СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО
ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Учитель физической культуры
МБОУ «СШ №3» г.Десногорска
Криштопик А.Г
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время. Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни.
Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом- это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:
Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении.
Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции
От чего зависит мотивация учащихся к занятиям физической культуры?
СПОСОБНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(когда ребенок усваивает программный материал и у него все получается
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
(ребенку комфортно, его ничего не отвлекает и не мешает работать)
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩЕГОСЯ
(нет хронических заболеваний мешающих усвоению учебного материала)
СЕМЬЯ
(родители поддерживают ребенка и стараются помочь в преодолении трудностей)
ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
(влияние друзей, правильная позиция при общении с педагогом, безопасное общение в коллективе
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ:
познавательные: создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску, выполнение творческих заданий
эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий
волевые: предъявление учебных требований, информация об обязательных требованиях, прогнозирование будущей деятельности
социальные:
создание ситуаций взаимопомощи, демонстрация заинтересованности результатами своей работы, работы ученика
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
- Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными .
Привычки формируются в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения. Их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем физической культуры .
Первый этап – формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.
Второй этап – формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.
Третий этап – осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой.
Четвертый этап – превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку.
ФОРМЫ РАБОТЫ
.
1.Знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой учащихся и семьи в целом.
2. Проведение контрольных испытаний, задания, тестирования и т.д. которые дают исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
ФОРМЫ РАБОТЫ
.
3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха: дыхательные упражнения, на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд
задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц,
обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий необходимо отводить дням здоровья, спорта.
4.Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях . Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим.
5.Обеспечение специализированным оборудованием и инвентарем.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
.
1.Подвижные игры - это универсальные игры включающие ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение.
2.Игры состязания - это игры носящие явные признаки соперничества и лидерства. Целью таких игр является достижение превосходства над остальными. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.
3.Драматические игры – это целые пьесы и диалоги. Чаще всего это продолжительные по времени игры в которых важен сюжет и ролевая принадлежность. Такие игры приносят огромное удовлетворение детям, особенно тем, у кого от природы нет тяги к соперничеству и лидерству.
.
4. Хороводные игры – это игры, в которых принимают участие все желающие. Эти игры рассчитаны на большое количество игроков. Подобные игры повышают настроение, предполагают заучивание песен, стихотворений и потешек. Данные игры примиряют, способствуют развитию здорового детского коллектива, учат дружбе и равенству.
5.Групповые игры - это такие игры, в которых играющие делятся на небольшие группы. Играя в такие игры группы, могут соревноваться, а могут и совсем не соперничать. Правила, бесспорно, устанавливает учитель. Такие игры помогают учителю не только разрядить обстановку но дать детям возможность выбрать соперников или помощников. Вообще выбор в свою команду того, кого захочется, не приносил никаких разногласий и противоречий.
6.Командные игры. Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр, несомненно, соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий. Чаще всего по окончании командной игры должно произвестись награждение победителей.
7.Игры – эстафеты – это игры, в которых принимает участие две или несколько команд, поэтому такие игры носят характер командных игр. Подобные игры предполагают наличие инвентаря и справедливого жюри. Игры – эстафеты – это скоростные игры, игры на время или на максимальную скорость команд. Иногда в таких играх возникают разногласии, недовольство соперников, поэтому необходимо выбрать справедливое и бесстрастное жюри.
8.Подражательные игры - это игры весёлого и игривого характера. Такие игры не требуют выбора команд и жюри. Участие принимают все без исключения. Обычно это смешилки, дразнилки, пантомимы, которые помогают детям открыть свои актёрские способности. К этим играм так же относятся имитации и отгадки. Для проведения таких игр выбирают ведущего, которого меняют после непродолжительного времени или после выполнения определённых действий.
9. Игры на развитие внимания - эти игры созданы для поднятия настроения, развития внимания и реакции. Зачастую такие игры требуют озвучивание некоторым инструментами (колокольчик, бубен, свисток…). Такие игры помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение не только концентрировать своё внимание и зачастую умение держать равновесие.
.
.
Каждый урок физической культуры в школе дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению. Практически на каждом уроке детям приходится работать с мячами, скакалками, обручами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке физкультуры.
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФЕРЕНЦИАЦИИ
.
Цель использования технологии: создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.
Найти оптимальный уровень физической активности для каждого ученика.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы технологии уровневой дифференциации:
- на уроке ученикам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
- при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика;
- ученики распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия;
- для учеников специальной медицинской группы дается отдельное задание
- для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов,
- ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учеников с целью определения уровня физических способностей, что позволяет индивидуально планировать дальнейшую работу с учащимися;
- желающие учащиеся привлекаются в спортивных кружках и секциях;
- одаренные учащиеся успешно участвуют в соревнованиях школьного и муниципального уровней.
ПРИЕМЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
.
- применение разнообразных форм организации занятий (фронтальную, групповую, индивидуальную, круговую тренировку, сюжетные уроки);
- использование элементов новизны (новых упражнений, инвентаря: фитбольные мячи, гантели, бадминтон, теннисные мячи);
- умелое варьирование (взаимосочетание) физических упражнений по принципу от простого к сложному;
- создание проблемно-поисковых ситуаций
Например: Педагогическая характеристика упражнений ОФП: название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и смены комплексов, определение педагогического эффекта занятий.
Изучить литературу. Самостоятельный подбор упражнений, обоснование и демонстрация на уроке индивидуализированных упражнений ОФП, комплексов утренней гимнастики, Ведение дневника самостоятельной тренировки и самоконтроля. Подготовка к сдачи норм ГТО (подобрать упражнения для развития гибкости, силы, прыгучести, выносливости и т.д.)
- включение элементов состязаний при выполнении физических упражнений (эстафеты, спортивные игры: пионербол, волейбол, гимнастика, бег на разные дистанции и др.);
- использование музыкального сопровождения ( марш; разминка)
- использование творческих способностей учителя: эмоциональность, объяснения, показ, манеры, команды и.тд.
- Личный пример учителя в спорте ( звание, выполнение норм ГТО, победы на соревнованиях).
.
В результате использования вышеизложенных технологий в повышении мотивации, эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний;
- мотивировать школьников к участию в конкурсах разного уровня.
Спасибо за внимание!
6