ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Формирование универсальных учебных действий на уроках географии»
Выполнили слушатели группы 4.3.4.
«Современные образовательные технологии преподавания географии и их методическое сопровождение»
Самсонова Наталия Алексеевна, учитель географии МОУ «Школа №1 города Ясиноватая»,
Воробьева Елена Ивановна, учитель географии МОУ «Школа № 6 города Ясиноватая»
Руководитель выпускной работы
Давыдов Антон Васильевич ___________________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, ученая степень, звание, должность)
Работа допущена/не допущена __________
(подпись)
Донецк, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………….……………………………...….…3
Раздел 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий …………………………………………………………………………..5
Понятие и функции универсальных учебных действий ………………..5
1.2. Формирование универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования ……………………………………………………………..8
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий…………………………………………………………………...11
Раздел 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в старшей школе ……… …...............................................................14
2.1. Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии……………………………………………..…14
2.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках географии…………………………………………………………………….…..18
2.3. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии…………………..…………………………………………….21
2.4. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии………………………...………………………………………23
Заключение………………………………..………………………………….......27
Список использованной литературы ………………….……………...…….….29
Введение
Современное состояние школьной практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам. В Государственных образовательных стандартах ставится задача воспитания и развития подрастающего поколения, готового к активности, творческой самостоятельности и социальной ответственности. В этой связи школа переориентируется на новую оценку своей деятельности: не знания рассматриваются как результаты обучения, а уровень готовности школьника применять усвоенные знания и умения в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др.).
На практике перед учителем географии поставлена сложная и важная методическая задача - организовать такую деятельность учащихся, которая обеспечит достижение нового образовательного результата, развитие их личностных качеств и готовности применять географические знания в жизни и практической деятельности.
Цель исследования: изучить методику формирования универсальных учебных действий на уроках географии.
Задачи: 1. На основе анализа нормативной, педагогической и методической литературы раскрыть понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий.
2. Проанализировать учебно-методическую литературу по теме исследования.
3. Выявить место универсальных учебных действий в обучении географии.
Объект исследования: универсальные учебные действия в курсе географии.
Предмет исследования: особенности формирования у обучающихся универсальных учебных действий в процессе изучения курса географии.
В данной работе нами были использованы такие методы научного исследования, как анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение научной литературы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что формирование универсальных учебных действий актуально на ступени среднего общего образования, так как является условием успешного личностного развития обучающихся. Также данное исследование можно использовать в практической деятельности учителей географии.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы включает 47 источников.
В первой главе рассмотрены теоретические основы универсальных учебных действий; понятие, функции, состав, характеристики и условия формирования универсальных учебных действий в обучении географии, а также проводится анализ учебно-методической литературы.
Во второй главе приведены примеры заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках географии в старшей школе.
Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной видами деятельности.
Раздел 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
Понятие и функции универсальных учебных действий
Образование вступило в период кардинальных перемен во всех сферах государственной и общественной жизни. Школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену модели знаний, умений и навыков пришел Государственный образовательный стандарт нового поколения, разработанный на основе системно-деятельностного подхода, который способствует развитию универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий составлена на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым по руководством А.Г. Асмолова [1].
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса [2].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Теоретико-методологической основой разработки Государственных стандартов общего образования служит культурно-исторический системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. [2]
В данной школе раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям. [8]
Таким образом, программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Психологический анализ процессов, происходящих в ходе обучения, позволяет ставить в качестве задачи современной системы образования освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [10]
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [2]
Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний, умений, навыков, отражающих уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом, подчеркивающим способность ученика решать проблемы в ряде базовых сфер, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. [6]
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. [1]
1.2. Формирование универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования.
Универсальные учебные действия целенаправленно формируются в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрастах и достигают высокого уровня развития к моменту перехода обучающихся на уровень среднего общего образования. Помимо полноты структуры и сложности выполняемых действий, выделяются и другие характеристики, важнейшей из которых является уровень их рефлексивности (осознанности). Именно переход на качественно новый уровень рефлексии выделяет старший школьный возраст как особенный этап в становлении УУД.
Для удобства анализа универсальные учебные действия условно разделяют на регулятивные, коммуникативные, познавательные. В целостном акте человеческой деятельности одновременно присутствуют все названные виды универсальных учебных действий. Они проявляются, становятся, формируются в процессе освоения культуры во всех ее аспектах.
