СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления.

Умение логически мыслить, планировать действия, выделять систему понятий, использовать компьютерные технологии - способствует ясности мышления в любой предметной области.  

Просмотр содержимого документа
«Формы достижения ожидаемых результатов освоения начального курса информатики. Мышление и логика»

Мышление и логика

Власенкова Татьяна Михайловна учитель начальных классов

Операционное мышление и начала компьютерной грамотности формируются в школьном предмете Информатика, который в начальной школе носит пропедевтический характер.

Одним из вариантом изучения информатики является включение его содержания в систему учебных дисциплин начальной школы: в курс математики, технологии, окружающий мир, изобразительного искусства, музыки, русского языка, иностранного языка и др. Одним словом, интегрирование информатики.

Предмет "Информатика" реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семеновым (проекты).

Информатика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления.

Умение логически мыслить, планировать действия, выделять систему понятий, использовать компьютерные технологии - способствует ясности мышления в любой предметной области.

Логическое мышление – основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин. Любая школьная дисциплина использует одни и те же приемы приобретения и систематизации знаний: наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, умозаключения и другие.

Дети с развитым мышлением могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.

Дети могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые объекты.

Основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет.

Интегрированные уроки призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки приходится строить на объединении не только достаточно близких областей знаний, например, математики и информатики, но и таких как информатика и русский язык.

Рассмотрим учебно-методические пособия по информатике автора А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"(II класс) и «Русский язык. 2 класс» Канакина «Школа России» с целью установления межпредметных связей и возможности проведения интегрированных уроков.























Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В. Горячева (II класс)

п/п

Тема урока

п/п

Тема урока

1

Признаки предметов

19

Способы задания множеств

2

Описания предметов

20

Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов

3

Состав предметов

21

Отображение множеств

4

Действия предметов

22

Кодирование

5

Симметрия

23

Вложенность (включение) множеств

6

Координатная сетка

24

Пересечение множеств

7

Контрольная работа

25

Объединение множеств

8

Разбор контрольной работы

26

Контрольная работа

9

Повторение

27

Разбор контрольной работы

10

Действия предметов

28

Повторение

11

Обратные действия

29

Понятия "истина" и "ложь"

12

Последовательность событий

30

Отрицания

13

Алгоритм

31

Логические операции "И" и "ИЛИ"

14

Ветвление

32

Графы, деревья

15

Контрольная работа

33

Комбинаторика

16

Разбор контрольной работы

34

Контрольная работа

17

Повторение

35

Разбор контрольной работы

18

Множества. Элементы множества

36

Повторение



Тематическое планирование «Русский язык. 2 класс» Канакина

УМК «Школа России»

 

Наименование разделов и тем

Тема урока (здесь представлены не все темы по изучаемым разделам)

1

Наша речь

Как отличить диалог от монолога??

2

Текст

Что такое тема и главная мысль текста. Работа с деформированном текстом

3

Предложение

Как из слов составить предложение? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Как установить связь слов в предложении?

4

Слова, слова, слова…

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Как определить ударный слог?

Как переносить слова с одной строки на другую?

5

Звуки и буквы

Как различать звуки и буквы? Как определить согласные звуки? Как определить гласные звуки?

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Как отличить звонкие согласные от глухих?

Проверка парных согласных в корне слова.

6

Части речи

Собственные и нарицательные имена существительные.

Единственное и множественное число имён существительных.

Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение темы «Части речи»



Матрица межпредметных связей для практических заданий.

Информатика

Русский язык




План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий

Последовательность действий при:

  • разборе предложений;

  • разборе слов;

  • установлении связи слов в предложении;

  • проверке безударных гласных в корне




Отличительные признаки предметов

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по набору признаков. Распределение предметов по группам в соответствии с заданными признаками

Признаки:

  • слов (звукобуквенный анализ, разбиение по слогам);

  • частей речи (род, число и т. д.);

  • частей предложения (анализ предложения)




Логика высказываний

Высказывания. Истинность и ложность высказываний. Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний

Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям. Правила русского языка по схеме "если ... то ..."









В обоих УМК большое значение уделяется формированию у учащихся универсальных логических действий:

1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

4. подведение под понятия, выведение следствий;

5. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

6. выдвижение гипотез и их обоснование.


Рассмотрим проведение интегрированного урока информатики и русского языка во втором классе на тему «Главные члены предложения».


Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Постановка задачи. Мотивация учебной деятельности.

