СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование индивидуального маршрута для ребенка с низкими показателями успеваемости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа   с неуспевающими детьми.

Просмотр содержимого документа
«Формирование индивидуального маршрута для ребенка с низкими показателями успеваемости»

Формирование индивидуального маршрута для ребенка с низкими показателями успеваемости

Добрый день, коллеги!

Сегодня я хотела бы с Вами поделиться опытом своей работы со слабоуспевающими детьми.

Как показывает педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети, испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. 

(СЛАЙД 2) Причины неуспеваемости:

  • 1. Неблагоприятная наследственность

  • 2.Социальные условия (социально неблагополучные условия, в которых живут, воспитываются и развиваются дети).

  • 3. Личностные особенности ребёнка ( это касается индивидуальных качеств личности (невнимательность, леность, упрямство), которые учитель «видит» в ученике).

  • 4. Индивидуальные особенности психической деятельности ребёнка (индивидуальными особенностями психической деятельности обучающихся обусловлены уровнем развития познавательных и интеллектуальных процессов (например, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи), а также темпом деятельности).


(СЛАЙД 3) Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявить образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, изучить причины неуспеваемости и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

(СЛАЙД 4) Основными способами обнаружения отставаний служат:

- анализ самостоятельных работ;

- наблюдение за деятельностью ученика: пассивны на уроке, не стремятся получить знания;

- наблюдение за реакцией ученика, когда он сталкивается с трудностями, как он реагирует на успехи и неудачи;

Большую помощь по выявлению проблем у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

(СЛАЙД 5) Основные причины школьной неуспешности:

- слабое состояние здоровья;

- недостаточное развитие мотивационной сферы;

- несформированость приёмов учебной деятельности;

- недостатки познавательной сферы (мышление, память, внимание);

- педагогическая запущенность.

Главное в работе с неуспевающими детьми - научить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически!

(СЛАЙД 6) Большое значение имеет правильный и осознанный выбор методов и форм работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на занятиях и во внеурочное время.

Какие приемы работы со слабоуспевающими детьми я использую?

1) Краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;

2) Дозирование учебного материала. При этом объяснение материала необходимо организовывать так, чтобы происходило воздействие на все органы восприятия: слух, зрение, осязание. Чем больше дети занимаются практической работой, тем больше остается в памяти.

3)фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время.

При организации контроля со слабоуспевающими могут быть использованы следующие приёмы:

Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учащимися ведётся полушёпотом, в то время как класс занят другим делом.

Программируемый опрос. Обучающийся выбирает верный ответ из нескольких предложенных.

Выборочный контроль. Проверить письменные работы на уроке выборочно.

Тренировочная контрольная работа. Проводится контрольная работа до основной контрольной, но оценки в журнал ставятся по желанию ученика.

4) Создание положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями)

Для повышения интереса при изучении нового материала можно использовать такие приёмы:

(СЛАЙД 8) Отсроченная отгадка. 1.В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2. Либо загадку дать в конце урока, чтобы с неё начать следующий урок.

(СЛАЙД 9) Лови ошибку. Учитель допускает ошибку, когда объясняет новый материал ошибку и предупреждает детей об этом заранее.  Если они заметили ошибку, можно «сигналить» об этом хлопком.

(СЛАЙД 9) Удивляй. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой пример, при котором даже обыденное становится удивительным!

При изложении нового материала чаще обращаюсь к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлекаю их в качестве помощников при подготовке к урокам: раздать тетради, раздать карточки для урока, подготовить наглядность для доски, чтобы дети чувствовали себя нужными, необходимыми в образовательном процессе.

Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная, работа в парах и в малых группах.

(СЛАЙД 10) У меня накоплен определённый опыт работы со слабоуспевающими учениками. Так, на уроке я стараюсь создать атмосферу особой доброжелательности при опросе таких детей, разрешаю дольше готовиться у доски, предлагаю примерный плана ответа. Обязательно стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой, чтобы дети чувствовали себя уверенно, не замыкались в себе.

Так же в начале учебного года, выявив детей, требующих особого внимания, я составила индивидуальный план работы с ними, в котором прописываю темы, которые были плохо усвоены. В течение года я корректировала свой план. Составила расписание, в какие дни дети остаются на дополнительные занятия. Завела дополнительные тетради каждому, в которых мы повторно разбирали плохо усвоенные темы, отрабатывали ранее изученные темы, делали работу над ошибками, готовились к диктантам и контрольным работам.

(СЛАЙД 11) При выполнении самостоятельной работы разбиваю задания на дозы, выделяю в сложных заданиях ряд простых, даю ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминаю прием и способ выполнения задания.

Указываю на необходимость актуализировать то или иное правило.

При проверке заданий осуществляю тщательный контроль за их деятельностью, указав на ошибки, исправления.

Более подробно объясняю последовательность выполнения задания.

(СЛАЙД 12) Использование при выполнении трудных заданий карточек-помогаторов. Хорошо, когда обучающийся сам продумывает, дописывает такие опорные карточки, а не получает их в готовом виде.