Процесс индивидуального присвоения умения учиться сопровождается усилением осознанности самого процесса учения, что позволяет подросткам обращаться не только к предметным, но и к метапредметным основаниям деятельности. Универсальные учебные действия в процессе взросления из средства (того, что самим процессом своего становления обеспечивает успешность решения предметных задач) постепенно превращаются в объект (в то, что может учеником рассматриваться, анализироваться, формироваться как бы непосредственно). Этот процесс, с одной стороны, обусловлен спецификой возраста, а с другой – глубоко индивидуален, взрослым не следует его форсировать. На уровне среднего общего образования в соответствии с цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения новых задач (учебных, познавательных, личностных). На этом базируется начальная профессионализация: в процессе профессиональных проб сформированные универсальные учебные действия позволяют старшекласснику понять свои дефициты с точки зрения компетентностного развития, поставить задачу доращивания компетенций.
К уровню среднего общего образования в еще большей степени, чем к уровню основного общего образования, предъявляется требование открытости: обучающимся целесообразно предоставить возможность участвовать в различных дистанционных учебных курсах (и это участие должно быть объективировано на школьном уровне), осуществить управленческие или предпринимательские пробы, проверить себя в гражданских и социальных проектах, принять участие в волонтерском движении и т.п.
Динамика формирования универсальных учебных действий учитывает возрастные особенности и социальную ситуацию, в которых действуют и будут действовать обучающиеся, специфику образовательных стратегий разного уровня (государства, региона, школы, семьи).
При переходе на уровень среднего общего образования важнейшее значение
приобретает начинающееся профессиональное самоопределение обучающихся (при том, что по-прежнему важное место остается за личностным самоопределением). Продолжается, но уже не столь ярко, как у подростков, учебное смыслообразование, связанное с осознанием связи между осуществляемой деятельностью и жизненными перспективами. В этом возрасте усиливается полимотивированность деятельности, что, с одной стороны, помогает школе и обществу решать свои задачи в отношении обучения и развития старшеклассников, но, с другой, создает кризисную ситуацию бесконечных проб, трудностей в самоопределении, остановки в поиске, осуществлении окончательного выбора целей.
Недостаточный уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий к началу обучения на уровне среднего общего образования существенно сказывается на успешности обучающихся. Переход на индивидуальные образовательные траектории, сложное планирование и проектирование своего будущего, согласование интересов многих субъектов, оказывающихся в поле действия старшеклассников, невозможны без базовых управленческих умений (целеполагания, планирования, руководства, контроля, коррекции). На уровне среднего общего образования регулятивные действия должны прирасти за счет развернутого управления ресурсами, умения выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях, в конечном счете, управлять своей деятельностью в открытом образовательном пространстве.
Развитие регулятивных действий тесно переплетается с развитием коммуникативных универсальных учебных действий. Старшеклассники при нормальном развитии осознанно используют коллективно-распределенную деятельность для решения разноплановых задач: учебных, познавательных, исследовательских, проектных, профессиональных. Развитые коммуникативные учебные действия позволяют старшеклассникам эффективно разрешать конфликты, выходить на новый уровень рефлексии в учете разных позиций. Последнее тесно связано с познавательной рефлексией. Старший школьный возраст является ключевым для развития познавательных универсальных учебных действий и формирования собственной образовательной стратегии. Центральным новообразованием для старшеклассника становится сознательное и развернутое формирование образовательного запроса.
Открытое образовательное пространство на уровне среднего общего
образования является залогом успешного формирования УУД. В открытом
образовательном пространстве происходит испытание сформированных компетенций, обнаруживаются дефициты и выстраивается индивидуальная программа личностного роста. Важной характеристикой уровня среднего общего образования является повышение вариативности. Старшеклассник оказывается в сложной ситуации выбора набора предметов, которые изучаются на базовом и углубленном уровнях, выбора профиля и подготовки к выбору будущей профессии. Это предъявляет повышенные требования к построению учебных предметов (курсов) не только на углублённом, но и на базовом уровне. Учителя и старшеклассники нацеливаются на то, чтобы решить две задачи: во-первых, построить системное видение самого учебного предмета и его связей с другими предметами (сферами деятельности); во-вторых, осознать учебный предмет как набор средств решения широкого класса предметных и полидисциплинарных задач. При таком построении содержания образования создаются необходимые условия для завершающего этапа формирования универсальных учебных действий в школе.
