Варламова Надежда Васильевна
Воспитатель, г. Якутск
МБДОУ ЦРР д/с № 26 «Кустук».
«Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству.
Наталья Алексеевна Ветлугина
На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Приоритетным направлением нашей деятельности является художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, что способствуют формированию личностного развития, активизации творческого процесса, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Для этого используем различные виды искусства (рисование, лепка, художественное конструирование).
Цель нашей деятельности – развитие художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусство.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формировать навыки работы с различными материалами;
- способствовать овладению разными технологическими приёмами;
- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного;
- поддерживать склонность творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов.
Считаем, что для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимыми средствами, являются: природа, искусство, художественная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда.
В создание развивающей предметно-пространственной среды активно подключили детей, т.к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Продуманная среда развития сама побуждала детей к активности, проявлению инициативы и творчества. Так в группе были созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников: оформлены театральный, музыкальный уголки; уголок книги – библиотека; разнообразные виды театров.
Эффективно используем, как групповые комнаты, так и раздевалки: в них размещаем выставки фотографий, рисунков: «Мин ийэм идэтэ», «Кемус куьун барахсан», выставка фотоколлажей «Баай Байанай», конкурс елочных игрушек «Символ года», выставку рисунков «Мин дьо5урум», стенд слов аффирмаций «Аптаах тыллар», выставка работ из пластилина выполненные Унаровым Айхааном, так же размещаем каждодневно рисунки и поделки детей.
В группе создали уголок изобразительного искусства, здесь находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования (краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, кисточки, карандаши, пластилин ...).
Есть разнообразный материал для нетрадиционных форм рисования: трубочки, заостренные палочки, перо, ручки, поролоновая губка, ватные палочки и т.д.
Наличие экспонатов с учётом национально- культурных традиций: изделия народно-прикладного творчества, например, герои олонхо.
Включаю в среду изобразительные материалы (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества), что способствует творческой активности детей.
Наша задача, как педагога, научить детей понимать прекрасное в искусстве и в жизни, а для этого необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Для активизации творческого воображения и мышления используем следующие приемы:
экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации:
- в рисовании: ладонная и пальцевая техники, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями, рисовали на снегу акварельными красками.
- в лепке: лепка из солёного теста, из природных материалов.
- в аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, страз, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина).
Для развития творческих способностей дошкольников используем метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям. Где каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
В этом году у нас было 3 проекта: по ИЗО «Мин дьо5урум», на оригинальную новогоднюю открытку «С Новым годом» и «Билиэхпин-керуехпун ба5арабын» где дети нарисовали, наклеили то что они хотят узнать и каждый день по 1 теме мы рассказывали, смотрели видеоролики, книги, энциклопедии.
Наши воспитанники активно принимали участие в конкурсах:
- в конкурсе детских новогодних открыток «С Новым годом» при поддержке управления молодежи и семейной политики окружной администрации г. Якутска;
- во II Республиканском интерактивном конкурсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим».
В образовательный процесс вовлекаем не только детей, но и родителей, чтобы последние могли овладеть педагогическими навыками, которые будут им необходимы при обучении ребенка в школе. В сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции используем следующие формы и методы работы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование.
Считаем, что в проделанной нами работе есть положительные результаты:
- оформлена развивающая среда в группе;
- сформированы начала художественно – эстетической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются в области разных искусств: рисовании, лепке, художественном конструировании;
- дети учатся практическим действиям творческого самовыражения: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов;
- у детей развивается: творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление культура деятельности, формируются навыки сотрудничества.
Таким образом, чтобы развить у наших детей действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре (а это одна из главных трудных задач), нам необходимы три составные части красоты: литература, живопись, музыка, которые призваны спасти мир.