СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование представлений о ЗОЖ в системе работы хореографического ансамбля.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и подростков, профилактика негативных явлений в систее работы хореографического ансамбля.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о ЗОЖ в системе работы хореографического ансамбля.»

Формирование представлений о ЗОЖ в системе работы хореографического ансамбля.

Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и подростков, профилактика негативных явлений в молодёжной среде являются одними из приоритетных в деятельности педагогических коллективов образовательных организаций.

Процесс обучения ребёнка в хореографическом коллективе в большой степени решает задачу реализации параметра ЗОЖ – создание оптимального двигательного режима для физического здоровья и развития ребёнка. Планомерные систематические тренировки с постепенно возрастающей нагрузкой развивают мышцы, укрепляют связки, придают гибкость, подвижность суставам. У детей вырабатывается правильная осанка, походка, исправляются физические недостатки. Под воздействием движений улучшается функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. Во время выполнения движений детьми активно формируются нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость. Обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от выполнения новых и интересных упражнений. Танцы развивают естественную грацию, музыкальность, ритмичность, выразительность и артистичность. С первых шагов в ансамбле ребенку прививается серьезное и ответственное отношение к работе, понимание, что без труда, без преодоления себя, не бывает личностного и профессионального роста. Дети учатся дорожить временем, помогать друг другу. В результате у детей проявляется устойчивый интерес к занятиям хореографией, привычка к организации своего досуга, к работе в команде (коллективе).

Программами обучения и воспитания в коллективах, как правило, предусмотрено воспитание бережного отношения, прежде всего к традиционной хореографической культуре, музыкальному и песенному наследию, народному сценическому костюму, а также интерес и уважение к культуре других народов. Привитие культуры общения, уважения к сверстникам и старшему поколению, аккуратности».

То есть в процессе выполнения программ прорабатываются и другие параметры. Так понятия о рациональном режиме занятий (труда) и отдыха дети получают как непосредственно на занятии, когда из урока в урок педагогами используется принцип чередования нагрузок, так и режиме организации рабочего дня, когда школьная нагрузка (в основном дети сидят), сменяется физической активностью на занятиях хореографией.

Понятие о рациональной организации учебной (трудовой) деятельности ребёнок может сформировать, наблюдая, например, процесс подготовки коллектива к концертным выступлениям, и учиться организовывать ежедневное распределение своего времени для достижения собственных позитивных результатов деятельности.

Соблюдение норм и правил психогигиены очень эффективно прорабатывается в процессе коллективной работы. Специфика работы танцевального ансамбля предполагает создание дружной, рабочей и доброжелательной атмосферы для достижения определённых результатов. А также достаточно быстро вырабатывается повышенная степень стрессоустойчивости, позволяющая детям быстро адаптироваться и в других жизненных ситуациях, что можно считать профилактикой аутоагрессии.

Понятие сексуальной культуры прививается с первых занятий через определённые правила поведения в балетном зале, требования к внешнему виду и причёске. В дальнейшем, эту работу выполняет само танцевальное искусство. Женская манера исполнения танцевальных элементов отличается от мужской, разными являются и задачи исполнителей при работе в паре. Дальнейшее знакомство с традиционной культурой, народными традициями помогает формированию системы социально-психологических установок, позволяющих в будущем рассчитывать на способность нынешних воспитанников к рациональному планированию семьи.

В системе параметров ЗОЖ есть такие направления деятельности, на которые эффективно воздействовать через систему воспитательной работы.

С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Мыслители древности Гиппократ, Цельс, Гален и другие посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному ее потреблению. Выдающийся ученый Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости.

Рациональное питание имеет особенное значение для детей, занимающихся хореографией. Важно воспитывать в учениках понимание необходимости внимательного отношения как к своему рациону (например, пить чистую воду во время занятий или не использовать в качестве перекусов вредные для здоровья изделия). Очень важными являются практические навыки по организации режима питания. Полезно уметь контролировать необходимое количество пищи и время приема пищи для исключения неприятных и даже вредных ситуаций. Легче всего информация воспринимается в доверительных беседах с детьми, полезны также рекомендации врачей и диетологов, различные информационные сообщения о пользе и вреде продуктов. Очень эффективны беседы с родителями.

В системе дополнительного образования организационные мероприятия создают дополнительные условия для более внимательного отношения к здоровью детей, особенно в хореографических коллективах. Посещать занятия могут дети без противопоказаний по здоровью, что подтверждается справкой от врача. Кроме того в процессе обучения по методикам А.Я.Вагановой, Т.Ткаченко, К. Зацепиной, Г.Базаровой у воспитанников есть возможность изучать и «чувствовать» своё тело. Они более глубоко знакомятся с анатомией, на практике познают сложную работу двигательного аппарата человека, прорабатывают правила безопасной работы на занятиях и концертах, получают знания о необходимых действиях в случае травмы. Это приучает их с ответственностью относиться к личному здоровью и здоровью своих товарищей.

Важным моментом в воспитательной работе является профилактика в детском коллективе таких негативных явлений, как курение, употребление спиртного и наркотиков. В этом вопросе, по мнению ученых-психологов А.А.Ухтомского, А.Е.Личко, В.С.Битенского, нужен очень грамотный подход в донесении информации до учеников должным образом, исключая проявление повышенного интереса с опасностью «попробовать» на себе действие опасных веществ. Сотрудничество педагогов с докторами и психологами поможет грамотно выстроить работу в этом направлении.

Очень кропотливой является работа по воспитанию стабильных навыков в соблюдении правил личной гигиены. В решении этой задачи необходимо тесное сотрудничество с родителями детей. Работа в балетном зале всегда связана с активным потоотделением, присутствием пыли, тактильными контактами с большим количеством людей. В этих условиях следование правилам личной гигиены будет залогом здоровья. Рекомендации по закаливанию детей также согласовываются с родителями

Таким образом, мы видим, что в режиме работы детского хореографического коллектива программа формирования у детей представлений о ЗОЖ не имеет четкой структуризации, как отдельное направление деятельности. Но практически все параметры системы прорабатываются в процессе учебно-воспитательной работы.