1.3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий
Основные требования ко всем форматам урочной и внеурочной работы, направленной на формирование универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования:
– обеспечение возможности самостоятельной постановки целей и задач в предметном обучении, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
– обеспечение возможности самостоятельного выбора обучающимися темпа, режимов и форм освоения предметного материала;
– обеспечение возможности конвертировать все образовательные достижения обучающихся, полученные вне рамок образовательной организации, в результаты в форматах, принятых в данной образовательной организации (оценки, портфолио и т. п.);
– обеспечение наличия образовательных событий, в рамках которых решаются задачи, носящие полидисциплинарный и метапредметный характер;
– обеспечение наличия в образовательной деятельности образовательных событий, в рамках которых решаются задачи, требующие от обучающихся самостоятельного выбора партнеров для коммуникации, форм и методов ведения коммуникации;
– обеспечение наличия в образовательной деятельности событий, требующих от обучающихся предъявления продуктов своей деятельности.
Задачи должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения:
а) объяснять явления с научной точки зрения;
б) разрабатывать дизайн научного исследования;
в) интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы.
На уровне среднего общего образования формирование познавательных
УУД обеспечивается созданием условий для восстановления
полидисциплинарных связей, формирования рефлексии обучающегося и формирования метапредметных понятий и представлений.
Для обеспечения формирования познавательных УУД на уровне среднего общего образования рекомендуется организовывать образовательные события, выводящие обучающихся на восстановление межпредметных связей, целостной картины мира. Например:
– полидисциплинарные и метапредметные погружения и интенсивы;
– методологические и философские семинары;
– образовательные экспедиции и экскурсии;
– учебно-исследовательская работа обучающихся, которая предполагает:
– выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий;
– выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не изучаемыми в школе: психологией, социологией, бизнесом и др.;
– выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом.
Раздел 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в старшей школе
2.1. Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий в обучении географии
Содержание курса географии обладает широким спектром возможностей, одной из главных – это формирование универсальных учебных действий в процессе обучения. К универсальным учебным действиям, которые осваиваются в процессе географического образования, можно отнести:
– умение пользоваться одним из языков общения – географической картой;
- умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве.
– владение научными географическими понятиями;
– умение делать анализ информации из различных источников, классифицировать ее и группировать;
– умение пользоваться современными информационными технологиями;
– Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики [5].
Но учителю географии важно знать и понимать, что формирование универсальных учебных действий определяется тремя положениями:
– Как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
– Происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
– УУД, их свойства и качества определяют эффективность процесса образования, в частности усвоение знаний и умений, а также формирование образа мира и основных видов компетентности обучающегося.
Чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие необходимо:
1. Сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию.
2. Сформировать понимание способа выполнения, соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом) основываясь на имеющемся опыте.
3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости провести коррекцию.
4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД. Следовательно, надо быть готовым планировать свою педагогическую деятельность так, чтобы универсальные учебные действия формировались и развивались, учитывая возрастные и психологические особенности учеников. Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий обучающихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной видами деятельности.
Формирование УУД, направленных на решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках единого образовательного процесса в ходе изучения структуры учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач в жизни. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство организованной учебной деятельности школьников. Формирование универсальных учебных действий создает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самовоспитания и самообразования [20].
Условия, обеспечивающие развитие и формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе, являются:
Необходимость выделения цели формирования УУД.
2. Установление связи универсальных учебных действий с географическим содержанием. Содержание современного урока географии пронизано различными действиями обучающихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и других видов деятельности. Поэтому необходимо для каждого урока проводить отбор преобладающих универсальных учебных действий в соответствии с предметным содержанием. Овладение обучающимися УУД происходит к контексте предмета, раскрывающего различные возможности для формирования УУД. Они, в свою очередь, определяются функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Предмет «География» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознанием своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. География – предмет в основном устный, поэтому на уроках проводятся дискуссии, оперирование различными фактами, использование доказательной базы для подтверждения своих гипотез, школьники учатся анализировать, сравнивать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи, также обучающиеся овладевают умениями ориентироваться на местности, использовать план и карту как источник информации, определять координаты, решать практические задачи, тем самым обучающиеся отрабатывают все виды УУД.
