Формы и методы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по биологии
С чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ
Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и выучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомендации, пособия, тренажёры, электронные диски, Интернет-ресурсы и др.
- На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
- Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания.
- Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.
Основные принципы подготовки к ЕГЭ
Этапы организации подготовки к ЕГЭ
Знакомство учащихся с нормативными документами, демонстрационным вариантом, содержанием спецификации и кодификатора.
Входная диагностика. Учащимся предлагается выполнить несколько вариантов ОГЭ, ЕГЭ. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.
Рекомендации по использованию источников информации (справочная литература, сборники тренировочных вариантов по демоверсии, мультимедийные учебные пособия, сайты)
Определение форм подготовки (урок, консультации, элективные занятия, самоподготовка)
Родительское собрание (ознакомление родителей с нормативными документами, демонстрационным вариантом, результатами диагностики, графиком проведения внеурочной работы; рекомендации психолога)
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ
Повторение и закрепление материала, который вызывает затруднение у многих выпускников:
Обмен веществ на клеточном и организменном уровнях
Особенности деления половых и соматических клеток
Способы
Онтогенез
видообразования
Строение органов и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека
Генетика
Способы саморегуляции экосистем
Форма организации обучения —
конструкция отдельного звена процесса обучения
- предусматривает оптимальное расположение, взаимосвязь и функционирование компонентов обучения
- обеспечивает усвоение знаний учащимися, выработку умений и навыков, возможность развития личности учащихся.
Форма организации обучения
Индивидуальная
Формы обучения при подготовке к ЕГЭ
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Учебный метод
Учебный метод – это способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися, направленные на достижение целей образования, развития и воспитания личности.
Источник знания
Критерии классификации методов обучения
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности учащихся в процессе обучения
Активные
Методы обучения по уровню активности учащихся (Е. Я. Голант)
Пассивные
Дискуссия
Активные методы обучения
Исследование
Моделирование
Игра
Проектирование
Тест
Лекция
Объяснение
Пассивные методы обучения
Рассказ
Демонстрация
Самостоятельная
работа
Контрольная
Просмотр
Наблюдение
работа
презентаций
Словесные
Методы обучения по характеру преобладающего источника знаний (Н. М. Верзилин)
Наглядные
Практические
Беседа
Методы словесного обучения
Рассказ
Объяснение
Лекция
Дискуссия
Демонстрация натуральных объектов
Методы наглядного обучения
Демонстрация наглядных пособий
Демонстрация опытов
Работа с раздаточным материалом по
* Расчленению
Методы практического обучения
* Распознаванию
* Определению биологических объектов
Наблюдение в природе биологического объекта
Проведение эксперимента
Методы приобретения новых знаний
Методы обучения по дидактической цели (М. А. Данилов)
Методы формирования умений и навыков
Методы проверки и оценки знаний
Методы творческой деятельности
Методы закрепления знаний
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные
Методы обучения по характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер)
Проблемного изложения
Частично-поисковые
Исследовательские
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. К. Бабанский)
Методы мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Интерактивные методы обучения
Интерактивный (“Inter” – взаимный, “act” – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Интерактивные методы обучения
Групповые
Индивидуальные
- Выполнение практических задач
- Тренировка
Дискуссионные
- Групповая дискуссия
- Анализ ситуаций
морального выбора
- «Мозговой штурм»
- Презентация
- Обсуждение
- Дебаты
Игровые
- Деловая игра
- Организационно-
деятельная игра
- Операционная игра
- Сюжетно-ролевая
игра
Тренинг-методы
психологический
тренинг
общения
Сочетает в себе все каналы передачи информации и носит комплексный характер
Мультимедийная практическая работа
Мультимедийное обучение
Виртуальная экскурсия в природу
Демонстрация видеопрезентаций
1. Носят комплексный характер
Особенности Мультимедийных методов обучения
2. Задействуют несколько информационных каналов
Зрительной
Слуховой
Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-11 классов
Виды контроля
Средства диагностики
Входной
-Тестовые задания по предмету, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.
Тематический
Итоговый (за 9-11 класс)
- Анкеты по изучению мотивации.
-Тесты с выбором одного ответа.
-Терминологические тесты с одним ответом.
Пробный ЕГЭ
- Тестовые задания по предмету, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 10-11 класс;
- оценка знаний, умений и навыков раздела программы в соответствии с требованиями стандартов
(несколько раз во 2 п/г)
ОГЭ-9, ЕГЭ-11
- КИМы ЕГЭ по предмету за предыдущий год;
- Тесты с выбором трех ответов.
- рекомендации, помогающие школьникам снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации.
- КИМы ЕГЭ по биологии
-Тесты на соответствие и на установление последовательности.
-Тесты повышенной сложности для самоконтроля.
- Задания на нахождение ошибок в тексте.
- Задания с использованием текста и/или рисунка
- Задания для развернутого ответа.
-Тексты с пропущенными словами в предложениях и др,
Литература
- http://5klass.net/biologija-6-klass.html
- http://5klass.net/biologija-7-klass.html
- http://5klass.net/biologija-8-klass.html
- http://5klass.net/biologija-9-klass.html
- https://www.school-tests.ru
- https://studopedia.ru/11_160116_klassifikatsiya-metodov.html
- http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/386689_klassifikaciya_metodov
- https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/12/13/problemy-formy-i-metody-podgotovki