МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ Г.ЗЕРНОГРАДА
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование тестовой методики
Гаврильчук Е.С.,
учитель английского языка
2019
Формирование коммуникативной компетенции через использование тестовой методики
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.
Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г.Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н.Леонтьева, Б.Р.Ломова, В.Н.Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Целью обучения иностранному языку в средней школе является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает способность ученика реализовать свои знания, умения и навыки для непосредственного и опосредованного общения на изучаемом языке. Она представляет собой взаимодействие основополагающих систем знаний и умений, необходимых для осуществления общения.
Таким образом коммуникативная компетенция проявляется в речевой деятельности, основными видами которой является аудирование, говорение, чтение, письмо.
В этих условиях одним из интересных приемов работы, на мой взгляд, является формирование коммуникативной компетенции через использование тестовой методики.
Термин «тест» был введен в научный обиход американским психологом Дж. Кеттеллом в 1890г. для обозначения психологических проб, то есть, специально разработанные стандартизированные методики, с помощью которых можно измерить различия между индивидами или реакциями одного индивида в различных условиях.
В настоящее время, в связи с растущей популярностью теста, как формы контроля, появилось больше количество определений данного понятия.
Термин «test» в переводе с английского означает «испытание», «проверка», «исследование».
Тест — это контрольные задания, проводимые в равных для всех обучающихся условиях, длительность и характер которых строго соотнесены с объективными факторами, такими как: общая цель обучения, возрастные особенности обучающихся, характер изученного материала, результаты выполнения которого поддаются количественной оценке, являясь показателем определённых итогов учебного процесса к моменту поведения данного теста.
Можно сделать вывод, что технология тестирования применяется педагогами для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких, однозначных или множественных ответов.
Обучение иностранному языку, как процесс, определяется целью приобретения учащимися коммуникативных компетенций. Важным и необходимым элементом учебного процесса, наряду с получаемой информацией и ее отработкой, является контроль знаний учащихся.
Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени снижая вероятность выставления субъективной оценки и сокращая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.
Классификация и виды тестов
Сегодня существует большое количество разнообразных тестов, но единой системы классифицирования тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработано.
Мы считаем правильным придерживаться делить тестовые задания на следующие группы:
- открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
- закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
- на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
- на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий).
По форме предлагаемых (или не предлагаемых) вариантов ответов тестовые задания могут иметь:
- множественный выбор — эти задания предполагают выбор одного правильного варианта из трех и более предложенных вариантов. Однако учитель не должен забывать, что при использовании заданий с избирательными типами ответов нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного угадывания ответов;
- альтернативный выбор — выбор правильного или неправильного ответа. Например, «да-нет», «верно-неверно». Аналогом в английских упражнениях является «True or False»;
- перекрестный выбор — выбор пар из двух блоков, объединённых общими признаками;
- трансформацию — примером такого задания служит изменение формы глагола.
- замену, подстановку — изменение формы предложения посредством подстановки одних частей речи на другие;
- упорядочение — задания, направленные на построения элементов в правильном порядке;
- завершение (окончание) — задание на самостоятельное восполнение недостающей части предложения, либо текста;
- внутри языковое перефразирование — наиболее точная передача своими словами мысли автора. Примером такого задания может служить пересказ либо самого текста, либо фрагмента этого текста;
- межъязыковое перефразирование — перевод.
Тесты хороши тем, что применять их можно не только в индивидуальной работе, но и в работе с группами учащихся.
Учитель может применять в своей практике комплексный подход к тестированию. Это целесообразно делать по окончании изучения темы или раздела учебной программы.
Комплексный коммуникативный подход реализуется с помощью коммуникативного теста. Исходя из того, что у одного и того же ученика может по-разному проявляться владение языком в отдельных видах речевой деятельности. Коммуникативный тест должен предполагать несколько измерений. Обязательными объектами контроля будут понимание речи на слух, говорение, чтение и письмо.
