1 | Ф.И.О | Крылова Надежда Васильевна |
2. | Категория | Высшая квалификационная категория. |
3 | Школа | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» |
4 | Должность | учитель биологии |
5 | Программа инновационной деятельности | Формирование развитой, творческой личности на уроках биологии с помощью нестандартных подходов . |
6 | Основная идея инновации | Инновации, как элемент творческого процесса, позволяет значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса. |
7 | Цель, задачи | Главной целью инновационных технологий, является проект «Перевернутый класс». Домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции и объяснения разбираются учениками самостоятельно дома при помощи видео уроков и презентаций. Задачи: Дать возможность учащимся осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока Научить учащихся общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий |
8 | Предполагаемые результаты | Использование данного опыта позволяет повысить уровень мотивации к изучению биологии, помочь в формировании самостоятельности развитой и творческой личности; |
9 | Результативность (над чем еще следует работать) | Технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество учителя и обучающихся во время учебного процесса. Технология Перевернутый урок» позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло самостоятельного получения знаний. |
Из опыта работы
Методы обучения
Словесные
Метод дискуссии: вопросы учителя или учащихся, требующие размышлений, обмена мнениями.
Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, видео, презентациями, при этом составляя план, таблицы, схемы.
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам.
Метод эвристической беседы: учащиеся решают проблемные вопросы и получают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений в онлайн.
Метод проблемного изложения: проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя и побуждая учащихся к логическому мышлению.
Метод решения расчетных и логических задач: учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные или логические задачи, требующие вычислений, размышлений и умозаключений.
Наглядные
Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем онлайн методические рекомендации и материалы к уроку.
Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов, работе с соответствующими компьютерными программами (электронный учебник Учебник Биология» 10-11 классы» Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы).
Создание компьютерных презентаций
Результативность выбранной технологии
«Перевернутый класс»
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться
и развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
Перевернутый урок – это одна из форм смешанного обучения. Образовательные технологии и учебная деятельность – вот две основные компоненты перевернутого урока. Они существенным образом меняют обучающую среду.
Модель «Перевёрнутый класс» я использовала в 11б классе, где учащиеся незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом классе весь коллектив работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: я, как учитель предоставляю доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения.
Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По-моему мнению, такой подход является намного эффективней традиционного.
Какого уровня достигают ученики, которых учат традиционно? Главное для педагога на уроке - чтобы ученики запомнили и поняли. На большее не хватает времени. Если же учитель пытается поднять учеников выше с помощью домашних заданий, то самое сложное (применение, анализ, синтез и оценка) им приходится делать самостоятельно. Нужно ли в этом случае удивляться, что многие учащиеся просто не могут выполнить домашние задания, в результате демонстрируют низкое качество знаний.
Исходя из вышесказанного, я подошла к тому, что обучение стоит «перевернуть».
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
Ученик – активный участник учебной деятельности | Учитель –направляющее звено. |
Дома учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом: осваивают материал в индивидуальном темпе; отсутствуют временные ограничения; возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий. | Подготовка несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из Интернета) |
На уроке выполняют задания на закрепление посредством общения с одноклассниками и педагогом. | На уроке имеется возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. |
Критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения | Проблемы, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока, можно попробывать решить на «перевернутом» |
Синтез обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создаёт, выражает гипотезу Анализ анализирует, находит связь, классифицирует, сравнивает, группирует, систематизирует использует, решает, экспериментирует, делает прогноз | На обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом |
Применение объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры | На уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. |
Понимание Знание перечисляет, воссоздаёт, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает | Продумывает критерии оценивания работ учеников, учитывая возможность самооценки |
Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.
Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. При организации «Перевернутого класса»:
Составляю базу электронных адресов учащихся.
Составляю план проведения перевернутых уроков биологии в соответствии с календарно- тематическим планированием, разрабатываю конспект перевернутого урока.
Создаю видеоресурсы с заданиями (или подбираю готовые), направленные на развитие навыков высокого порядка (рекомендуемые сайты: https://interneturok.ru/, https://infourok.ru/ , http://school-collection.edu.ru/collection)
«Редкие и исчезающие животные» - http://plant.geoman.ru
«Вся биология»- http://www.sbio.info
«Биология животных» - http://www.theanimalworld.ru/
«Анатомия человека» http://www.anatomus.ru/
"Наследственная информация и реализация ее в клетке";
"Беспозвоночные животные" - http://www.sbio.info
"Возникновение и развитие человека" - http://edu.greensail.ru
Продолжительность видео — не более 10 мин.
За 3–4 дня до урока рассылаю видео к уроку с указанием места онлайн-хранилища или ссылку на интернет-ресурс.
Для полного усвоения изученного материала учащимися на уроке использую групповые виды работ.
Уроки «переворачиваю»
Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождаю четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
Обязательно сопровождаю каждое учебное видео заданием.
Привлекаю учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.
Какие возможности даёт перевернутое обучение?
Проявить творчество, индивидуальность преподавателю и ученику.
Избежать формального подхода к проведению уроков
Задействует различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом , но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Сокращает время обучения
Суть модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроках, а не к скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке.
При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.).
Школа использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяет значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Я считаю, что использование модели «Перевернутый класс» является одним из возможных путей повышения качества знаний. Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».