3. Планирование каждого этапа учебной деятельности. Основой современного урока выступает учебная деятельность. Учебная деятельность – это такая деятельность обучающегося, которая связана с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а также связана с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни [3].
Структура учебной деятельности тесно связана со структурой поурочного планирования (технологической карты урока), следовательно, главная задача учителя при планировании урока это организация деятельности обучающихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и оказание помощи в их решении, постановка учебных проблем и организация их решения, создание ситуации взаимодействия, помощь в понимании ценностей и усвоение ценностных установок [17].
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии.
Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей школьников в процессе обучения географии. Все изменения и различия при формировании универсальных учебных действий связаны с возрастными особенностями учеников, сменой ориентиров и характера учебной деятельности
Обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий.
3. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий. Организовать поэтапную отработку УУД, которая обеспечивает переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, а также от совместного действия с учителем или одноклассниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Опираясь на положение теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) и теории формирования приемов умственной деятельности и умственного развития обучающихся (Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.П. Герасимова, М.К. Ковалевская, В.А. Щенев), можно выделить основные этапы формирования умений при обучении географии [22].
4. Разработка системы учебных задач, направленных на освоении универсальных учебных действий. Главным условием при разработке системы учебных задач является учет специфики географического образования как составляющей общей культуры компетентной социально активной личности. Специфика географического образования проявляется в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать всевозможные источники информации и в применении методов географического познания и в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому важно учитывать классификации заданий по содержанию учебной деятельности обучающихся, проявлению творческой деятельности. Универсальные учебной действия формируются на уроках географии при помощи системы учебных задач и заданий. В методике обучения географии сложилась определенная классификация учебных заданий по различным основаниям. Но нужно помнить, что в содержании примерных и авторских рабочих программ некоторые действия не выделены отдельной строкой – они «встроены» в содержание учебного процесса. Поэтому учитель, разрабатывая свою рабочую программу для определенных классов и под определенный тип образовательного учреждения, самостоятельно выбирает форму организации учебной деятельности
2.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках географии.
На уровне среднего общего образования формирование регулятивных УУД обеспечивается созданием условий для самостоятельного целенаправленного действия обучающегося.
Для формирования регулятивных учебных действий целесообразно
использовать возможности самостоятельного формирования элементов индивидуальной образовательной траектории.
Например:
а) самостоятельное изучение дополнительных иностранных языков с
последующей сертификацией;
б) самостоятельное освоение глав, разделов и тем учебных предметов;
в) самостоятельное обучение в заочных и дистанционных школах и
университетах;
г) самостоятельное определение темы проекта, методов и способов его
реализации, источников ресурсов, необходимых для реализации проекта;
д) самостоятельное взаимодействие с источниками ресурсов:
информационными источниками, фондами, представителями власти и т. п.;
е) самостоятельное управление ресурсами, в том числе нематериальными;
ж) презентация результатов проектной работы на различных этапах ее
реализации.
Учитель формируя у школьников регулятивные учебные действия, опирается на поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Регулятивные действия дают возможность управления познавательной и учебной деятельностью с помощью постановки целей, планирования, контроля, коррекции, а также оценки успешности усвоения.
Задания для формирования регулятивных УУД в 10-11 классах.
1. Спробуйте «заглянуть» в будущее. Какой сценарий того, что нас ждет через 50 лет, вы можете дать? Аргументируйте свою позицию.
2. Постройте логическую цепочку движения страны от аграрной до постиндустриальной.
3. Спрогнозируйте направления развития хозяйства мира на последующие 50 лет.
4. Составьте схему «Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами».
5. Вы экскурсовод туристической фирмы «САМ». Проведите экскурсию «Объекты мирового культурного наследия».
6. Подготовьте выступление «Влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства».
7. Какие последствия для планеты может иметь увеличение загрязнения Мирового океана? Отобразите ход своих размышлений в виде схемы.
8. Где на планете есть наилучшие условия для использования энергии ветра, а где – энергии Солнца? Почему? Составьте картосхему, которая отобразит возможности использования ветровой и солнечной энергии.
9. Составьте туристический маршрут и краткий проспект («Приглашение к путешествию») по одному из регионов мира.
10. Подготовьте выступление «Зеленая революция» и ее последствия».
11. Постройте схему «Влияние отраслей мирового хозяйства на окружающую среду»
12. Составьте характеристику изменений, которые произошли в мировом потреблении топлива и энергетики. Постройте график. Объясните причины увеличения объемов использования атомной и альтернативных источников энергии.
