Формирование профессиональных и общих компетенций
на примере студентов ГБОУ СПО «БРИТ».
Цыбикова С.Н., мастер п/о.
Введение Федеральных государственных стандартов третьего поколения (ФГОСов) требуют формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, что способствует успешному применению знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Во многих научных работах исследован круг проблем оценки и формирования компетентности специалистов.
Итак, компетенция (англ. сompetence)- способность применять знания умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Компетентность (англ. сompetency)- наличие у человека компетенции для успешного осуществления трудовой деятельности. [1, с.135]
Компетентность ориентирована, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретения значимых компетенции. Овладение компетенциями не возможно без приобретения опыта деятельности- компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенция формируется в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. Установка на профессиональную деятельность существует как стабильная готовность личности к реакциям на определённую профессиональную ситуацию или комплекс ситуаций; при соответствующей тренировке из готовности формируется способ поведения, имеющий тенденцию к сохранению направленности в профессиональной деятельности, понимаемой также как готовность действовать в заданном профессией направлении.
На базе профессиональных требований к проводнику формируются компетенции проводника. Эталон формирования профессионально важных качеств проводника пассажирских вагонов является многогранным, включающие такие свойства как: внимание, память, эмоциональная устойчивость, общение, развитие стрессоустойчивости и др. Полученная «проективная» модель формирования профессионально важных качеств ориентирована на становление профессионализма как будущей способности и качества личности, которая определялась у выпускников Бурятского республиканского индустриального техникума. Были опрошены 3 выпускные группы по профессии «Проводник пассажирского вагона» в количестве 55 человек (ППВ ТУ-912-12человек, ППВ-216-23человек, ППВ-6-20 человек). Оценкой качества профессиональной подготовки выпускника послужили результаты профессионального отбора пригодности к профессии, которые были проведены в Улан-Удэнском ОАО РЖД на вагонном участке и специальные анкеты, подготовленные и корректированные мастерами производственного обучения ГБОУ СПО БРИТ. [4, с.32] Они позволили оценить профессионально важные личностные качества. При оценке личностных качеств были выделены те, которые имеют значение для достижения высоких рабочих результатов: коммуникабельность, личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и другие.
Профессиональный отбор, задействованного в сфере железнодорожного сервиса, рассматривается с двух взаимодополняющих сторон: во-первых: выявление профессиональной пригодности как взаимного соответствия к профессии; во-вторых: как средство определения личностного потенциала, определяющего эффективность профессионального обучения и становления.
Данные полученные при профессиональном отборе показывают, что более у 95% опрошенных респондентов сформированы профессионально важные качества проводника в процессе обучения, а у 5%- не соответствие. Объяснение к этому следующее: случайный выбор профессии, финансовая сторона работы, форменная одежда и др. А по личностным качествам 83% опрощенных респондентов обладают деловыми и личностными качествами проводника, которые необходимы в специфике работы, а у 17%- не соответствуют эталону, но при успешном формировании профессиональных и общих компетенций возможно корректировка в положительную сторону.
В поддержку были использованы специальные анкеты, в которых предполагались оценка личностных и деловых качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Для определения данной проблемы были использованы результаты профессионального отбора пригодности к профессии. Приоритет в выборе анкет отдавался тем, проведение которых занимали минимум времени, выбор на выявление индивидуальных особенностей человека, а также интерпретация давала возможность прогнозировать отдельные аспекты испытуемых. Этим условиям соответствовали и были применены: анкеты на коммуникабельность, общение, тип темперамента, силу воли, эмоциональную чувствительность, стратегию поведения в конфликте. Данные позволили оценить соответствие профессионально важных и личностных качеств. При оценке профессионально важных качеств в первую очередь они выделяли: отношение к порученной работе, самостоятельность, ответственность, инициативность, надежность; при оценке личностных качеств были выделены те, которые имеют значение для достижения высоких рабочих результатов: коммуникабельность, личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и др. В качестве недопустимых отмечены: конфликтность и агрессивность.
Таким образом, данные исследования показали, что на сегодня состав проводников-выпускников, где проведена оценка, демонстрирует готовность и способность к данной профессии по профессионально важным качествам проводника. Оценка проводников-выпускников опирающиеся на данные личностного анкетирования, позволяет определить наличие у отдельных выпускников индивидуально психологические качества, которые не соответствуют эталону, но при успешном формировании профессиональных и общих компетенций возможно корректировка в положительную сторону. Несмотря на общую ориентацию на профессионально важные качества, достаточно высокий процент выпускники демонстрируют на готовность к взаимодействию с пассажирами в плане корректного сервиса, что немало важно для будущей профессии.
Список литературы
Вербицкий В.А., Ларионова О.Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании»- М.,2009г.
Инструкция проводников пассажирского вагона. М., транспорт, 2010 г.
Транспортный устав железных дорог РФ. М., Транспорт, 2006
Артемьева Л.Р., Болотин З.М. «Пособие проводнику пассажирских вагонов» М., 2008 г.
Травина Н.Л., Соломатин В.В. «Проводник пассажирских вагонов» М.,2008 г.