Государственное бюджетное учреждение
общеобразовательная организация Запорожской области
«Тополинская средняя общеобразовательная школа»
Васильевского района
Доклад
на тему:
«Формирование универсальных учебных действий школьников через использование современных образовательных технологий».
учителя начальных классов
Худолий Татьяны Николаевны
Тополиное 2024
Только посредством образования
может человек стать человеком.
Иммануил Кант
Методическая тема, над которой я начала работать с 2022 года: «Формирование универсальных учебных действий школьников через использование современных образовательных технологий».
Главная цель работы над темой: сформировать у школьников универсальные учебные действия (далее УУД) (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), позволяющие учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию.
Задачи:
Изучение и реализация новых образовательных стандартов, программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.
Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.
Повышение квалификации на семинарах и курсах различного уровня.
Применение на уроках современных педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.
Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение школьников к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
Основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.).
Системно-деятельностный подход обеспечивает не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, но и формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), что на сегодня является одной из главных задач образования. Я изучила принципы системно-деятельностного подхода, стала применять их, а также современные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности. Особое внимание уделила следующим технологиям:
технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
технологии продуктивного чтения,
технологии проблемно-диалогического обучения,
информационно-коммуникационным технологиям (далее ИКТ),
здоровьесберегающим технологиям.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию УУД:
личностных (знание моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделить нравственный аспект поведения; ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
познавательных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
регулятивных (понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы);
коммуникативных (осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания);
предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, применение данной технологии обеспечивает включение каждого школьника в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Ученики не сидят пассивно, слушая меня, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а я координирую их работу.
В ходе изучения и применения методов и приёмов данной технологии на уроках мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.
Стадия вызова - «Кластер» , «Интеллектуальная разминка (опрос)», «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос» ,«Верите ли вы , что…» , «Верные и неверные утверждения», Сюжетные таблицы-ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал)
Стадия осмысления - «Инсерт или «Чтение с пометами» , «Дерево предсказаний», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» , метод «Думательных шляп» , «Кластер» , Сюжетные таблицы-ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия рефлексии - «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», Сюжетные таблицы-ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), Ромашка вопросов «Верные и неверные утверждения».
Применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, уровень их речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
В следующей таблице представлены мониторинговые исследования школьников по направлению «Развитие умения работать с информацией»:
Уровень развития | Умение систематизировать материал | Умение устанавливать причинно-следственные связи |
4 класс | 4 класс |
Допустимый | 59,2 % | 68,2% |
Средний | 31,8% | 22,7% |
Низкий | 9 % | 9,1% |
Технология проблемно-диалогического обучения
Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование у школьников умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
С помощью проблемно-диалогической технологии я учу учеников ставить и решать проблемы.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением» и возникшие с «затруднением».
Технология продуктивного чтения
Данная технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-составлять различные виды плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного);
-подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а моя роль, роль учителя, всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ)
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого детьми используются:
обмен презентациями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат в «Сферуме», чат в ВК).
Эта технология помогает мне создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. С помощью ИКТ я создаю дидактические материалы (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.), презентации на определённую тему по учебному материалу, использую готовые программные продукты, интернет-ресурсы при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования, создаю мониторинги по отслеживанию результатов обучения и воспитания.
В своей работе я активно демонстрирую презентации, активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, улучшаю темп и течение занятия. Все, что есть на компьютере, демонстрируется на экране телевизора. У меня есть возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.
Конечно, я не забываю о том, что ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ мною чётко продумывается и дозируется. Планируя урок (работу) в начальной школе, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.
Активно использую ИКТ в целях самообразования.
Большое внимание уделяю чтению и просмотру электронных и печатных периодических изданий по педагогике, психологии. Имею дипломы за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов.
Зарегистрирована на разных образовательных сайтах.
Здоровьесберегающие технологии
Неотъемлемой частью моей работы является использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки включаю физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физминутки для зрения.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма и активизирует детей. Смена поз может происходить 2–3 раза в течение урока.
Особое внимание уделяю воздушному режиму в классной комнате. Провожу также экскурсии в парк в разные временные сезоны, участвуем в спортивных мероприятиях.
Создаю благоприятный психологический климат на своих уроках. А это значит, что предупреждается утомление обучающихся, с другой стороны появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот некоторые из приёмов, которые я использую в своей работе.
Дети входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Я убеждена, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Мониторинг сформированности УУД
О том, что использование технологий деятельностного типа позволяет мне достичь хороших результатов, говорят результаты мониторинга сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников.
Отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
УУД | Методика | Цель |
Личностные УУД | Анкета по оценке уровня школьной мотивации Лускановой. | выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. |
Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». | выявление нравственных представлений учеников. |
Регулятивные УУД | «Тест простых поручений». | определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия. |
Познавательные УУД | «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». | выявить уровень развития словесно-логического мышления |
Коммуникативные УУД | «Рукавички». | выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. |
Эта таблица показывает, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У двух учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у пяти учеников – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах.
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД у моих школьников.
Результаты работы над данной темой
1. Мои учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Мои ученики умеют работать в группах, а это значит, что у них сформированы коммуникативные и личностные УУД.
3. У моих учеников высокий уровень мотивации к обучению.
4. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям. А это значит, что у них сформированы личностные УУД.
5. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.
6. Высокие показатели качества обучения.
7. Позитивные отзывы родителей обучающихся о моей работе. Большинство родителей считает, что класс, в котором учатся дети, дружный и замечательный.
10. Позитивные результаты внеурочной деятельности.
Следовательно, использование современных образовательных технологий деятельностного типа, методов и приемов способствует развитию у школьников УУД.