СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации и интереса младших школьников к решению нестандартных задач средствами проекта «Задача дня»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана сситема работы организации проекта "Задача дня" курса "Олимпиадная математика" (Л.Г. Петерсон). Приведён пример практической реализации педагогического инструментария - метода ролей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации и интереса младших школьников к решению нестандартных задач средствами проекта «Задача дня»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Алексеевская гимназия г. Благовещенска»






Формирование мотивации и интереса младших школьников к решению нестандартных задач средствами проекта «Задача дня»

Практика обучения младших школьников математике





Коваленко Жанна Сергеевна, учитель начальных классов
























Аннотация: в статье описана система работы в организации проекта «Задача дня» курса «Олимпиадная математика» (Л.Г. Петерсон) . Приведён пример практической реализации педагогического инструментария – метода ролей.


Решение олимпиадных задач развивает у каждого ребенка глубину и гибкость мышления, воображение, самостоятельность и трудолюбие, творческие способности, повышает интерес к математике и уровень математической подготовки.

Поэтому вовлечение в олимпиадную математику важно для всех учеников: математически одаренные дети в творческой среде смогут полнее реализовать свой потенциал и вырастить свой математический талант, а все остальные - развить свои математические способности и успешнее учиться, что пригодится в любом деле.

В начальной школе закладывается основа математического знания. Ребенок с развитым логическим мышлением имеет шанс всегда быть успешным в математике и связанных с нею науках. Психологические исследования доказывают, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

В первом классе я заметила, что многие дети имеют математические способности и интерес к изучению математики. Но нестандартные задания (ребусы, головоломки, логические задачи) у большенства детей вызывают затруднения. Для того, чтобы эти способности развивались, чтобы не пропал интерес детей к математике, в начальной школе необходимо создать соответствующие условия, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Поэтому для своего класса я выбрала курс внеурочной деятельности «Олимпиадная математика. 1-9 класс», разработанным Институтом системно-деятельностной педагогики под руководством д.п.н., профессора Л.Г. Петерсон.

В ходе его изучения учащиеся проходят 3 этапа: подготовительный для учащихся 1–2 классов; ознакомительный предназначен для учащихся 3–6 классов; практический предназначен для учащихся 7–9 классов.

В данной статье речь пойдёт об организации подготовительного этапа «Задача дня» в первом и во втором классах. Данный этап можно продолжать и в третьем, четвёртом классах, всё зависит от подготовки детей и их мотивации.

Цель: подготовить мышление детей и сформировать мотивацию к решению нестандартных математических задач.

Задача учителя организовать творческую, доброжелательную образовательную среду и вовлечь учащихся в систематическое решение нестандартных математических задач.

Мы с интересом включились в работу в этом проекте вместе с учениками класса. Сложилась своя система по организации и проведении подготовительного этапа.

В классе оформлен уголок «Задача дня», в котором 2 раза в неделю появляется новая задача повышенной сложности (задача со «звездочкой»).

Задания, предлагаемые детям, должны быть посильными, их выполнение детьми должно опираться на ранее изученный материал, но они не должны быть слишком лёгкими. Источники задач – это учебник математики Л. Г. Петерсон, откуда мы берем задачи со «звездочкой» (задачи повышенного уровня сложности). Кроме того, сайт mathkang.ru («Кенгуру» - математика для всех»), М.И. Моро «Для тех, кто любит математику» и др. Задачи подбираются по тематическим линиям. Для себя оформила сборник задач, который можно использовать учителям начальных классов, как в урочное время, так и при организации внеурочной деятельности.

В течение дня (до уроков, на переменах) дети решают предложенную задачу. Решение может проходить индивидуально или в группе. Решенную задачу ученики показывают учителю. Объяснение решения может быть полным или более кратким, может быть описано словами, рисунком, схемой и т.д., но каждый ученик должен по мере своих возможностей объяснить решение задачи.

Особое внимание нужно обратить на то, что в проекте «Задача дня» у каждого ребенка есть возможность выбора: решать задачу или нет, какое задание пропустить, а какое выполнить. Это позволяет детям чувствовать свободу (а не обязательность) участия в проекте, сохраняет и повышает интерес к решению задач.

В разборе и объяснении предложенных задач принимают участие все дети. Каждый желающий может объяснить остальным, как он решил ту или иную задачу. Такие «коллективные разборы» и подведение итогов работы проходят или на уроках, или внеурочное время, в день, когда появилась задача или на следующий день.