На уроках я использую графические органайзеры или как их еще называют помогаторы. Их применение развивает у маленького человека такие умения: систематизировать новые знания; перевести сложный объемный материал в простой и легкий для запоминания; хорошо запоминать и быстро мыслить; понимать прочитанное.

(СЛАЙД 13) Паук-карта. (Интеллект карта) Используйте карту, чтобы систематизировать мысли и упростить для понимания и пересказа текст учебника. Сделать  это вам поможет паук-карта.

1. Напишите название параграфа в центре.

2. В каждой клетке паутины, напишите подробно, аргументы и основные факты, которые были перечислены в тексте.

(СЛАЙД 14) Помогатор-Рыба. Чтобы упростить подготовку по устным предметам используйте рыбу.Для этого нарисуйте голову, скелет рыбы. И вдоль скелета запишите ответы на вопросы, которые заданы в конце параграфа. Можно писать краткий ответ, 1-2 ключевых слова. Такую рыбу можно положить на парту, и во время устного ответа параграфа или выполения письменной работы одного взгляда будет достаточно, чтобы впомнить материал учебника. Эта простая техника позволяет затрачивать меньше сил и лучше запоминать материал Это упростит процесс подготовки к четвертным и итоговым контрольным работам.

(СЛАЙД 15) Вкусный гамбургер. Этот помогатор удобен тем, что на нем можно отобразить информацию в хронологическом порядке. Верхняя булочка будет отображать введение, а нижняя – заключение. Котлета – самые важные сведения. А всю второстепенную информацию записывают на листьях салата или дольках огурца.

(СЛАЙД 16) Солнце – карта для написания сочинений. Тема или заголовок пишется в центре. В лучиках 5 блоков, пишутся слова, которые хотите или можете раскрыть в сочинении (первое знакомство, характер, внешность, действия, эмоции). По каждому блоку записываются слова или рисуются пиктограммы. Затем по карте ребёнок может рассказать, что у него получилось.

(СЛАЙД 17) Модель Фраера.

В отличие от классического запоминания определения, модель помогает лучше понять сложные понятия или ЛЮБУЮ тему школы. В центре пишется понятие. В верхний левый угол – основные характеристики, в верхний правый – вспомогательные (формулы). В нижнем левом – примеры, в правом нижнем – исключения. Информация разложена по полочкам. Вспомнить просто! Пользоваться удобно!

СЛАЙД 18……..

(СЛАЙД 19) Для достижения положительного результата важной составляющей работы со слабоуспевающими учениками является системное взаимодействие с родителями. Как правило, это один из самых сложных моментов, вместе с тем, один из самых эффективных.

Самой распространенной формой работы с такими родителями является индивидуальная беседа, в ходе которой в доверительной и уважительной форме объясняю им, что только совместные и слаженные действия педагога и родителей принесут положительные результаты.

В школе проводится консилиум, где ребёнку рекомендуется пройти ПМПК, тем самым облегчить обучение ребёнку, чтобы ученик с удовольствием приходил в школу, без негатива к учебе, учителям.

Ещё одна действенная форма работы с родителями слабоуспевающих учеников - приглашение их на уроки. В нашей школе проводится день открытых дверей, когда любой родитель может посетить уроки. Благодаря этому, родители получают объективную и актуальную информацию, могут определить интеллектуальный уровень своего ребёнка на фоне классного коллектива.

Многократное повторение учебного материала на уроке. Дети так же маленькими порциями воспроизводят его сначала друг другу, потом вслух для учителя. Чем чаще они проговаривают материал, тем больше он закрепляется.

Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.

Дети хорошо реагируют, когда на уроке звучит не только голос учителя. Хорошо включать в урок видео и аудиозаписи. Это способствует переключению внимания.

На каждом уроке должен быть какой-то яркий элемент: это могут быть сигнальные карточки для детей (красная – неправильно, зеленая – правильно). Это позволяет оценить, следит ли обучающийся за ходом урока, и даже если он отвлекся, то задача – поднять карточку – возвращает его к уроку.

Исследования подтвердили истинность древнего высказывания. В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.

(Слайд 20-24) Не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: при закреплении; при проверке самоподготовки; при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;

- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами;

- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;

- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.


Слайд 25. И вот некоторые рекомендации для работы с детьми, испытывающими проблемы в обучении.

  1. Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего воспитанника.

  2. Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения с ребенком с проблемами в обучении, не получить результата обучения.

  3. Для неуспевающих учеников необходим период вживания в материал. Не торопите их, чтобы пришел успех, требуется время.

  4. Не следует принимать примитивно выполненную работу даже саму неудачную работу. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении должна меняться по мере развития учащихся.

  5. У детей с проблемами в обучении слабо развито абстрактное мышление – лучше – наглядно-образное. Постарайтесь находить образы в изучаемом материале, привлекать к изложению такие занимательные средства, которые бы воздействовали на эмоции, чувства, интерес к учению (литературные произведения, музыку, картины, мультимедийные источники).

  6. Не следует гнаться за обилием излагаемого материала. Лучше выбрать главное, изучить его, повторить, закрепить.

  7. На уроках старайтесь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, включайте слабоуспевающих учащихся в активную деятельность. Постарайтесь постоянно отслеживать динамику их развития.



Спасибо за внимание!