Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе.
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?
«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Выделяют следующие виды одарённости:
одарённость в практической деятельности;
одарённость в познавательной деятельности;
одарённость в художественно-эстетической деятельности;
одарённость в коммуникативной деятельности;
одарённость в духовно-ценностной деятельности.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -различные конкурсы и викторины; -словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике; -ролевые игры; -индивидуальные творческие задания.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.
Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. На уроках окружающего мира, изучая темы: «животные», «насекомые», «птицы», «растения»и т.д.дети готовят рефераты, но не просто их пересказывают, а отвечают на вопросы класса на данную тему. Обращаю внимание на правильную постановку вопросов и на чёткие ответы выступающего.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.(подсмотрела в программе «Квартирный вопрос», когда показывают предмет, который станев в последствии частью интерьера)
Например, урок технологии по теме: «Оригами».
-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? И т.д.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание(.Печатные тетради по лит.чт.,окруж.миру,)
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.
Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Уроки ИЗО
Нарисуй свой портрет, так чтобы из него можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – совершенно нет.
· Посмотри внимательно на фигуру, и придумай какую – нибудь интересную картинку с использованием нарисованной фигурки.
· Закончи рисунок
· Придумай название, и рассказ о том, что ты изобразил.
Уже с первого класса я использую квадраты Шульте
Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры.
При регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима (а не сканирующего, последовательного) распознавания печатных символов.
Приложение( Презинтация) Задание 1:
Закройте глаза. Представьте синичку как можно более ярко. Получилось? Если нет, то найдите ее на картинке и попробуйте еще раз. Тренируем воображение и зрительную память!
А теперь опишите ее словами. Можете поиграть с ребенком (да и не обязательно с ребенком, найдите любого партнера) в игру “Узнай по описанию”.
Какую птичку вы представили и описали? С желтой грудкой, в черной “шапочке” и “галстучке” и белыми щечками? Вы правы.
90% людей представляют такую синичку.
А вы знаете, что синиц почти 3 десятка видов? Некоторые из них изображены на картинке. Наша желтогрудая знакомая только одна из них. Ее называют большой синицей.
Задание 2:
Найдите 7 названий синичек в “волшебном квадрате”. Слова могут читаться в любом направлении, кроме диагоналей, могут изгибаться, но не пересекаются.
Прочитали? Найдите этих птичек на картинке, которая в начале этой статьи. Они все там есть. И даже больше.
Вам нужны подсказки, чтобы выполнить это задание? Ищите их здесь.
HYPERLINK "http://mironovair.com/sposobnosti/?p=657"HYPERLINK "http://mironovair.com/sposobnosti/?p=657"HYPERLINK "http://chitalochka-ru.ru/?p=216"HYPERLINK "http://chitalochka-ru.ru/?p=216"
Варианты заданий:
Покажи и назови все числа в порядке возрастания.
Покажи и назови все числа в порядке убывания. Причем, следует отметить, что ученикам 1-2 классов надо называть вслух и показывать, а старшим детям можно только показывать.
Назови и покажи только четные числа или нечетные.
Можно усложнить задание и работать по одной таблице вдвоем. Ребенок называет и показывает числа в порядке возрастания, а в это же время мама, папа или брат называет числа в обратном порядке. Задание: кто быстрее?
Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности.
Что нужно нашему мозгу, чтобы он лучше работал?
А что человеку вообще, в смысле организму в целом, нужно для активной работы?
В первую очередь – энергия. То есть пища и ее окислитель – кислород. Значит и нашему мозгу для активной работы в достаточном количестве нужны питательные вещества и кислород. Не забывайте вовремя и правильно питаться и побольше на свежем воздухе бывать!
Но все эти полезности к мозгу еще и доставить нужно. А каким транспортом?
Конечно. С помощью крови по кровеносным сосудам!
Значит, для активной работы мозга нужно активно кровь по сосудам гонять, и эти самые сосуды в чистоте и порядке содержать.
Как же это делать?
В наше время существует множество лекарственных препаратов от всего и для всего. Можно воспользоваться рекомендациями врачей или древними рецептами использования целительной силы трав. Пока мы эту тему затрагивать не будем. Поговорим немного о другом.
