На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Как считают ученые [1,2 и др.] Формирование ценностных ориентиров на сбережение здоровья возможно посредством содержания естественнонаучного образования. Оно является тем полем, на котором выстраивается процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ),взращивается личность и создаются здоровьеформирующие образовательные технологии. Предметы естественного цикла дают возможность в полной мере представить обучающимся информацию о факторах, обуславливающих здоровье человека.
Биология является приоритетной школьной дисциплиной в вопросах овладения знаниями о здоровье и здоровом образе жизни; формирование ценностных ориентаций на сбережение здоровья, трудоспособности в течении всей жизни; развития социально значимых качеств личности, способных противостоять асоциальному поведению и социально-патологическим привычкам.
Интеграция может быть как межпредметной, так и внутрипредметной. Элементы последней представлены в таблице 1. Данный материал может быть использован при изучении биологии в 6-8 классах основной школы.
Раздел\Тема | Элементы содержания |
Органы и системы органов | |
Корневые системы Видоизменения корней | Значение обработки почвы, правильное внесение удобрений, Азотные удобрения и нитраты в продуктах питания. Морковный и свекольный соки, приготовление для использования |
Передвижение веществ по стеблю | Влажность воздуха и здоровье |
Простые и сложные листья | Эстетическое значение листопада |
Плоды. Значение и разнообразие | Значение плодов в жизни человека |
Питание и пищеварение | |
Значение фотосинтеза | Роль зеленых растений в жизни человека |
Размножение | |
Приспособленность плодов и семян к распространению в природе | Аллергические реакции во время «Тополиной метели» |
Опыление. Двойное оплодотворение | Аллергическая реакция во время цветения растений |
Природные сообщества | |
Роль растений в жизни человека | Эстетическое и лекарственное значение растений |
Роль бактерий в природе и жизни человека | Полезные бактерии и их роль в укреплении здоровья. Бактерии как причина аллергии, болезнетворные бактерии, борьба с ними. |
Царство грибы | Грибы как источники белка. Ядовитые грибы и грибы-мутанты наших лесов. Оказание доврачебной помощи при отравлении грибам. Лекарственные и болезнетворные свойства плесневых грибов, целебные свойства чаги, дрожжи, их значение. Антибиотики |
Лишайники | Лишайники- индикаторы состояния окружающей среды |
Царство растения | |
Низшие растения | Роль водорослей в газообмене атмосферы, значение их в медицине (агар-агар, йод), питании человека |
Высшие растения | Сфагнум и лечение ран. Значение папротникообразных в медицине и жизни человека |
Отдел голосеменные | Роль голосеменных в природе и жизни человека |
Отдел покрытосеменные | |
Класс двудольные | |
Семейство бобовые | Соя, фасоль, горох- источники растительного белка |
Раздел\Тема | Элементы содержания |
Семейство пасленовые | Чемпионы витаминов и ядовитые лекари |
Семейство розоцветные | Фруктовые соки и здоровье |
Класс однодольные | |
Семейство злаки | Пыльца злаков- причина аллергии |
Семейство лилейные | Значение фитонцидов в сохранении здоровья |
Царство животные | |
Тип простейшие | Как уберечься от болезней, которые вызывают простейшие |
Тип кишечнополостные | Регенерация у кишечнополостных, осторожность при встрече |
Тим плоские черви | Соблюдение правил личной гигиены- лучшая мера профилактики |
Тип круглые черви | Меры профилактики аскаридоза |
Тип кольчатые черви | Роль кольчатых червей в почвообразовании |
Тип моллюски | Соблюдение питьевого режима. Кальмары и другие моллюски- ценные пищевые продукты |
Тип членистоногие | |
Класс ракообразные | Лекарственные препараты, изготовленные из панцирей крабов |
Класс паукообразные | Клещи – переносчики и возбудители многих опасных болезней человека |
Класс насекомые | Эстетическое значение чешуйчатокрылых. Заболевания, переносимые двукрылыми, и их профилактика. Продукты жизнедеятельности медоносной пчелы (мед, прополис, пчелиный яд) и их значение |
Надкласс рыбы | Рыбы как источник микроэлементов и полноценных белков. Рыбий жир- источник витамина D. Эстетическое значение аквариумных рыб. Рыбалка- отличных отдых. Меры предосторожности при встречах с опасными рыбами |
Класс пресмыкающихся | Значение змеиного яда в медицине. Оказание доврачебной помощи при укусах змеи |
Класс птицы | Эстетическое значение птиц. Пух, перья и желток- как источники аллергии. Яйцо и мясо птиц- ценный пищевой продукт. Меры профилактики сальмонеллза |
Класс млекопитающие | Профилактика заболеваний, переносимых млекопитающими. Шерсть домашних животных как причина аллергии. Молочные и мясные продукты как источники полноценных белков |
Человек и его здоровье |
Раздел\Тема | Элементы содержания |