13. Сделайте прогноз, какие изменения произойдут в структуре производства в ХХI веке. Объясните свои предсказания.
14. Подготовить проект «Быть миру на Земле»
15. На протяжении последних лет все большее значения имеет фармацевтическая промышленность. Так, объемы производства в этой отрасли увеличивались в три раза быстрее, чем в химической промышленности. Чем бы вы объяснили этот факт?
16. Известно, что влажные тропические леса являются «легкими» планеты. Именно от них во многом зависит климат Земли. И, несмотря на это, влажные тропические леса уничтожаются с феноменальной скоростью. При сохранении таких темпов в ближайшие 10-20 лет от этой экосистемы останутся лишь жалкие остатки. Почему уничтожаются эти леса? Каковы последствия уничтожения тропических лесов для человечества?
17.Докажите что среднеразвитые, постсоциалистические, и развивающиеся страны идут путем индустриализации развитых стран. Можна ли охарактеризовать этот процесс такими словами: развитые страны проложили широкую современную магистраль, которая ведет в будущее этот путь используют менее развитые страны, но для движения недостаточно знать направления, необходимы еще и современные виды транспорта, топливо, профессиональные водители, согласованность и желание всех участников «дорожного движения» двигаться вперед. Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры государств, в которых есть все необходимое для движения вперед.
18. Цены нефти, что добывается в Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, в 10-20 раз превышает ее себестоимость, что обеспечивает огромную прибыль нефтедобывающим странам Юго-Западной Азии. Почему цена на «черное золото» так сильно отличается от себестоимости ее добычи? Какие географические, экономические и исторические причины обусловили многомиллиардные поступления «нефтедолларов» в Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар и некоторые другие нефтедобывающие страны. Соберите данные о том, на что используются «нефтедоллары» в нефтедобывающих странах.
2.3. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии.
Познавательные универсальные учебные действия являются существенным средством достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося [21].
Задания для формирования познавательных УУД в 10-11 классах.
1. «Природа едина, а протекание природных процессов (а вместе с тем и распространение загрязнений) не считается с государственными границами». Аргументируйте этот тезис, приведя известные вам примеры.
2. Найдите в учебнике определение понятия «мировое хозяйство», прочтите его. Сформулируйте свое определение понятия «мировое хозяйство».
3. Закончите мысль: «Основным конструкционным материалом для изготовления орудия труда в каменном веке был камень, в бронзовом – сплавы сравнительно легкоплавких цветных металлов, в железном – железо и его сплавы. Наступает век композитных материалов, для изготовления которых используются …»
4. Пользуясь атласом, охарактеризуйте особенности размещения черной металлургии мира. Назовите страны-лидеры по выплавке стали.
5. Проработать материал учебника, выделить преимущества и недостатки отдельных видов транспорта, определите основные районы развития международного туризма.
6. Что называют «эффектом ядерной зимы»? Какие последствия для цивилизации может иметь война с применением ядерного оружия?
7. Совершите путешествие Евразией, 50* с.ш., расскажите, как изменяется плотность транспортной сети во время вашего путешествия.
8. Представьте, что вышел из строя Суэцкий канал. Как это может повлиять на географию международных перевозок? Объясните последствия.
9. По данным средств массовой информации, дополнительной литературы подготовить познавательный дополнительный материал о влиянии НТР на мировое хозяйство.
10. Подготовить дополнительный материал о происхождении и распространении в мире таких сельскохозяйственных культур, как чай, какао, цитрусовые.
11. На контурную карту нанесите основные регионы развития машиностроения и химической промышленности мира. Сравните размещение основных промышленных районов этих отраслей, сделайте вывод.
12. Определите обеспеченность стран (США, Саудовская Аравия, Мексика, Бразилия, Россия, Великая Британия, Китай, Австралия) нефтью, углем, железной рудой. Результаты оформите в виде таблицы.
достаточной возможности существования следующих поколений».
13. Ученые установили, что в конкуренции между странами та или иная страна побеждает тогда, когда использует в организации и руководстве производством не только передовой мировой опыт, но и национальные особенности (менталитет) народа, который проживает на ее территории. Это может поднять конкурентноспособность произведенных товаров и предоставленных услуг. Например, Японии удалось достичь успехов благодаря дисциплинированности, коллективизму, способностей в обучении, организованности трудовых ресурсов. Исходя из общемировых тенденций и особенностей Украины как страны и украинцев как нации, предложите отрасли и отдельные производства, которые могли бы здесь развиваться.