Если применять лекарственные препараты, в том числе и настои трав нужно только по особым показаниям, то тренировка сосудов доступна всем. Конечно, если, как и к любой тренировке, относиться к ней без фанатизма, то вреда она не принесет. Главное: регулярно и понемногу. Соблюдайте технику безопасности.
Как же можно тренировать сосуды?
Для того, чтобы этот основной вид транспорта в нашем организме хорошо выполнял свои функции, сосуды должны хорошо сужаться и расширяться, стенки их должны сохранять эластичность.
Произвольными движениями мы не можем сужать и расширять сосуды. Значит, будем действовать через рефлексы и те движения, которые нам доступны.
Сосуды, несущие кровь к мозгу, проходят вдоль шеи, рядом с позвоночником. Поэтому на них очень благотворное влияние оказывают упражнения для шейного отдела позвоночника. Еще можно активно подвигать нижней челюстью и языком. Эти упражнения мы назвали «Зарядка для головы». При регулярном их выполнении (2 раза в день по 5-10 минут) нормализуется внутричерепное давление, улучшаются зрение, слух, память, уменьшается сонливость, повышается работоспособность мозга, а, следовательно, и всего организма.
Зарядка для головы:
Упражнения следует выполнять сидя на жестком стуле (табурете) или стоя. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнений позвоночник был прямым, живот в меру втянут, дыхание ровное, ритмичное. Каждое упражнение повторяем в первые дни 3-4 раза, постепенно, по мере тренировки мышц, доводим до 6-8 раз подряд, чередуя напряжение и расслабление. С каждым разом напряжение слегка усиливаем.
Упражнение 1.
Спина прямая. Смотрим прямо вперед. Нижнюю челюсть выводим вперед, делая «зверскую рожу», затем, расслабляя мышцы, возвращаем подбородок на место.
Упражнение 2.
Спина прямая. Смотрим прямо вперед. Нижнюю челюсть смещаем попеременно то в право, то влево. После каждого смещения, расслабляя мышцы, возвращаем челюсть в исходное положение.
Упражнение 3.
Спина прямая. НЕ наклоняя голову вперед, расслабленно опускаем подбородок вниз, кончиком на ямочку. Затем, напрягая шейные мышцы, как бы скользим подбородком вниз по грудине. Мышцы спины подключать не надо! Дойдя до предела, расслабляем мышцы и возвращаем подбородок в исходное положение, на ямочку.
Упражнение 4.
Спина прямая. Голову чуть отклоняем назад, но не запрокидываем. Подбородок тянем к потолку легкими пружинящими движениями.
Упражнение 5.
Спина прямая. Плечи находятся на одном уровне и совершенно неподвижны. Голову наклоняем вправо и легкими пружинящими движениями пытаемся коснуться плеча. Затем голову выпрямляем, наклоняем влево и тянемся такими же легкими пружинящими движениями к левому плечу.
Упражнение 6.
Спина прямая. Смотрим прямо перед собой. Представьте себе, что в нос у вас воткнута прямая палочка – неподвижная ось. Как будто Вы – Буратино, и Вас за нос крепко схватили. Вокруг этой неподвижной оси поворачиваем голову вправо. Подбородок при этом уходит влево вверх. Возвращаемся в исходное положение и поворачиваем голову вокруг оси в другую сторону.
Упражнение 6.
Спина прямая. Подбородок расслабленно опущен вниз. Медленно «катаем» голову по кругу, как большую тыкву: к правому плечу, прямо и чуть назад, к левому плечу, в исходное положение. Затем «катим тыкву» в другую сторону. Главное: не спешите! Особенно, если мышцы еще слабо натренированы или есть проблемы в шейном отделе позвоночника.
Упражнение 7.
Спина прямая. Смотрим прямо перед собой. Голову никуда не наклоняем. Постарайтесь одними глазами посмотреть себе за спину через правое плечо. Затем вслед за глазами легкими пружинящими движениями до упора поворачиваем голову. Возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение в другую сторону.
Упражнение 8.
В заключение «Зарядки для головы» проделаем еще одно упражнение, которое используется для профилактики и лечения шейного остеохондроза:
Спина прямая. Смотрим прямо перед собой. Представьте себе, что Ваш нос – это карандаш. Начинаем носом в воздухе писать цифры с максимальной амплитудой от 0 до 10 и обратно
Литература
1.Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.