Уже по итогам первого года работы выделилась группа ребят с более высоким уровнем логического мышления и устойчивым интересом, которые легче и быстрее других решают все предложенные им задачи, просят дополнительные задания. Эти учащиеся стали для своих одноклассников консультантами.

Консультант учится правильно объяснять решение задачи, задавать наводящие вопросы, тренирует математическую речь. Совершенствуются коммуникативные УУД.

Я веду наблюдения. Каждую решенную задачу, дети отмечают звёздочкой у себя в дневнике. Итоги проекта подводятся в конце года в форме интеллектуальной игры. Дети, показавшие хорошую результативность, награждаются грамотой «Лучший математик». В декабре каждого года ребята участвуют в международном марафоне «Задача дня», разработанном Институтом системно-деятельностной педагогики под руководством д.п.н., профессора Л.Г. Петерсон. И в феврале в обучающей олимпиаде по математике Петерсон Л.Г. Это праздник, где каждый отмечен дипломом в номинации или сертификатом участника. Здесь же ребята знакомятся с коммуникативными ролями автора и понимающего и ролями мыслителя, решающего задачу. Каждому мыслительному действию сопоставляется знакомый детям жизненный образ, помогающий им «расшифровать», упорядочить и «присвоить» соответствующие мыслительные действия.

Фотограф. Цель — внимательно прочитать задачу, представить «картинку», выделить условия и требования задачи.

Разведчик. Цель — установить взаимосвязи между объектами задачи, высказать идеи, выдвинуть гипотезы. 

Переводчик. Цель — построить модель задачи (известную или свою).

Навигатор. Цель - составить план решения. 

Мастер. Цель - осуществить план решения  - красиво оформить свои рассуждения, вычисления, схемы и т. д.. 

Эксперт. Цель - проверить правильность решения задачи. 

Магистр. Цель - сделать выводы, что уже достигнуто и что ещё можно улучшить.

Знакомство с ролями начинается с роли фотографа

Задача: «Мартышка шла в гости к удаву, навстречу ей шли попугай и слоненок. Сколько всего зверей шло в гости к удаву?»

Знакомство с ролями начинается с роли фотографа.


Роль

Ключи

Исполнение роли учителем и учениками

ФОТОГРАФ


КАРТИНКА

  1. Я спросила себя, о чем эта задача, и представила мартышку, попугая, слоненка и удава. Я расставила их на представляемой картинке-фотографии по условию задачи: удав ждет гостей и смотрит на тропинку, по которой идет мартышка.

  2. В моей картинке попугай и слоненок идут по дорожке навстречу мартышке.


УСЛОВИЕ,

ВОПРОС

(ТРЕБОВАНИЕ)

Условие (подчеркну зелёным цветом): «мартышка идет в гости к удаву»; навстречу ей шли попугай и слоненок.

Вопрос (подчеркну красным цветом): сколько всего зверей шло в гости к удаву?


Оценивание результатов в курсе «Олимпиадная математика» происходит в логике достижений — не только математических, но и личностных, «относительно себя». Ребята учатся проводить самооценку своей работы по предложенному плану.

Основными показателями результативности проводимой работы по проекту «Задача дня» является возрастание познавательной мотивации учащихся, их участие и результаты в математических олимпиадах, конкурсах разного уровня, повышение глубины и качества знаний по математике.

Проведение диагностики изучения уровня развития мотивации к занятиям математикой у учащихся начальных классов показало, что предмет – математика является значимым для большинства учеников класса. Они проявляют сильный интерес к данному предмету. Доминируют следующие мотивы: достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия. Качество знаний при 100% успеваемости составляет в 4-м классе 86%.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что результативной работа по развитию интереса к предмету и математических способностей станет в том случае, если будет проводиться систематически и при высокой заинтересованности со стороны обучаемых.








Список литературы


1. Л.Г.Петерсон, О.Н. Агаханова. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная математика. 1–9 классы», https://peterson.institute/upload/iblock/7eb/x3tv6tp9hn1mpycv29sfx7t8fn581r8g.pdf

2. Л.Г.Петерсон, О.Н. Агаханова. Проблемы олимпиадной подготовки по математике учащихся общеобразовательных школ и пути их решения в системе «Учусь учиться»,https://files.sch2000.ru/pdf/projects/laboratoriya 5/matematika_v_shkole_2022_06_03-19.pdf