Английский философ Герберт Спенсер сказал:
«Великая цель образования не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Как вовлечь ребёнка в процесс формирования умения учиться? Как это воплотить практически? Этот вопрос и является целью моего мастер класса.
Программой по русскому языку в нашей школе предложено обязательное изучение словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Учебные принадлежности», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Грибы» и т.д. Изучение слов по данным темам строится на основе запоминания. Каждый из педагогов знает, с каким трудом дается изучение этих слов. Все мы находимся в постоянном поиске активных методов, приемов и форм работы по закреплению и обогащению словарного запаса.
Алгоритм изучения новых слов является общим для всех учащихся, действенными остаются три основных этапа: знакомство, заучивание, запоминание. Усвоение новых слов требует многократных систематических упражнений, и чтобы не превратить каждый урок в «долбёжку», необходимо использовать идею интеграции. Наиболее удачно реализуется идея интеграции на следующих уроках: письмо, чтение, развитие речи, изобразительное искусство.
Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть продуктивные виды деятельности при работе со словарно-тематическим блоком «Овощи». Слова данной темы изучаются в первой четверти, в связи с сезонными явлениями в природе, когда на огородах и полях идет уборка урожая. Способствуют развитию связной речи учащихся и обогащению словарного запаса упражнения практического характера: составление предложений, чтение рассказов, стихотворений, загадок; рисование и лепка овощей; изготовление аппликаций, работа по трафаретам и шаблонам.
Для достижения положительного результата учитель должен применить все возможные методы обучения: словесные, наглядные, игровые; методы самостоятельной и практической работы. Здоровьесберегающие и каллиграфические минутки тоже должны носить тематический характер.
К.Д. Ушинский подметил: «Ребенок мыслит образами». Чтобы наш глухой ребёнок начал мыслить мы должны сформировать у него зрительные образы. И здесь нам нужны электронные образовательные ресурсы (презентации, видеоролики и т.д.).
Сейчас, прежде чем перейти к практической части я предлагаю вам поиграть в игру «Я». Я задаю вопрос, а вы отвечаете – «Я», если действительно так думаете.
- Кто пришёл в хорошем настроении?
- Кто готов к активной работе?
- Кто будет применять полученные знания на своих уроках?
Когда собирается так много замечательных «Я» работа обязательно будет интересной.
Практическая реализация методических приемов при работе со словарно-тематическим блоком «Овощи»
№ п/п | Приемы и формы работы | Наглядный инструментарий |
1 | Подбери слова к обобщающему слову. | Предметные картинки, лото «Овощи», муляжи овощей |
2 | Назови одним словом. |
3 | «Третий лишний». |
4 | «Четвёртый лишний» |
5 | «Схемы-угадайки» - о - - о - - (морковь) - о - о - (горох) к - - - - - а (капуста) | Графические схемы |
6 | Объедини слова в группы (по цвету, по форме) | Предметные картинки, муляжи овощей |
7 | «Шифровка» - замени цифру буквой, отгадай слово ОГДИМПРХ 1 2 3 4 5 6 7 8 , 6154317 - (ПОМИДОР) | таблица-код |
8 | Магазин «Овощи» Запиши названия овощей, которые нужны для приготовления борща (винегрета). | Сюжетная картинка «Магазин «Овощи» |
9 | Словарные диктанты: зрительные, слухо-зрительные, слуховые. | Предметные картинки, муляжи овощей |
10 | Составь словосочетания Огурец (какой?) Свёкла (какая?) | Предметные картинки, муляжи овощей |
11 | Узнай, что это? Узнать овощ по его описанию. | Карточки, презентации |
12 | «Схемы-опоры» Описать овощ по данной схеме: форма, цвет, размер, вкус. | Схемы-опоры, предметные картинки, муляжи овощей |
13 | «Что сначала, что потом» | Сюжетные картинки, презентации |
14 | «Закончи предложение» На огороде растут …, …. На грядке растёт вкусная, оранжевая …. | Карточки, презентации |
15 | Работа с деформированным текстом Дети, морковь, на, капусту, собирали, огороде, и. | Карточки, презентации |
16 | Составь предложение по вопросной схеме Какой? что? что делает? где? | Карточки, презентации, вопросные схемы |
17 | Раздели слова на слоги | |
18 | Запиши названия овощей, в которых 2-3 слога | |
19 | Рассказ по картине | |
20 | Загадки | Карточки, презентации |
21 | Ребусы |
22 | Логоребусы |
Выполнение заданий носит дифференцированный характер, обязательна обратная связь в разных видах, контроль и помощь со стороны учителя, создание ситуации успеха каждому ребенку.
Работу по использованию предложенных видов деятельности считаю эффективной и результативной. Она воспитывает навык самоконтроля и внимание к слову, повышает орфографическую зоркость у учащихся, мотивацию к учению, активизирует словарь учащихся, способствует коррекции и развитию памяти, мышления, наблюдательности. Такие виды работы позволяют сделать уроки интересными, включать в процесс восприятия не только зрение, но и эмоциональное воображение, творческую активность учащихся.
«С русским языком можно творить чудеса!»
К.Д. Паустовский