Формирование УУД через решение учебно-практических задач на уроках иностранного языка
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
(ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с. 4-5)
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- Метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
(ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с. 4-5)
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- Предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применениюв учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
(ФГОС п. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования с. 4-5)
УУД– это система действий обучающегося, обеспечивающая:
- культурную идентичность,
- социальную компетентность,
- толерантность,
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
УУД в системе общего образования
- Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов.
- Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.
Виды универсальных учебных действий:
- Личностные;
- Регулятивные;
- Познавательные;
- Коммуникативные.
Личностные действия
- Позволяют сделать учение осмысленным , обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия
- Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия
- Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия
- Обеспечивают возможности сотрудничества –
- умение слышать, слушать и понимать партнера,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли,
- взаимно контролировать действия друг друга,
- уметь договариваться, вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли в речи,
- уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
В чем проявляется достижение
планируемых результатов?
Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
личностные :
- самоопределение;
- смыслообразование;
- морально-этическая
ориентация.
метапредметные :
- саморегуляция;
- коммуникация;
- познавательная;
деятельность
предметные :
ческих знаний;
менение и самостоя-
тельное пополнение
знаний.
способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
12
1.2.1. Общие положения (примерная ООП)
- система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач .
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленные на формирование и оценку:
1) умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний .
2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.
3) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций , требующие
принятия решения в ситуации неопределённости.
4) навыка сотрудничества.
5) навыка коммуникации.
6) навыка самоорганизации и саморегуляции.
7) навыка рефлексии.
8) ценностно-смысловых установок .
9) ИКТ-компетентности обучающихся.
12
1) задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
Суть деятельности
- Обучающиеся систематизируют знания в рамках изучаемого предмета :
- анализируют особенности явлений, выявляют сущность и особенности изучаемых объектов.
- анализируют особенности явлений,
- выявляют сущность и особенности изучаемых объектов.
2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.
Суть деятельности
- Обучающиеся выдвигают новые идеи или достигают нового понимания:
- осознают новые смыслы, преобразуют известное с получением нового результата, нового взгляда на известное, находят новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного , находят новое применение известному, устанавливают новые связи и отношения, выдвигают и проверяют новые идеи
- осознают новые смыслы,
- преобразуют известное с получением нового результата, нового взгляда на известное,
- находят новую информацию, подтверждающую или опровергающую известное, или уточняющую границы применимости известного ,
- находят новое применение известному,
- устанавливают новые связи и отношения,
- выдвигают и проверяют новые идеи
2) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.
Суть деятельности
- Обучающиеся достигают нового знания/понимания путём исследования или преобразования известного на основе познавательных действий :
- обработки информации (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации …) логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям) целенаправленного наблюдения , сопровождающегося выдвижением и проверкой предположений интерпретации и оценки (результатов, суждений)
- обработки информации (группировка, схематизация, упрощение и символизация, визуализации …)
- логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление связей, рассуждения, отнесение к известным понятиям)
- целенаправленного наблюдения , сопровождающегося выдвижением и проверкой предположений
- интерпретации и оценки (результатов, суждений)
3) задачи направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости.
Суть деятельности
- Задание содержит определенный вызов обучающимся. Они не могут выполнить его только на основе известной информации и процедур.
- Задание содержит ситуацию неопределённости, допускает различные, в т.ч. – альтернативные решения. Обучающимся необходимо принять решение.
- Обучающиеся решают проблему, имеющую отношение к реальной жизни.
- Задание требует практического воплощения принятых обучающимися решений.
4) задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
Суть деятельности
- Обучающиеся работают вместе в парах или малых группах
- Обучающиеся делят ответственность за свою работу и её результаты, за создаваемый продукт.
- Обучающиеся вместе принимают важные решения по:
- содержанию работы или процессу её выполнения или производимому продукту.
- содержанию работы или
- процессу её выполнения или
- производимому продукту.
5) задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации
Суть деятельности
- Обучающиеся участвуют в обсуждении, диалоге или создают устное высказывание или текст, для которого заданы основные параметры:
- коммуникативная задача ( кто, кому, где, когда, почему и зачем сообщает, говорит или пишет); тема и предмет ( что сообщает, говорит или пишет); формат : жанр, объем, структура, особенности ( как сообщает, говорит или пишет).
- коммуникативная задача ( кто, кому, где, когда, почему и зачем сообщает, говорит или пишет);
- тема и предмет ( что сообщает, говорит или пишет);
- формат : жанр, объем, структура, особенности ( как сообщает, говорит или пишет).
6) задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
Суть деятельности
- Учебное задание – многошаговое и длительное.
- Критерии оценки даны обучающимся заблаговременно.
- Обучающиеся планируют свою работу.
- Обучающиеся контролируют процесс выполнения задания и качество его выполнения .
7) задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
Суть деятельности
- Обучающиеся выполняют самооценку, соотнося результат выполнения задания с:
- со своим пониманием учебной задачи , своим замыслом ИЛИ с предоставленными учителем или разработанными совместно критериями оценки ИЛИ с выбранным способом выполнения задания.
- со своим пониманием учебной задачи , своим замыслом ИЛИ
- с предоставленными учителем или разработанными совместно критериями оценки ИЛИ
- с выбранным способом выполнения задания.
- Обучающиеся выявляют позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение задания ( что помогает/мешает, полезно/вредно, легко/трудно, интересно/неинтересно, нравится/не нравится и т.п.).
- Обучающиеся ставят для себя новые личные цели и задачи ( что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.).
8) задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок.
Суть деятельности
- Обучающиеся решают задачу, имеющую морально-этическую составляющую.
- Они выражают свою позицию или ценностное суждение:
- разделяя предложенные им формулировки или противопоставляя им свою; оценивая степень своего согласия/несогласия с предложенными утверждениями ИЛИ прямо формулируя свою позицию.
- разделяя предложенные им формулировки или противопоставляя им свою;
- оценивая степень своего согласия/несогласия с предложенными утверждениями ИЛИ
- прямо формулируя свою позицию.
- Обучающиеся аргументируют (поясняют, комментируют) свою позицию, оценку, и/или свой выбор.
9) задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
Суть деятельности
- Обучающиеся (а не только их учителя) имеют возможность использовать ИКТ.
- Обучающиеся используют ИКТ в целях самостоятельного получения новых знаний или формирования универсальных действий.
- Использование ИКТ действительно требуется для получения нового знания или формирования УУД