Координация и регуляция деятельности организма человека | Профилактика эндокринных заболеваний. Продукты питания, богатые йодом. Построение родословной для выявления предрасположенности к сахарному диабету. Стресс, плохой сон, болезни, умственное переутомление, эмоциональные перегрузки- враги нервной системы. Гимнастика для глаз. Полезно ли слушать музыку через наушники. Хронические заболевания носоглотки и состояние органов слуха. Больные зубы и слух. Обонятельная память и состояние организма |
Опора и движение | Упражнения, стимулирующие рост костей. Упражнения, стимулирующие развитие определенных групп мышц. Упражнения для формирования правильной осанки. Как определить степень правильности осанки. Как выявить плоскостопие. Упражнения, укрепляющие свод стопы. Упражнение, снимающие утомление мышц спины. |
Внутренняя среда организма | Вещества, успокаивающие свертывание крови, и вещества, замедляющие свертывание крови. Сколько необходимо съедать соли и почему. Средства укрепления иммунитета. Иммунитет и образ жизни. Роль витамина С и молочных продуктов в профилактике железнодефицитной анемии |
Транспорт веществ | Стресс и его последствия. Значение тренировки сердечной мышцы, питание и сердце. Факторы, расширяющие и сужающие кровеносные сосуды. Питание и сосуды. Профилактике атеросклероза. Стресс и артериальное давление. Продукты питания, снижающие и повышающие артериальное давление. |
Дыхание | Состояние сосудаов курящего и употребляющего спиртные напитки человека. Как бросить курить. Необходимость увлажнения воздухав жилом помещении в зимнее время года. Разрушение сурфактанта веществами табачного дыма. Курение и легочная недостаточность. Необходимость проветривания помещения. Дыхательные упражнения и здоровье. Упражнения, увеличивающие жизненную емкость легких. Значение двигательной активности. Профилактика заболеваний органов дыхания. Как облегчить состояние и ускорить выздоровление. Значение янтарной и аскорбиновой кислоты. |
Пищеварение | Роль питательных веществ и пищевых продуктов в укреплении здоровья. Связь между состоянием зубов и здоровьем. Причины разрушении зубов у курильщиков. Состояние слизистой оболочки ротовой полости и языка как показатель здоровья. Влияние слишком горячее и слишком холодной пищи на состояние желудка. Причины возникновения гастрита и язвы желудка. Как можно нарушить и восстановить микрофлору кишечника. Что такое «Нормальный стул» и почему это необходимо знать. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Диеты, здоровое питание. Спорт и питание |
Обмен веществ | Роль органических веществ в развитии и правильном формировании организма человека. Сколько необходимо ежедневно и почему. Роль минеральных веществ в сохранении здоровья и продукты питания, в которых они содержаться. Какие продукты питания могут обеспечиваться круглый год витаминами в условиях Сибири. Сибирский чай как источник витаминов. «Зеленая аптека» на сибирском подоконнике. Полноценное и сбалансированное питание- одно из условий сохранения здоровья. Как в условиях современной жизни построить режим питания. Всегда ли надо доверять красивым и ярким упаковкам. |
Выделение | Соотношение соли и воды в организме. Вещества, ускоряющие мочеобразование. Функциональное состояние мочевыделительной системы и артериальное давление. |
Покровы тела | Что можно узнать о состоянии здоровья по состоянию своей кожи. Чем полезен точечный массаж кожи и стопы. Благотворное влияние воздуха и воды на кожу и состояние волос на голове как отражение состояния здоровья |
Размножение и развитие | Половые гормоны и осознание принадлежности к своему полу. Гигиена органов размножения. Что нужно знать девкам о мальчиках и мальчикам о девочках. Гигиена беременной женщины. Могут ли окружающие курить в ее присутствии. Бережное и заботливое отношение к беременной женщине – одно из условий рождения здорового ребенка. Почему желанный ребенок всегда здоровее не желанного. Как создать условия для полноценного развития ребенка. «Критически» периоды в развитии ребенка. Доброжелательная обстановка в семье, положительный пример родителей – условия нормального развития ребенка |
Высшая нервная деятельность | Любимый вид деятельности и выбор профессии. Правила гигиены сна. Что можно и чего нельзя делать перед сном. Биологические ритмы. Гигиена умственного труда. Приемы активизации мыслительной деятельности и облегчающие запоминание |
Таким образом, создавая условия для активации здоровьеформирующего потенциала предмета «Биология», можно добиться повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, сформировать мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повысить уровень практических умений и навыков ведения здорового образа жизни. Хочется верить, что научившись ценить и беречь свое здоровье, обучающиеся будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твердо убеждены в неприкосновенности чужого достоинства, комфорта и благополучия.