Доклад на тему «Формирование жизнестойкости обучающихся в начальной школе. Сопровождение этапов адаптации при переходе с ДОО в НОО и из НОО в ООО».
Педагог-психолог МБОУ Воронцовская СОШ Завьялова О.А.
Нестабильность во всех сферах жизнедеятельности современного общества приводит к увеличению стрессогенных источников, негативно сказывающихся на психическом состоянии подрастающего поколения –эмоциональное истощение, нахождение на грани резервных возможностей приводит к нарушениям личностного развития. В то же время, каждый возрастной период развития личности определяет жизненные ресурсы, которые позволяют конструктивно справляться с трудностями, но, если ресурсы в нужное время не обнаружить и не развить, они остаются невостребованными.
Сегодня мы поговорим о «жизнестойкости», которая отражает психологическую
живучесть и расширенную эффективность человека, являющуюся показателем психологического здоровья человека . Жизнестойкость направляет отношение человека к изменениям, определяет его возможности воспользоваться собственными внутренними ресурсами, способность эффективно управлять ситуацией, в результате личность способна
справляться с жизненными трудностями.
Работа по формированию жизнестойкости обучающихся ведется на всех этапах обучения: в начальной школе, в основной и средней. Сегодня акцент я сделаю на формировании жизнестойкости в периоды перехода из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, и при переходе из начальной школы в основную.
Какие же особенности формирования жизнестойкости младших школьников?
Жизнестойкость ребенка – это способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности, изменения и приспособиться к ним.
Учащиеся начальной школы могут столкнуться с такими трудными жизненными ситуациями как: неспособность справиться с учебной нагрузкой, несоответствие ожиданиям семьи, конфликтное и враждебное отношение со стороны родителей и членов семьи, педагогов или сверстников, смена школьного коллектива. Их постоянное воздействие, и необходимость с этим совладать оказывают существенное влияние на
психическое развитие ребенка.
Ученые, занимаясь изучением психологических ресурсов жизнестойкости, выделяют феномен «неуязвимых» детей, которые, даже воспитываясь в неблагоприятных условиях среды, добиваются значительных успехов в жизни. «Неуязвимые» дети обладают развитыми социальными навыками, они дружелюбны и нравятся сверстникам и взрослым, у них развито чувство самоуважения. Школьники демонстрируют высокий уровень самоконтроля: они владеют своими мыслями, чувствами, поступками, отличаются активным, творческим отношением к себе и окружающей действительности. И, как показывает практика, чаще всего это дети, которые посещали детский сад.
Наша школа тесно сотрудничает с детским садом. Совместная работа Воронцовской школы и Воронцовского детского сада строится в рамках проекта "Преемственность школы и детского сада": это и взаимопосещения и работа над общими проектами. Каждую субботу работает «Школа будущего первоклассника», где дети привыкают к стенам школы, будущему учителю. Проводятся родительские собрания для родителей будущих первоклассников. Я, как педагог-психолог, даю консультативные рекомендации родителям. Все это позволяет снизить стресс при адаптационном переходном этапе из детского сада в начальную школу и повысить жизнестойкость будущим первоклассникам.
Также мною осуществляется психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период перехода из ДОО в НОО. В сентябре провожу диагностику готовности ребенка к школе: это «рисунок человека», «найди лишнее», «образец и правило», беседа «готовность к школе». Во второй половине ноябре провожу диагностику эмоциональной сферы ребенка, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций по проективной методике О.А.Ореховой «Домики». Эта методика позволяет не только выявить эмоциональное состояние первоклассника, но с помощью арт-терапии проработать небольшие эмоциональные проблемы. Затем по результатам диагностики провожу групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми. В своей работе использую программы и оборудование сенсорной комнаты: программа функционального биоуправления «Волна» (метод саморегуляции и способ коррекции эмоциональных и функциональных состояний на основе диафрагмального дыхания), программа ФБУ «Экватор» (метод обучения психоэмоциональному расслаблению), программа ФБУ «Статус» (метод обучения мышечному расслаблению).
Здесь я хочу отметить, что: дыхание – это важнейший индикатор эмоционального состояния человека; дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. ... Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека; ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм; от правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека; чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни; фаза вдоха является мобилизирующей состояние организма, а фаза выдоха - успокаивающей.
В начальной школе формирование жизнестойкости также осуществляется на классных часах и внеурочных занятиях «Уроки здоровья», на которых прививается стремление к здоровому образу жизни, общечеловеческим ценностям, привитие навыков основ личной гигиены и охраны своего здоровья. На уроках окружающего мира у ребят происходит расширение представления о взаимосвязи человека с окружающей средой. На уроках физической культуры у детей развивается выносливость, воля, стремление к победе (в соревновательных мероприятиях). «В здоровом теле – здоровый дух!». То есть создаются все условия для внутренней мотивации учащихся к здоровому образу жизни; воспитание творческой, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личности учащихся. А когда ребенок здоров физически, психологически и нравственно, справляться с различными жизненными трудностями ему становится легче.