-Разгадайте ребус

7я – (семья)

-Кто составляет семью?

Вывод учителя: каждый является членом семьи.

- Кто главный в семье? (мама, папа)

-Что общего в словах семья и предложение?

Солнышко, ярко, осеннее, светит.

-Это предложение?

-Составьте предложение.

Ярко светит осеннее солнышко.

-В предложении, как и в семье, каждое слово зависит друг от друга и выполняет свою роль.

Подводит к теме урока.

Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено




Объяснение нового

Сравните.

-В чём сходство и различие?

Солнышко светит.

Ярко светит солнышко.

Осеннее солнышко ярко светит.

-О чём говорится в каждом предложении? (о солнышке)

-Что говорится о солнышке?

(светит)

-Солнышко светит – это главные члены предложения.

-Как найти главные члены предложения?

Представляет алгоритм рассуждения:

  1. Задаём вопрос:

о чём говорится в предложении?

  1. Подчёркиваем одной чертой. Это подлежащее.

  2. Задаём вопрос: что говорится о нём?

  3. Подчёркиваем двумя чертами. Это сказуемое.

Учитель раздаёт алгоритм рассуждения, напечатанный на листах.

Формирование интереса к себе и окружающему миру

Выделение признаков предметов.

Сравнение двух или более предметов по набору признаков.

Формирование учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем.

Владение монологической и диалогической формами речи

Выполнение последовательности. Составление линейных планов действий. действий

Первичное закрепление.

Работа в парах:

-Пользуясь алгоритмом рассуждения, составьте предложения, найдите главные члены предложения.

Вадача карточек:

I вариант: В, краснеют, рябины, лесу, гроздья.

II вариант: По, лесов, грибы рас тут, опушкам.


Узнавание предметов по заданным признакам Самостоятельное применение полученных на практике знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Выполнение работы в соответствии с определенным временем

Актуализация знаний.










Учитель актуализирует знания о главных членах предложения, составляя кластер:

подлежащее



предложение

сказуемое

Гл. чл. предл. член


Творческий подход к выполнению задания.

Использование полученные ранее знаний. Логические рассуждения и выводы.


.

Подведение итогов.

Анализ выполнения задания: общее оценивание, определение того, что удалось лучше всего. Предложение: ученикам взять смайлики, которые лежат на партах и оценить свою работу на уроке.




Коррекция, оценка, самооценка.







































Развитие логического мышления младших школьников – одно из важнейших направлений обучения учащихся. Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Оно поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. В это время происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Так, в качестве заданий, развивающих логику на уроках русского языка, можно использовать следующие:

  1. Найди «лишнее слово».

  2. По какому признаку можно разбить слова на две группы?

  3. Запиши слова в порядке возрастания (убывания) силы действия.

  4. Составление кластеров

  5. Составление и отгадывание ребусов

  6. Конструирование букв в 1 классе на уроках письма.

  7. Задания типа найди в квадрате как можно больше слов. Буквы в словах должны быть соединены линией.








  1. Работа с перфокартой

Каждому из детей дается полоска картона, с выбитыми отверстиями. Отверстия выбиты в 8 столбцов, в каждом столбце по два отверстия.

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

На доске дается 8 слов, c пропущенными орфограммами.

Например: 8 словарных слов с безударной гласной «а» или «о».

Бар..бан, в..рона, п..льто, з..вод, обл..ко, в..робей, м..локо, пл..ток.

Задание: если пропущена безударная гласная «а»- закрась верхний кружок столбца, если «о»- нижний.

  1. Зашифруй ответ.

С детьми заранее договариваемся, что каждая буква у нас будет иметь свой код. Код каждый раз меняется в зависимости от того, над какой орфограммой работаем.

Например: даю группу слов на правописание приставок: д..летел, пр..горок, з..думался, пр..кричал, н..вестил, пр..красный, с..ставил.

        Код: и – 1,     е – 2,     о – 3,     а – 4    

         

Детям задание: написать только пропущенные буквы по порядку, зашифровав их цифрами.

У детей в тетради появляется запись:

        3, 1, 4, 3, 4, 2, 3.

  1. Буквенные матрицы.

Буквенные матрицы бывают разного вида и задания к ним разнообразные.Вот несколько примеров:

А)


1

2

3

4

м

е

д

5

о

у

к              

6

р

т

ц

--Составь слово по адресам букв:

      1       2        3       1       2       3

      4       5        4       6       4       6

( м  у  д  р  е  ц )
                                                            --Полученное слово разбери фонетически.      

