Введение
В настоящее время значительно возросло количество воспитанников с плохим здоровьем, появляется все больше воспитанников с простудными заболеваниями, нарушениями осанки.
Тема здоровья воспитанников сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого.
В детском возрасте у воспитанников формируются: навыки по соблюдению чистоты рук, лица, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. И для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу, поэтому для успешного формирования культурно-гигиенических навыков следует:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Овладение воспитанниками младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Объектом исследования в ДОУ является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников раннего возраста.
Предметом исследования – организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников раннего возраста.
Считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день, ведь культура поведения - это показатель воспитанности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности, - важнейший показатель культуры.
Неслучайно, в своём обращении к гражданам России, наш уважаемый президент В. В. Путин неоднократно подчёркивает, что данная проблема является проблемой национального значения. По его мнению, «Наше общество нуждается в высокообразованных и культурных людях, обладающими не только профессиональными знаниями и умениями, но и уважающих традиции общества, имеющих высокий уровень культурного поведения».
Поэтому, это актуальный вопрос нашего общества, и я считаю, что нужно уделять больше внимания детям в этом направлении.
Основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности.
Л.Ф. Островская писала: «Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности».
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
1. Учить воспитанников под контролем воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Формировать умение с помощью воспитателя приводить себя в порядок.
3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .
4. Во время еды учить воспитанников правильно держать ложку.
5. Обучать воспитанников порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи воспитателя формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать воспитанникам разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.
Основой полноценного физического развития воспитанника дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья воспитанников. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Приучая воспитанника к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
По мере усвоения КГН переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре воспитанники отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре воспитанники имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением КГН: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Формирование навыков культуры поведения направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, воспитанники знакомятся с собой. Воспитанник начинает обращать внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит воспитателя помочь привести себя в порядок, у него формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для воспитанников естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать в воспитанниках полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они становились привычками. Проблема формирования КГН у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании воспитанников этого возраста. В эти годы дети могут освоить все основные КГН, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.
Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
В раннем возрасте следует воспитать у воспитанников привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где они проводят большую часть дня.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Воспитанники ещё ничего не умеют делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. В результате, для воспитанников важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами, так как каждый воспитанник постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается воспитанниками, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Условия и методы формирования
культурно-гигиенических навыков
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство воспитателей.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание воспитанникам младшего возраста отводится больше, чем детям старшего возраста.
У воспитанников раннего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатели показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Воспитанникам становится понятна целесообразность требований воспитателя. Его умелое руководство сокращает время овладения навыками личной гигиены. На начальной стадии навыка особенно важен контроль. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: он может неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком. По мере приобретения навыка непосредственная помощь воспитателя сокращается, а доля самостоятельного участия воспитанника увеличивается.
Все КГН развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые являются примером для малыша в отношении, как культуры поведения, так и личной гигиены. Дети, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример.
В воспитании КГН огромную роль играет оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в них желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Очень полезно вовлекать воспитанников в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет воспитанникам глубже понять окружающий мир. Они воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению КГН.
Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанник был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.
Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены воспитанником, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования ЗОЖ, охраны и укрепления здоровья растущего человека.
Гигиеническое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Воспитание у воспитанников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья.
Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье».
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. В детском саду создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены.
Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения используется целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства желательно сочетать словесный и наглядный способы, использовать специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей сообщать им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.
Навыки у воспитанников достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы воспитанникам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте воспитанники знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Овладение воспитанниками правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Они должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются воспитанникам в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у воспитанников, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Воспитанник приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, младшим воспитателем, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.
Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. В первую очередь надо научить овладению предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой есть суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Воспитатели должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх воспитанник отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Для воспитанников раннего возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие воспитанники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода, детей по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия воспитанника все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.
Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение и контроль к своему поведению.
