Перед каждым учителем истории стоят вопросы о том, зачем, чему и как учить. Развитие исследовательских компетенций учащихся – одно из направлений моей педагогической деятельности. Главные темы работ моих учеников - личность в истории, региональная история. Актуальность последней определяется так же тем, что идёт разработка инновационной модели преподавания региональной истории, что станет дополнением историко-культурного стандарта. Проектная и исследовательская технологии лежат в основе формирования гражданской общероссийской идентичности, что является одной из приоритетных задач, обозначенных в нём.
Просмотр содержимого документа
«Формирование проектных и исследовательских умений обучающихся посредством краеведческой деятельности.»
Формирование проектных и исследовательских умений обучающихся посредством краеведческой деятельности.
Мальцева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Рябининская СОШ»
Перед каждым учителем истории стоят вопросы о том, зачем, чему и как учить. Развитие исследовательских компетенций учащихся – одно из направлений моей педагогической деятельности. Главные темы работ моих учеников - личность в истории, региональная история. Актуальность последней определяется так же тем, что идёт разработка инновационной модели преподавания региональной истории, что станет дополнением историко-культурного стандарта. Проектная и исследовательская технологии лежат в основе формирования гражданской общероссийской идентичности, что является одной из приоритетных задач, обозначенных в нём.
Тема малой родины («Рябинино – моя родина», «Защитники Перми Великой», «Свет Отеческой доброты») звучала в проектах курса ОРКСЭ, который предусматривает также изучение основ национальной культуры народов России (упор делала на знакомство с культурой народов, населяющих Пермский край).
Занятия проводила в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода: интервью, образовательное путешествие, коллажирование. Работали в тесном сотрудничестве с родителями. Ученики получили опыт участия в ежегодных учебно-исследовательских конференциях на школьном, муниципальном и краевом уровнях.
С целью создания условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии составила программы курсов по выбору для учеников 5 – 6 классов: «История земли Чердынской», «Костюмы Перми Великой».
Народы и культуры - одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Положение Пермского края на границе нескольких этнокультурных зон - Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути - определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. В силу этого в содержании программы курса «Костюмы Перми Великой» представлена информация об особенностях национального костюма жителей Чердынского уезда. ИКТ представляют более широкие возможности для повышения эффективности преподавания курса. Это использование разноплановой наглядности - фотографии, карты, экспонаты музея и др.; активизация познавательной деятельности учащихся через использование активных и интерактивных форм деятельности; создание информационной базы по курсу для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся, в том числе в соцсетях (созданы странички https://vk.com/club102345257; и викисклад - https://vk.com/public118810424) ; организация проверки знаний учащихся и самоконтроля в процессе проектной и исследовательской деятельности.
В ходе исследования используются разнообразные источники: труды известных исследователей истории и этнографии Урала Чагина Г.Н., Черных А.В., работы участников экспедиций прошлого и настоящего, коллекции фотографий и экспонаты ЧКМ им. А.С. Пушкина, статьи сайтов «Ураловед» и национальных сайтов, документы, фотографии, вещественные источники и др. Учитель помогает сформулировать проблемные вопросы, знакомит с методикой проведения исследования, организует изучение того или иного вопроса, подводит итоги первоначального ознакомления с темой, анализирует собранный материал. При необходимости адаптирует тексты. Затем учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы.
Оценивание происходит по мере участия детей в исследовательской работе, в процессе практической деятельности, в реализации проектной деятельности. Окончательная оценка работ учащихся проводится во время публичной презентации творческих проектов в форме презентаций, проведении занятий с учащимися младших классов с использованием дидактических материалов.