Поскольку, как показывает практика обучения, прежде чем перейти к последующей фазе учебного курса (новому разделу), необходима такая проверка, которая позволяла бы осуществлять обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствовала бы тем самым его эффективности.
Иными словами, такие проверочные тесты имеют целью, во-первых, показывать учителям и учащимся, есть ли какие-либо недостатки в ходе обучения по той или иной причине, во-вторых, выявить учеников, испытывающих серьёзные трудности в овладении учебным материалом и, в-третьих, мотивировать работу учащихся по повторению всего изученного за данный срок языкового материала, составляющего определённый раздел программы.
Учителю необязательно выставлять учащимся оценки за выполнение проверочных тестов, однако, ему необходимо сообщить ученикам о допущенных ошибках.
Кроме того, учитель должен понимать, что ошибки учащихся - это прежде всего показатель его собственной работы. Предлагаемые проверочные тесты охватывают лексический и грамматический материал пройденного раздела, умения и навыки практического использования лексики и грамматических конструкций.
Применяя подобный комплексный метод тестирования по окончании каждой темы, учитель всегда увидит, какие есть недостатки в процессе обучения и по какой причине они возникли.
Насыщенные различными наглядными схемами и таблицами задания, особенно это касается начальных классов, в большей степени мотивируют работу учащихся по повторению всего изученного за данный срок языкового материала, повышают интерес учащихся к предмету. Этой же цели служат задания, которые преподносятся в игровой форме.
Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволяет осуществлять столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и будет способствовать эффективнму формированию коммуникативной компетенции.
Литература:
http://dtg.adminu.ru/2016/02/test/
https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/testi/kommunikativnyie_tiesty_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka
http://mirznanii.com/a/53338-4/osobennosti-formirovaniya-navykov-testirovaniya-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku-s-uchetom-t
https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/testi/kommunikativnyie_tiesty_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka
Приложение
Тест.
I. а) Из 4-х предложенных слов выбери то слово, которого недостает в таблице и обведи в кружок соответствующую цифру.
teddy bear | Doll’s house |
Rubber ring | |
A: gloves;
B: hat;
A: blouse;
B: doll;
C: soldiers; D:dress;
C: boots;
D: balloon;
boots | trainers |
shoes can; C: cousin; D: photography; A: hamster; B: walkman; A: sciense; B: reading; A: | |
A: book; | C: suit; |
B: jeans; an; C: cousin; D: photography; A: hamster; B: walkman; A: sciense; B: reading; A: | D: slippers; |
b) Напиши своё меню для детей:
Kid's menu
Pizzas________________________________
_____________________________________
Extra toping ________________________________
Drinks ________________________________
Desserts ___________________________________
II. Напишите о своих планах на будущее:
Where will you be? Where will you go during the holidays? Where will you not go?
III. Напишите о том, что собираются сделать эти ребята после уроков:
He/she is going to...
IV. Задай вопросы со следующими вопросительными словами:
Не will learn French next year. Who... What... When...
V. Послушайте диалог в кафе и ответьте на
вопросы:
Что посетитель заказал себе на обед?
Сколько стоит этот обед?
VI. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Nina is studying late this evening. Her mother is worried about the lights. «Don't worry! I'll turn them off when I finish». Nina is saying. Worry-беспокоиться.
What is Nina doing?
What is her mother worried about?
Will Nina turn light off when she finish?
Will mother be angry if she forgets to turn off the lights?
Материал для прослушивания.
Test 3:
Hello, could I show the menu, please?
Here it is.
I'm very hungry. I'd like fish and chips.
They'll be ready in ten minutes. Anything else?
Yes, please. A strawberry ice-cream and a bottle of mineral water.
Here you are. That'll be £2.50,please.
Thank you very much.
Литература:
http://dtg.adminu.ru/2016/02/test/
https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/testi/kommunikativnyie_tiesty_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka
http://mirznanii.com/a/53338-4/osobennosti-formirovaniya-navykov-testirovaniya-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku-s-uchetom-t
https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/testi/kommunikativnyie_tiesty_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka