Психологические особенности обучения младших школьников иностранному языку
Каждый человек уникален и многогранен. Когда учащийся приходит в начальную школу, он с удивлением для себя обнаруживает, что все люди разные – одноклассники, учителя, старшеклассники. Очень важно, чтобы подобные «открытия» несли позитивный характер, чтобы это стало поводом для развития, а не для замыкания ребенка в себе. Поэтому для учителя необходимо владеть инструментами определения таких особенностей среди своих учащихся, учет которых сделает процесс обучения более эффективным.
Вопрос особенностей усвоения иностранного языка младшим школьником рассматривается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди отечественных ученых следует отметить Л.С. Выготского и С.И. Рубинштейна, чьи труды оказали существенное влияние на современную методику преподавания иностранного языка в младшей школе. Согласно исследованиям, учащийся младшего школьного возраста овладевает иностранным языком значительно легче, чем взрослый человек. Среди зарубежных исследований существует неоднозначное мнение относительно длительности сенситивного периода. Так, У. Пенфилд определяет его с 4 до 8 лет. Существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом.
Ж. Пиаже считает, что основу переломного момента процесса мышления младшего школьника составляет такой процесс, как социализация – адаптация к социальной среде, способность к сотрудничеству с другими людьми, т.е. переход от эгоцентрической позиции к объективной.
Отечественные психологи, такие как А.А. Леонтьев, И.М. Румянцева и И.А. Зимняя, доказали в своих трудах, что речь является психологическим процессом, который включает в себя как когнитивные (память, внимание, мышление, восприятие и воображение), так и эмоциональные процессы.
Особенность учащихся младшего школьного возраста – чуткость к языковым явлениям. Следовательно, изучение иностранного языка благоприятно в данный период.
Процесс формирование навыков и умений учебной деятельности неразрывно связано с такими функциями обучения, как овладением учебным материалом и формированием умения свободного перехода от учебной к не учебной деятельности, умения перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности, распознаваний и решению встающих в ней задач. Конечной целью обучения всегда является реальная жизнь. Мы учим ребенка быть полноценным членом общества, активно, грамотно и творчески участвовать в социальной деятельности.
Однако данная цель не достижима в условиях недостаточной реализации личностно-ориентированной составляющей. Данная составляющая имеет особое значение на рассматриваемом этапе, т.к. в младшем школьном возрасте происходит процесс формирования основ личности, и возможные ошибки на данном этапе впоследствии отзовутся в обостренной форме.
Сформулируем еще одну функцию начального обучения, логично вытекающую из концепции возрастного развития ребенка, – это функция опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Школьнику необходимо дать не только систему знаний и передать социальный опыт, но и организовать эту передачу природосообразно с развитием психологических функций, соответствующих ребенку младшего школьного возраста. Особенно важно это учитывать при обучении иностранному языку.
С психологической точки зрения изучение иностранного языка – это сложный процесс, во время которого происходит формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже сформированной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние.
В родном языке все компоненты речевого комплекса уже составляют единую программу нервных связей. Достижение же подобных результатов в иностранном языке возможно лишь при создании условий, которые обеспечат интенсивное функционирование речедвигательных раздражителей в первые годы усвоения языка.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10–12 лет».
Следовательно, необходимо создать такие условия, в которых будет осуществляться естественная мотивация иностранной речи, которая будет основана на игровой деятельности и позволит сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. Еще в работах Я.А. Коменского отмечалось, что с помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность.
Учащиеся младшего школьного возраста отличаются любознательностью. При восприятии они склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное. Однако их внимание обладает такой отличительной чертой, как неустойчивость: они могут сосредоточиться лишь на несколько минут. Младшие школьники не воспринимают длительных (более 2–5 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение необходимо строить в форме беседы. Поэтому так важно соблюдать систему регулярной смены видов деятельности для эффективного обучения в начальной школе.
В трудах доктора педагогических наук и профессора З.Н. Никитенко детально разобран вопрос психологических и психолингвистических основ овладения иностранным языком в целом и формирования лексических навыков в частности. Установлено, что применительно к младшему школьному возрасту приоритетное значение имеет формирование следующих когнитивных способностей: способность к фонологическому осознанию иноязычной речи, которая тесно связана с освоением чтения и письма на неродном языке; оперативная память; внимание как слуховое, так и зрительное; способность к вероятностному прогнозированию.
Иноязычная речь, как и родная, – это творческий процесс создания и восприятия смысла. Таким образом, самостоятельную иноязычную речь у младшего школьника можно сформировать при условии, если дети формулируют свои мысли и выражают их на ИЯ, а не когда они повторяют многократно за учителем слова и речевые образы.
В младшем школьном возрасте ребенку свойственно аналитическое, сознательное оперирование языком; такое оперирование, как способ усвоения иностранного языка, вообще является характерным не менее чем для 30% учащихся. Что касается речевого развития детей, то они способны провести простейший звуковой анализ речи, умеют выделять отдельные звуки в словах. Речь носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи. Например, дети умеют объяснять правила игры. А.И. Леонтьев экспериментально доказал, что в целом нет оснований видеть в наличии или отсутствии способностей к иностранному языку объяснение и тем более оправдание успешности или неуспешности овладения иностранным языком.
Кроме того, существуют и другие особенности обучения иностранному языку, знание которых позволит сделать процесс формирования лексических навыков более эффективным. Среди таких особенностей следует выделить тип восприятия информации. В зависимости от определенного типа восприятия информации, учитель выбирает ту или иную методику обучения ИЯ.
Таким образом, процесс обучения иностранному языку и его успешность зависит от многих факторов. Наиболее важными из них являются психологические и психолингвистические особенности младших школьников. Построение урока с учетом данных особенностей, а также реализация личностно-ориентированного подхода через типы восприятия информации позволят сделать процесс обучения иностранному языку в начальной школе интересным, успешным и эффективным.