Следующий серьезный этап в жизни учащихся- это переход в основное звено. Переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым требованиям. Переход же в 5 класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить их негативное отношение к учебе и школе в целом. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников.
Адаптационный период обучения в 5 классе является для выпускников начальной школы особенно сложным, так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен. А это, в свою очередь, является серьезным фактором понижающим степень жизнестойкости обучающихся. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов. Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике и преодолению трудностей адаптационного периода.
Чтобы выявить психологическую готовность обучающихся к переходу в основное звено я ориентируюсь на психолого-педагогический статус пятиклассника, разработанный Битяновой М.Р. Психологическая готовность учащегося к переходу в среднюю школу складывается из нескольких компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого и личностного. Соответственно, каждый из них складывается из определенного набора функций.
Так, когнитивный компонент складывается из восприятия, памяти, внимания, развития речи, мышления. В свою очередь, память может быть, кратковременной и долговременной, слухоречевой и зрительной, механической и смысловой и т.д. Внимание может анализироваться с точки зрения концентрации, объема, устойчивости, переключаемости. Очевидно, что провести диагностику всех параметров психического развития учащегося невозможно, да и не нужно. Какими же соображениями я руководствуюсь, формируя блок методик для диагностики выпускников начальной школы? По моему мнению, следует ориентироваться на следующие моменты:
При диагностике развития когнитивной сферы учащихся необходимо учитывать, что в пятом классе увеличивается объем учебного материала, усвоение которого требует развития смысловой памяти. Смена деятельности на уроках, как правило, происходит реже, чем в начальной школе, т.к. материал подается более крупными блоками (т.е. возрастают требования к устойчивости внимания). Учебный материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов и т.д., что требует от учеников определенного уровня развития теоретического мышления и речи как инструмента мышления.
В средней школе от учащихся требуется большая, по сравнению с начальными классами, организованность и самостоятельность, т.е. возрастают требования к волевой сфере личности.
В средней школе будет постепенно происходить смена ведущей деятельности: учеба уступит свое первенство общению, будет расширяться сфера социальных контактов учащихся -следовательно, дети должны к концу начальной школы освоить формы позитивного общения друг с другом и взрослыми.
Таким образом, имеет смысл выбирать методики, с помощью которых можно получить данные относительно перечисленных выше качеств учащихся.
Я не буду перечислять все методики, которые использую. Назову, для примера, некоторые, которые мне нравятся и я использую: диагностика мотивационной сферы- это анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой и тест школьной тревожности Филлипса, который позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке и коррекционной и развивающей работе.
И, о чем еще хотелось сказать, так это о психолого-педагогическом сопровождении детей «группы риска». У таких ребят снижен фактор жизнестойкости, отсутствует уверенность в себе и, часто, уверенность в поддержке близких людей (родителей или опекунов). Очень часто такие дети проживают в проблемных семьях, часто в не очень хороших жилищных условиях. С такими детьми и семьями ведется систематическая работа педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога.
Как же происходит выявление учащихся «группы риска».
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации самые разные: наблюдения, беседы с учащимся, учителями и родителями (или опросы), анализ посещаемости занятий, анализ оценок в классном журнале и работы ученика в тетрадях, диагностика.
Для выявления особенностей семейного воспитания использую опросник социализации школьников «Моя семья».
Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе использую методику предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, методику индекса групповой сплочённости Сишора.
Для выявления психических состояний и свойств личности применяю методику самооценки психических состояний Г. Айзенка, методику диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, методику определения акцентуаций характера К. Леонгарда. Каждый психолог имеет свои диагностические наработки и предпочтения по данному вопросу, поэтому данный список может быть продолжен или видоизменён.
Продуманный и скоординированный план работы с учащимися «группы риска» во многом определяет успех коррекции отклоняющегося поведения. Я, чаще всего, использую индивидуальные коррекционные занятия с учащимися. Так как считаю, что результативность от них наибольшая.
Притча о ценности жизни
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой
стеклянный сосуд и наполнил его до краёв большими камнями. Проделав это, он спросил
учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили факт-полон.
И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно
же, заполнил последние промежутки в сосуде. Теперь,- обратился мудрец к ученикам,- я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок
символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд
вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.
Также и в жизни — если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.
Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи - находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровье. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное — лишь песок.
Благодарю за внимание!