственно через выполнение проектных работ, предусмотренных в конце каждого из разделов (семейные истории, паспорт домашнего питомца, пицца по секретному рецепту, мои летние приключения, А что ты сделал для природы?, откуда у @ ноги растут и т.д.), так и рядовых занятиях в виде ролевых игр, драматизации диалогов и т.д.

Иностранный язык как будто специально создан для развития глобальных компетенций: более глубокое осознание родной культуры через сравнение ее с культурой страны изучаемого языка, выявление общих черт и кардинальных отличий, а также глобальных проблем, актуальных для любой культуры.

Таким образом, в настоящее время крайне важно рассматривать предлагаемые учащимся для выполнения на уроке задания именно с точки зрения пользы для формирования функциональной грамотности, трансформировать их под эти нужды, чтобы они:

- показывали учащимся значимость знаний по предмету для практической жизни;

- давали возможность добывать знания самостоятельно, стимулировали самостоятельность и создавали условия для саморазвития;

- учили работать с информацией в любом виде: анализировать, обобщать, искать скрытые составляющие;

- развивали творческое мышление, стимулировали творческую активность и давали возможность ее проявить;

- учили ученика понимать себя, свои способности, с их учетом строить наиболее эффективный путь для достижения поставленной цели;

- давали возможность каждому поверить в себя, испытать радость познания и творчества, ощутить вкус победы над собой;

- чередовали различные формы деятельности [5].

Кроме того, только функционально грамотный учитель, который в состоянии адаптировать ранее полученные знания к новым условиям, получить и встроить в свою систему знаний новые, успешно применять их при трансформации учебного материала к современным нуждам может научить функциональной грамотности.


































Список литературы

  1. Блинов С. Высокий уровень советского образования, или Почему лукавит Герман Греф. https://activityedu.ru/Blogs/opinion/vysokiy-uroven-sovetskogo-obrazovaniya-ili-pochemu-lukavit-german-gref/http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

  2. Гудина М. Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка. http://iyazyki.prosv.ru/2021/04/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81/?

  3. Керре М.С. Что такое функциональная грамотность? https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost/?

  4. Меднова С.Т. Формирование навыков функциональной грамотности. Учитель.club — Формирование навыков функционального чтения (uchitel.club)

  5. Патафеева Н.С. Развитие функциональной грамотности на начальной ступени обучения английскому языку на примере УМК English Code. Учитель.club — Развитие функциональной грамотности на начальной ступени обучения английскому языку на примере УМК English Code (uchitel.club).

  6. Подоляко О. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе» (5-9 класс). http://iyazyki.prosv.ru/2021/09/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

  7. Покидова А.Д. Формируем и развиваем «Вместе!» http://iyazyki.prosv.ru/2022/03/%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d1%8b%d0%ba%d0%b8-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b6%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b8-%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%80%d1%83%d0%b5%d0%bc-%d0%b8-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%b5/

  8. Приемская Е. Самое ценное сегодня – умение думать. https://iz.ru/1100273/evgeniia-priemskaia/samoe-tcennoe-segodnia-umenie-dumat

  9. Сидоренко С.В. Покидова А.Д. Формируем функциональную грамотность на уроках английского языка. Учитель.club — Формируем функциональную грамотность на уроках английского языка. Начальная школа (uchitel.club)

  10. Смирнова Е. Функциональная грамотность и ВУМК серии «Сферы» по английскому языку: актуальный вопрос и предлагаемое решение. http://iyazyki.prosv.ru/2022/01/%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c-%d0%b8-%d1%83%d0%bc%d0%ba-%d1%81%d0%b5%d1%80/

  11. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

  12. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike