Иконографический образ св. вмч. Георгия Победонсца складывался в полном соответствии с образом словесным, запечатленным в Священном Предании христиан. "Житие" святого повествует нам о том, что Георгий был военноначальником и отличался, среди прочих, своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Приняв христианство, подвергся жестоким пыткам и по распоряжению императора Диоклетиана был казнён усекновением головы, в 303 году, в Никомидии.
Первый тип изображения святого, сложившийся в ранневизантийский период (с IV века по IX век), представляет нам его, как молодого высокопоставленного придворного, в роскошных одеждах, с крестом в руках - символом мученичиской смерти у христиан.
Во времена правления Македонской династии, с IX века по XI век, происходит расцвет военного дела, военноначальники входят в высшие сферы общества. Трансформируется и подход к изображению святых воинов. Теперь их изображают в воинских доспехах с оружием в руках (как правило, лук, колчан со стрелами, копьё, меч). Так появляется второй тип изображения св. Георгия - святого воина.
После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году и затем, восстановления Византийской империи в 1261 году, появляется новая особенность в изображениях святых воинов. Их начинают изображать верхом на коне. При изображении св. Георгия, за основу берётся сюжет из его "Жития", связанный с чудом о змие и сюжет, с чудом о спасении отрока. В первом случае, святой изображается, сидящим на белом коне (чаще всего на белом) и поражающим копьём змия (олицетворение мирового зла). Во втором - святой, также, верхом на коне, но позади него, на крупе коня, отрок с чашею вина, которого он спасает. Позднее, с XV века, появляются изображения святого, в которых два сюжета, названных выше, объединяются. Т.е., св. Георгий изображается верхом на коне, одновременно, и змия копьём попирающий, и отрока спасающий. Такие изображения были популярны на Балканах и в Малой Азии.
В XIII и XIV веках получает развитие ещё один тип изображения св. Георгия Победоносца. Это, так называемые, "житийные" иконы. В них, в центре, помещается полнофигурное изображение святого или изображение святого верхом на коне, поражающим копьём змия, а в клеймах иконы - сцены из его жития (как правило, сцены мученичества). Он поистине великий мученик за Христа, а потому Победоносец!
Просмотр содержимого документа
«Формирование основных иконографических типов образа святого великомученика Георгия Победоносца (память совершается: 6 мая и 9 декабря)»
1. Св. Георгий – как высокопоставленный придворный – мученик
Икона. Богоматерь с младенцем и свв. Феодором и Георгием.
Вторая половина VI века. Синай. Монастырь св. Екатерины
Византийская мозаика. XII век. Греция. Афон. Монастырь Ксенофонт
Оплечная икона. Начало XIII века. Синай. Монастырь св. Екатерины
Византийская мозаика. XIVвек. Турция. Стамбул. Монастырь Хора
2. Св. Георгий – святой воин
Новгородская икона. XI век. Успенский собор Московского Кремля
Новгородская икона. XII век. Государственная Третьяковская галерея
Византийская икона. XIVвек. Греция. Афон. Монастырь Ватопед
Византийская икона. XIVвек. Греция. Афон. Монастырь Ватопед
Византийская икона. XIVвек. Греция. Афины. Византийский и христианский музей
3. Св. Георгий: чудо о змие и чудо о спасении отрока
Византийская икона. Чудо св. Георгия о спасении отрока. XIII век.
Британский музей. Лондон
Византийская икона. Чудо св. Георгия о змие. XIVвек. Кипр.
Музей Византийского искусства
Новгородская икона. Чудо св. Георгия о змие. XIVвек. Государственный Русский музей
Новгородская икона. Чудо св. Георгия о змие. XVвек.
Государственная Третьяковская галерея
Икона. Двойное чудо св. Георгия. XIX век. Ливан. Спасский монастырь
Икона. Двойное чудо св. Георгия.
4. «Житийные» иконы св. Георгия
Икона. XIII век. Синай. Монастырь св. Екатерины
Икона из Успенского собора г.Димитрова. XVI век.
Икона. XIVвек. Государственный Русский музей