Заключение
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Личная гигиена - это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене относятся также требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию одежды, обуви и жилища. Следует особо подчеркнуть значение соблюдения правил личной гигиены в системе здорового образа жизни. Соблюдение правил личной гигиены, систематическая утренняя гимнастика и закаливание являются хорошей основой для полноценного здоровья.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Задача взрослых - с ранних лет формировать у ребёнка понимание значимости здоровья и умение бережно к нему относиться. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для успешного решения следует использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Исходя из проделанной и описанной мной работы, можно прийти к выводу, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Список используемой литературы
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007-32с
5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с
6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12
7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997-80с
8. В.В. Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнидеятельности». М. – 2005 г.
Приложение 1
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Не упитанный, не воспитанный»
(младшая группа)
Цель: Формирование гигиены и культуры питания. Воспитание культуры поведения за столом.
Задачи:
Развивать потребность в здоровом образе жизни;
Воспитывать желание быть культурным;
Учить правилам поведения за столом, познакомить с понятием «этикет».
Оборудование:
Ход занятия.
В группу заходит Незнайка весь взъерошенный, руки и одежда грязные, и заметив по середине накрытый стол садится за него и начинает есть все, что на нем стоит руками, при этом он чавкает, вытирает рот рукавом, ковыряется в зубах, разговаривает с набитым ртом. После того как Незнайка наелся, кладет ноги на стол. Немного посидев, молча, встает и пытается уйти.
Воспитатель:
Незнайка, здравствуй! А ты случайно ни чего не забыл?
Незнайка:
Нет ничего, все вроде съел. После вкусного обеда посидел (чешет задумчиво затылок). Да все сделал.
Воспитатель: (Обращается к детям)
Ребята, а вы, как думаете, Незнайка все правильно сделал?
(Мозговой штурм, совместные ответы детей)
Правильно ребятки. Первое, что нарушил Незнайка – он вошел к нам в группу и даже не поздоровался.
Незнайка:
Ну и что, ну забыл с кем не бывает? ( кривляется)
Воспитатель:
С нашими ребятами не бывает. Они у нас молодцы и всегда здороваются при входе в детский сад.
Но это не все о чем ты забыл…
Незнайка:
Ну что еще (пытается уйти)
Воспитатель:
Ты пришел к нам с ребятами в гости и сел за стол без приглашения. Ну а то, что ты делал за столом, как себя вел это просто кошмар.
Ты не торопись уходить, а лучше присядь и послушай вместе с детьми как нужно вести себя за столом и что нужно знать для здорового роста.
Ведь ты тоже, как и ребята хочешь вырасти большим и здоровым.
Незнайка:
Конечно, хочу (присаживается рядом с детьми). Кто же не хочет вырасти большим, здоровым и воспитанным.
Воспитатель:
Чтобы быть здоровым, недостаточно знать основы правильного питания, т.е. что полезно, а что вредно кушать. Надо очень хорошо овладеть культурой питания. Именно культура питания, определяет здоровье человека, но долгие годы. Надо знать, как правильно принимать пищу, правильно вести себя за столом, соблюдать режим питания.
Вот не зря Незнайка ты к нам зашел в детский сад, потому что мы как раз этому всему учим ребят.
Что же такое культура питания? Она предусматривает, с одной стороны, обязательное выполнение правил гигиены, с другой стороны – обязательное следование этикету.
- Незнайка, а что такое этикет?
Незнайка:
Это, этикетка от лимонада. (гладит живот и облизывается)
Воспитатель:
Ребятки, Незнайка правильно отвечает? (коллективные и индивидуальные ответы детей)
Этикет – это установленный порядок поведения человека где – либо. А раз уж мы говорим сегодня о питании, то надо знать, как вести себя за столом во время приема пищи.
В этом случае гигиена и этикет идут рука об руку. Т.е. дружат как мы с тобой Незнайка. Выполняя правила гигиены, вы одновременно следуете этикету, а следуя этикету, соответственно выполняете правила гигиены.
Незнайка: (вскакивает со стульчика)
Как это, как это! Ничего не понимаю.