14. Ученые подсчитали, что за минувшие 5500 лет произошло 15000 войн, в которых погибло свыше 4 млрд. человек. Война постоянно «дорожает». Первая мировая война «стоила» 50 млрд. долларов, вторая – уже в 10 раз больше. Если в 1944 г. на одного солдата государство тратило 20000 долларов, то в 1990-х гг. – 4 млн. долларов. Один танк стоит более 2 млн. долларов. На эти средства можно было бы в течение пяти лет решить все задачи, стоящие перед Всемирной организацией здравоохранения. Если эти расходы так велики, почему человечество не хочет жить в мире?
15. Выращивание риса требует много воды и влияет на водный баланс территории, занятой под этой культурой. Рисовое хозяйство Японии всесторонне поддерживается государством, в том числе финансово. Это делает японский рис, по азиатским меркам, очень дорогим, и поэтому неконкурентноспособным. Но даже в неурожайные года правительство вселяко избегает возможностей импортировать рис из Таиланда, Мьянмы, Вьетнама или другой страны. Почему японское правительство упорно поддерживает производителей риса, несмотря на то что его себестоимость в шесть раз больше, чем в Юго-Восточной Азии.
2.4.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии.
Принципиальное отличие образовательной среды на уровне среднего общего образования — открытость. Это предоставляет дополнительные возможности для организации и обеспечения ситуаций, в которых обучающийся сможет самостоятельно ставить цель продуктивного взаимодействия с другими людьми, сообществами и организациями и достигать ее.
Открытость образовательной среды позволяет обеспечивать возможность коммуникации:
– с обучающимися других образовательных организаций региона, как с ровесниками, так и с детьми иных возрастов;
– представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и научной общественности для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов;
– представителями власти, местного самоуправления, фондов, спонсорами и др.
Такое разнообразие выстраиваемых связей позволяет обучающимся самостоятельно ставить цели коммуникации, выбирать партнеров и способ поведения во время коммуникации, освоение культурных и социальных норм общения с представителями различных сообществ.
К типичным образовательным событиям и форматам, позволяющим обеспечивать использование всех возможностей коммуникации, относятся:
– комплексные задачи, направленные на решение актуальных проблем,
лежащих в ближайшем будущем обучающихся: выбор дальнейшей образовательной или рабочей траектории, определение жизненных стратегий и т.п.;
– комплексные задачи, направленные на решение проблем местного сообщества;
– комплексные задачи, направленные на изменение и улучшение реально существующих бизнес-практик;
– социальные проекты, направленные на улучшение жизни местного сообщества.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, вместе контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками. Также они способствуют осуществлению коммуникативной деятельности, позволяют использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно организовывать речевую деятельность и выстраивать высказывания как в устной, так и в письменной формах. При усвоении коммуникативных учебных действий формируется умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, объединиться в группу и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Задания для формирования коммуникативных УУД в 10-11 классах.
1. Беседуя с другом, определите, научно-технический прогресс- это зло, которое приведет к гибели человечества, НТР-это единственный путь решения всех глобальных проблем.
2. Вместе с другом, используя текст пособий и статистические данные, спрогнозируйте, как изменятся объемы производства черных металлов в мире в целом, в развитых и развивающихся странах.
3. Работая в группе, составьте банк идей, направленных на предупреждение демографической проблемы в мире.
4. За последнее десятилетие мировое поголовье скота увеличилось на 20%, а население на 30%. Таким образом, наметился нежелательный разрыв в темпах прироста населения и возможностях животноводства по обеспечению продуктами питания всех без исключения людей Земли. Работая в группе, определите, как решить это противоречие? Предложите пути решения проблемы.
5. «Мы получили в наследство несказанно прекрасный сад, но беда наша в том, что мы плохие садовники». Работая в группе, поясните это утверждение.
6. Проводя дискуссию, определите, что возникло в мире раньше – мировое хозяйство или международное географическое разделение труда.
7. Проведите беседу с одноклассниками и определите, можно ли утверждать, что понятие «природные ресурсы» является исторической категорией? Объясните, как на протяжении исторического времени изменялась роль отдельных природных ресурсов в жизни человека.
