СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование общих и профессиональных компетенций как условия повышения качества подготовки специалистов среднего звена»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  

Просмотр содержимого документа
««формирование общих и профессиональных компетенций как условия повышения качества подготовки специалистов среднего звена»»

   «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

Нормативная база Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) федеральные государственные требования.

Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации
  • новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
  • федеральные государственные требования.
ФГОС обеспечивает:   1) единство образовательного пространства РФ; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации

ФГОС обеспечивает:

  • 1) единство образовательного пространства РФ;
  • 2) преемственность основных образовательных программ;
  • 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
Проблемы СПО, требующие разрешения : освоение и овладение обучающимися системы СПО общими компетенциями в сочетании с профессиональными; переориентация образовательного процесса со «знаниевого» на «компетентностный» подход; внедрение модульно-компетентностного подхода в обучении;

Проблемы СПО, требующие разрешения :

  • освоение и овладение обучающимися системы СПО общими компетенциями в сочетании с профессиональными;
  • переориентация образовательного процесса со «знаниевого» на «компетентностный» подход;
  • внедрение модульно-компетентностного подхода в обучении;
Проблемы СПО, требующие разрешения: формирование единого понятийного аппарата, установление единообразия в терминологии; реализация функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций; внедрение инновационных методов оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций .

Проблемы СПО, требующие разрешения:

  • формирование единого понятийного аппарата, установление единообразия в терминологии;
  • реализация функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций;
  • внедрение инновационных методов оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций .
В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать : общими компетенциями ( ОК), включающими в себя способности ; профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности.

В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать :

  • общими компетенциями ( ОК), включающими в себя способности ;
  • профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности.
 Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной. Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.
  • Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.
  • Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.
  • Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.
основным инструментом оценки компетенции являются : традиционные формы контроля : собеседование, семинар, коллоквиум, тест, контрольная работа, лабораторная работа, индивидуальное расчетное задание, реферат, отчет, зачет, экзамен, выпускная квалификационная работа .

основным инструментом оценки компетенции являются :

  • традиционные формы контроля : собеседование, семинар, коллоквиум, тест, контрольная работа, лабораторная работа, индивидуальное расчетное задание, реферат, отчет, зачет, экзамен, выпускная квалификационная работа .
основным инструментом оценки компетенции являются : инновационные формы контроля : уровневый тест (узнавание—подстановка—продуктивная деятельность—принятие решений в проблемных ситуациях), тест-действие (практическое испытание), ситуационный тест (обыгрывание ситуации из будущей профессиональной деятельности).

основным инструментом оценки компетенции являются :

  • инновационные формы контроля : уровневый тест (узнавание—подстановка—продуктивная деятельность—принятие решений в проблемных ситуациях), тест-действие (практическое испытание), ситуационный тест (обыгрывание ситуации из будущей профессиональной деятельности).
Наиболее целесообразная форма оценки результатов изучения профессионального модуля – составление портфолио.    Портфолио понимается, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений .
  • Наиболее целесообразная форма оценки результатов изучения профессионального модуля – составление портфолио.

Портфолио понимается, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений .

Портфолио студента технической специальности по изучению содержания профессионального модуля может означать :   антологию работ обучающихся, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку,   выставку учебных достижений обучающегося за период обучения,   коллекцию работ обучающихся, всесторонне, демонстрирующих не только результаты, но и мониторинг роста качества по сравнению с предыдущими результатами,   способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период времени,   форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающихся .

Портфолио студента технической специальности по изучению содержания профессионального модуля может означать :

 антологию работ обучающихся, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку,

 выставку учебных достижений обучающегося за период обучения,

 коллекцию работ обучающихся, всесторонне, демонстрирующих не только результаты, но и мониторинг роста качества по сравнению с предыдущими результатами,

 способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период времени,

 форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающихся .

Особые методы, приемлемые для успешного оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций кейс-метод» «метод проектов»

Особые методы, приемлемые для успешного оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций

  • кейс-метод»
  • «метод проектов»
«Кейс-метод» дает ряд преимуществ:   активизация студентов, как средство повышения эффективности профессионального обучения   повышение мотивации к учебному процессу  моделирование решений   представление различных планов действий   приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации   приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки .

«Кейс-метод» дает ряд преимуществ:

 активизация студентов, как средство повышения эффективности профессионального обучения

 повышение мотивации к учебному процессу

 моделирование решений

 представление различных планов действий

 приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации

 приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки .

Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов : − развитие познавательных способностей студентов; − повышение мотивации к обучению; совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию; − развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное; − обучение студентов рефлексии; − обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения; − развитие критического мышления; − более глубокое знакомство с будущей профессией. Главная миссия проектов — вводить обучающихся в профессиональную деятельность.

Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов :

− развитие познавательных способностей студентов;

− повышение мотивации к обучению; совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

− развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

− обучение студентов рефлексии;

− обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;

− развитие критического мышления;

− более глубокое знакомство с будущей профессией.

Главная миссия проектов — вводить обучающихся в профессиональную деятельность.

Последовательность проектирования: 1. Подготовка — определение темы и целей проекта. 2. Планирование действий по проектированию самого проекта. 3. Исследовательская работа — поиск информации. 4. Результатом работы над проектом является продукт, например в виде оформленной технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ. 5. Представление продукта — презентация технологического процесса и защита проекта. 6. Оценка результатов и процесса.

Последовательность проектирования:

1. Подготовка — определение темы и целей проекта.

2. Планирование действий по проектированию самого проекта.

3. Исследовательская работа — поиск информации.

4. Результатом работы над проектом является продукт, например в виде оформленной технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ.

5. Представление продукта — презентация технологического процесса и защита проекта.

6. Оценка результатов и процесса.

Таким образом, проект — это “5П” — проблема — планирование (проектирование) — поиск — продукт — презентация.

Таким образом, проект — это “5П”

— проблема

— планирование (проектирование)

— поиск

— продукт

— презентация.

Уровень освоения общих и профессиональных компетенций формируется в результате действий не только со стороны преподавателя, но и как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе приобретения им определенного профессионального и социального опыта .

Уровень освоения общих и профессиональных компетенций формируется в результате действий не только со стороны преподавателя, но и как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе приобретения им определенного профессионального и социального опыта .

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что: -проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ; - формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов; - повышаются профессионально-ценностые установки; -обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности. Что и приводит к повышению качества подготовки будущих специалистов.  

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:

-проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

- формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;

- повышаются профессионально-ценностые установки;

-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

Что и приводит к повышению качества подготовки будущих специалистов.

 

Похожие файлы