Воспитатель:
Незнайка, успокойся, сейчас мы с ребятами тебе все расскажем и объясним, какие же правила необходимо выполнять, соблюдая культуру питания.
Нельзя опаздывать к столу. Как вы думаете, ребята, почему? (ответы детей)Воспитатель обобщает и конкретизирует ответы детей.
Перед тем как сесть за стол, надо обязательно вымыть руки, проверить свой туалет.
Незнайка: А зачем мне проверять ваш туалет, он, что у вас грязный?
Воспитатель:
Незнайка, ну ты опять все перепутал. Туалет – это внешний вид в этикете. И проверить ты должен свой внешний вид. Следующее правило.
Садитесь только после того как сядут взрослые.
Не сидите сгорбившись. (снова обсуждение детей)
Недопустимо класть локти на стол, вытягивать ноги или сидеть положив ногу на ногу, раскачиваться.
Есть нужно не торопясь, бесшумно и обязательно с закрытым ртом.
Не принято тянуться через чужую тарелку.
Тарелку не следует отодвигать далеко от себя, но и не следует придвигать ее слишком близко.
Все, что находится в супе, разделяют ложкой.
Вилку держат в левой, а нож в правой руке.
Салфеткой вытирают только руки и рот.
После окончания еды приборы складывают на своей тарелке.
Выйдя из стола обязательно поблагодарить за еду.
Теперь Незнайка ты видишь, что ты сделал не так?
Незнайка: (вздыхает)
Теперь вижу, только я переживаю, что не все сразу запомнил.
Воспитатель:
Ты Незнайка не переживай наши ребята помогут тебе все запомнить. Правда ребятки. (ответы детей).
Давай незнайка ты сейчас выйдешь, а потом снова войдешь и все сделаешь по этикету.
Незнайка: (уходя)
Хорошо я попробую.
(заходит)
Здравствуйте Елена Геннадьевна, здравствуйте ребята. (ответ детей)
Можно мне присесть за ваш стол?
Воспитатель:
Конечно, присаживайся, угощайся.
Незнайка:
Ребята, помогите, я забыл, что нужно, а чего нельзя делать дальше за столом.
(Дети помогают Незнайке. Воспитатель следит за правильностью ответов детей, если есть необходимость корректирует их, и подводит к правильному ответу)
Незнайка:
Спасибо ребятки я понял как вести себя за столом. Узнал что такое этикет и гигиена питания. А теперь мне пора возвращаться в Цветочный город, и рассказать всем остальным коротышкам все то, о чем вы меня научили.
Воспитатель:
Незнайка, а чтобы ты точно ничего не забыл, сейчас ребята нарисуют тебе все правила культуры и гигиены поведения за столом.
(коллективный рисунок детей на ватмане. Воспитатель следит чтобы все правила были прорисованы, если есть необходимость помогает детям)
Незнайка:
Спасибо! С вашим рисунком я точно ничего не забуду. А теперь мне пора возвращаться в Цветочный город, и рассказать всем остальным коротышкам все то, о чем вы меня научили.
До свидания дети, до скорых встреч. ( убегает махая рукой)
Воспитатель:
Ну что ж Незнайка ушел, но он обязательно еще не раз к нам вернется. А вы не забывайте о культуре и гигиене поведения за столом, чтобы не быть Незнайками, а быть Всезнайками.
Приложение 2
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Чистые ладошки»
(младшая группа)
Образовательные задачи: продолжать учить детей последовательно мыть руки, намыливать их до образования пены, смывать мыло, умывать лицо, пользоваться индивидуальным полотенцем. Формировать навыки личной гигиены.
Развивающие задачи: развивать речь, обогащать словарный запас детей.
воспитательные задачи: воспитывать у малышей желание ухаживать за собой.
Дидактический материал: кукла Люся, потешки на тему развития у детей культурно – гигиенических навыков.
Словарная работа: мыло, вода теплая, полотенце.
Обогащение словаря: намыливаем, «мыльные перчаточки», сухо на сухо, душистое, мягкое, свежее.
