Формирование « математического видения»
периметра геометрической фигуры.
Подготовка к изучению курса геометрии начинается в1-4 классах. Теоретический материал излагается на наглядно интуитивном уровне, важнейшие методы и законы формулируются в виде правил.
Учащиеся начальных классов должны уметь:
- распознавать и изображать с помощью циркуля и линейки простейшие геометрические фигуры;
- измерять длину отрезка и длину ломаной линии;
- строить отрезок заданной длины;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника.
Рассмотрим последовательность формирования понятия «периметр» геометрической фигуры- прямоугольника, квадрата, треугольника.
Первый этап - формирования понятия «периметр».
- обращение внимания учеников на предметы прямоугольной формы и выделение таких предметов;
- описание фигуры (дать определение);
- представление прямоугольника на примере (осознание изображения) с использованием набора плоских геометрических фигур;
- работа с набором плоских геометрических фигур.
Например:
1) выберите из набора прямоугольник;
2) измерьте стороны, найдите периметр;
3) найдите периметр книги, тетради, стола, комнаты.
Второй этап - формирования понятия «периметр».
- выделение из плоских геометрических фигур прямоугольников (квадратов), назовите их признаки;
- измерение периметра каждой фигуры (прямоугольника, квадрата); как вычисляется периметр квадрата, прямоугольника;
- самостоятельная работа с моделями и вычисление периметра;
- выполнение практической работы по измерению участка и нахождению периметра.
Третий этап - формирования понятия «периметр».
- беседа о геометрических фигурах и их свойствах ( число сторон, свойства противоположных сторон, равенство, параллельность и величина углов);
- выяснение значения термина « периметр»;
- выведение формулы периметра прямоугольника.
Четвёртый этап - формирования понятия «периметр».
- обсуждение маршрута прогулки, проведённой до урока (имеет форму треугольника);
- обсуждение вопроса: « Как представить длину пройденного пути?»
- выведение формулы периметра треугольника;
- уточнение понятия суммы длин сторон фигуры, как периметр.
Пятый этап - формирования понятия «периметр».
- выполнение практической работы по определению периметра крышки стола, двери, картины, треугольника.
- обобщение знаний о периметре геометрической фигуры;
- вычисление периметра геометрической фигуры по формуле.
Итак, при формировании понятия периметра геометрической фигуры вначале всегда анализируется реальная фигура, т. е. фактическое видение фигуры, а затем длина её сторон.
Несмотря на то, что понятие « периметр» доступно всем учащимся, буквенную запись формулы периметра воспринимают далеко не все.
Кроме того, некоторые ученики даже после проведенной работы продолжают смешивать понятия « периметр» и « площадь».
Чтобы избежать этого, учитель должен помочь ученикам сформировать видение понятия «периметр» через зрительный и описательный компоненты.
Изучать математику, как и другие учебные предметы, ученик не сможет без активной мыслительной деятельности