8. Работая в паре, определите, почему в странах Африки, где дешевая рабочая сила, крупные машиностроительные корпорации не размещают свое производство?
9. Работая с товарищем, назовите международные организации, которые занимаются решением глобальных проблем человечества. Дайте анализ их деятельности.
10. Вместе с другом предположите, значение какого вида транспорта резко возрастет в ближайшее десятилетие? Ответ обоснуйте.
11. Работая в паре, определите, почему Канада, не имея собственного сырья, выплавляет много алюминия, а Австралия, имея крупнейшие залежи бокситов в мире, выплавляет алюминий только для собственных нужд?
12. Представьте, что вы готовитесь к пресс-конференции «Влияние НТР на мировое хозяйство» в качестве историка. Составьте свой рассказ.
13. Работая с товарищем, предложите пути и идеи использования минерально-сырьевых ресурсов с наименее негативным влиянием на окружающую среду.
14. Беседуя в классе, определите, может ли в современных условиях происходить одновременный процесс использования и охраны природных ресурсов.
15. Работая с товарищем, предположите, какие направления НТР будут особо активно развиваться в ближайшее десятилетие. Ответ обоснуйте. Все виды универсальных учебных действий пересекаются друг с другом, их свойства и характеристики определяют эффективность процесса образования, в основном это усвоение знаний и умений, а также формирование образа мира и основных видов компетентности обучающегося.
Заключение
Для того чтобы работать по новым образовательным стандартам нужно пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. Государственный образовательный стандарт имеет в своей основе системно-деятельностный подход который направлен на развитие личности обучающегося, а также на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход прямо связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития универсальных учебных действий увеличиваются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и проблем школьного образования
В соответствии с целью и задачами исследования в работе
– раскрыты понятия и виды УУД;
– рассмотрена УУД, и возможность использования методов географии для формирования УУД;
– разработаны типовые задания для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД на уроках географии в общеобразовательной школе.
Изучение методической литературы дало возможность раскрыть понятия и виды УУД, рассмотреть характеристику УУД. УУД, рассматриваются как метапредметные способы преобразования учебного материала, отражающие готовность субъекта к самообучению, саморазвитию, и самосовершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта.
По решению поставленных нами задач в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Одним из главных факторов в освоении обучающимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров являются универсальные учебные действия. Учет особенностей и специфики универсальных учебных действий при обучении географии требует выстраивания новой методической системы, которая ориентирована на активное участие школьника в процессе учебной деятельности.
2.Универсальные учебные действия способствуют достижению результатов, которые прописаны в ГОС СОО. Данные умения состоят из различных составляющих, а их формирование требует активного введения разных форм и методов совместной деятельности учителя и обучающегося.
Проблема формирования универсальных учебных действий в обучении географии лежит в плоскости изменения сложившейся методической системы и, прежде всего, сложившихся средств, методов и форм обучения. Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель выпускной работы достигнута.
Список использованной литературы
1. Асмолов, А.Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов /А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2012. – 239 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с
3. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии /под ред. И. И. Баринова, Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
4. Беспалько, В.П. Теория создания и применения: учебник / под ред. В.П. Беспалько. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2017. – 192 с.
5. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии [Текст] / Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2014. — 156 с.
6. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 120-НП)
7. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 121-НП)
8. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56с.
9. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки
/ А.Г. Исаченко – М.: Академия, 2012. – 234 с.
10. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
11. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные
учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс]. // URL:
http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12250
12. Круговая, С.Е. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/543497/
13. Николина, В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика / учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 107 с.
14. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (утверждена приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 26.08.2020 г. № 1182)
15. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования (утверждена приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 26.08.2020 г. № 1182)
16. Примерная программа по учебному предмету «География». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П., Харченкова О.Н. – 3-е изд. доработ. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 18 с.
17. Рудник, Г.А. Урок в координатах современности / Г.А. Рудник // М.: Школьные технологии, – 2013. - №4. – 93 с.
18. Тользак, О.В. Формирование УУД в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud
19. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / интернетжурнал. – М.: Науковедение, – 2014. – 159 с.
20. Хуторской, А.М. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.М. Хуторской // Народное образование, – 2013. – № 2. – 64 с.
21. Шегаев, И. С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2013. - №10. - С. 550-552. URL: https://moluch.ru/archive/57/7920/
22. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М., 2013. – 224 с.
16