Ход занятия:
Воспитатель - Ребята, мы с вами пришли с прогулки, посмотрите кто нас встречает (кукла Люся). Люся хочет посмотреть на ваши ручки, покажите ей.
Люся: - Ой, ребята, как вы испачкались, какие у вас грязные руки. Что нужно сделать, чтобы они стали чистыми? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, их надо вымыть. Люся посидит на стульчике и посмотрит как мы это умеем делать.
Приглашаю детей в умывальную комнату, напоминаю им, что прежде, чем мыть руки, нужно закатать рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
(помогаю детям закатать рукава вверх)
Воспитатель: - открываем кран, подставляем руки под воду (мочим их, затем берем мыло и намыливаем руки, чтобы появилась пена, кладем мыло в мыльницу, делаем «мыльные перчатки», трем ладошки с внешней и внутренней стороны.
Теплою водою руки чисто мою
Кусочек мыла возьму и ладошки им потру
- Саша, чем ты намылил ручки? (мылом). Ребята, понюхайте как оно пахнет, хорошо? (да) Про него можно сказать – оно душистое. Какое? (ответы детей)
- После этого подставляем ладошки под воду и смываем всю пену. (проверяю, чтобы все дети хорошо смыли пену с рук, затем предлагаю умыть лицо)
Ой, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся, маме улыбаемся.
- Кто умылся, отжимаем ручки над раковиной, чтобы не набрызгать на пол. Находим свое полотенце, снимаем его, разворачиваем, вытираем лицо и руки сухо на сухо. Лена, как вытираем? (сухо на сухо) Полотенце у каждого мягкое, пушистое, свежее. Какое полотенце у Сережи? (мягкое, пушистое)
Помогаю каждому ребенку индивидуально.
Мы с вами помыли ручки, давайте покажем Люсе, какие они у вас чистые.
Чище мойся, воды не жалей,
Будут ладошки снега белей.
Люся: - Молодцы, ребята, все чисто вымыли руки, а чем же вы их мыли? (водой, мылом) А вытирали? (полотенцем) Теперь я вас приглашаю поиграть.
Приложение 3
Конспект занятия по развитию речи
Тема занятия: «Чище мойся, воды не бойся»
(младшая группа)
Задачи:
1. Продолжать учить воспитанников намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем.
2. Формировать навыки личной гигиены.
3. Воспитывать желание ухаживать за собой.
Дидактический материал:
Потешки на тему культурно-гигиенических навыков.
Словарная работа:
Активизация словаря: мыло, вода, полотенце.
Обогащение словаря: намылить, пена, насухо.
Ход занятия:
Обращаю внимание детей на то, что после рисования замарались ручки. Спрашиваю:
- Что нужно сделать, чтобы ручки стали чистыми? (Ответ детей).
- Правильно. Надо их вымыть.
Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть.
Приглашаю детей в умывальную комнату вымыть руки. Напоминаю детям, что перед тем, как мыть руки, необходимо закатать рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водичку не получит.
- А помогут нам вымыть руки мыло и вода.
Чище мойся,
Воды не бойся.
Открываем кран, берём в руки мыло, подставляем под воду.
Тёплой водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму,
И ладошки им потру.
Затем намыливаем, чтобы появилась пена. После этого подставляем ладошки под воду и смываем пену.
Ладошки друг о друга трутся,
Друг друга обнимают.
Правой моем левую,
Левой моем правую.
Проверяю, чтобы все дети хорошо промыли руки. Продолжаю учить детей.
- Кто вымыл руки, отжимаем над раковиной, чтобы на пол не набрызгать. Находим своё полотенце, снимаем, разворачиваем, вытираем ручки насухо.
Помогаю детям индивидуально во время мытья рук.
После того как все помыли руки, предлагаю:
- Давайте друг другу покажем, какие у нас стали чистые ручки.
Дети показывают, а я в заключении говорю:
Чище мойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
- Молодцы, ребята, все вымыли чисто руки, можете идти играть.
22