  1. Игра в слова.

 Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.    

        Обы (…..) ка                     (чай)

        Ме (…….) олад                       (шок)

        Прик(…..) ья                      (лад)

        Апо(……) б                      (стол)

        Ам(…….) ан                     (бар)

        Беге(……)ор                     (мот)

        Свир(…..)ник                   (ель)

        Пе(…….)ол                      (сок)

Задания:        -    сделай фонетический разбор

          -    выдели орфограммы

          -    придумай родственные слова

          -    смоделируй слово по схеме:

  1. Засекреченные слова и предложения.

   А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:

Яблоко |                                        - 3-ю согласную из 1-го слова.

Вишня  |  (……..) ?                      - 3-ю согласную из 2-го слова.

Слива   |                                        - 1-ю гласную из 3-го слова.  

Груша  |                                        - 1-ю согласную из 4-го слова.

Арбуз   |                                        - 1-ю гласную из 5-го слова.

                                                             (КНИГА)

Подбери к этому слову родственное имя прилагательное.        

 Г) Догадайся, какой слог пропущен. Допиши слова, сколько в них слогов?

Мо…ко     бу…ник        че….век        та…ка       са…лёт      

Г) Вычисли объект.

з

а

р

к

о

р

з

р

к

о

з

а

к

о

о

к

а

з

к

о

р

к

а

р

о

з

а

к

Я задумала объект на таблице. Найди его по подсказке:

        - справа от объекта буква О

        - слева от объекта согласная

        - сверху от объекта гласная

        - внизу буква, отличающаяся от задуманной.

        (это буква К – 3 ряд, 5 клетка)

  Ж) Поиск общего..

 - Найди общие признаки слов: пенал,   замок,  портфель (все имена существительные,                      мужского рода, состоят из 2 слогов).

        -велосипед,  пылесос,  самовар   (все имена существительные, сложные слова, имеют 2 корня.)

       З) Обобщение понятий.

  - Назови одним словом:   сумка, ведро, врач …….(имена существительные)

        весело, хорошо, наугад……(наречия)

        скользит, зеленый, земля…..(слова с проверяемой

        безударной гласной).

К) Классификация.

   - Слова разделены на два столбика:

        ухо        кот

        перо        гриб

        ваза        стол

   - Выбери подпись к каждому столбику:

        а) слова разделены по числу букв

        б) слова разделены по числу слогов

        в) слова разделены по слогам

        (верный ответ: б)

  1. Восстановление слов и предложений.

А) Помоги Пятачку.

 Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.

                

                      « Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й  д..м з..т..п..л..  в..д..!

        Я  в  б..д..!

        П..т..ч..к.»

Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.

    Б) Вывески.

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.

        МЕБ..Л..                ЦВ..ТЫ

        ХЛЕ..        ДЕ….К….       ОБУ….

        В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует одной букве. Запиши слова.

        м . . . . дь        ж . . . ф

        в . . . . . д        б . . . . .  т

        з . .  ц

Г) Таинственная буква.

Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?

        ------ А  Ш  А

        ------ А  Й  К  А

При знакомстве с правилом написания Ь, Ъ уместно иметь таблицу сравнения написания этих знаков.

При прохождении трех основных правил написания корня найти общее: чтобы проверить …. Необходимо подобрать родственное слово или изменить слово так , чтобы

И отличие:

Безударную гасную – безударная стала ударной

Парную согласную – после парной согласной стояла гласная

Непроизносимую согласную – слышалась

Проводя такую работу, мы учим детей логическому мышлению.

Целенаправленное обучение приемам мыслительной деятельности нисколько не замедляет процесс усвоения программного материала. Наоборот, этот процесс все более и более ускоряется по мере овладения этими приемами, т.е. по мере развития логики мышления учащихся.



Используемая литература:

  1. Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 17.12.2001 № 957/13-13

  1. Учебно-методические пособия по информатике автора А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"(II класс)

  2. Учебно-методические пособия по «Русскому языку. 2 класс» Канакина «Школа России»

  3. http://www.uroki.net/docdir/docdir30.htm

  4. https://docs.google.com/document/d/1NpPcukiIn7HhaB4WZwLgc3RRORUsLc5nCdtWrZ1RDp4/edit?hl=ru&_escaped_fragment_

  5. http://mognovse.ru/rvf-prepodavanie-informatiki-v-nachalenoj-shkole.html