Педсовет МАОУ «СОШ №2»
г.Первоуральск
Функциональная грамотность: математическая
Слайд 1. Ещё раз здравствуйте. Моя задача состоит в том, чтобы показать коллегам, насколько актуальным является формирование функциональной грамотности обучающихся, в частности математической грамотности, и обзорно напомнить о некоторых моментах, связанных с этим понятием.
Глазачева Г.А.
руководитель ШМО
учителей математики и информатики
2020 г
Актуализация из прошлого
Математике должно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания,
здесь приобретаемые,
были достаточными
для обыкновенных
потребностей в жизни.
Слайд 2. Хотелось бы показать, что в содержательном плане данное понятие не является чем-то новым в школьном образовании. Так мы видим из слов французского деятеля, что в 18 веке ставились те же цели в школе, что и сейчас.
Лазар Карно (1753-1823)
французский инженер и учёный,
государственный и военный деятель
Актуализация на современном этапе
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:
правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. :
качество образования характеризуется cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании:
- качества чтения и понимания текстов (PIRLS), качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
- качества чтения и понимания текстов (PIRLS),
- качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
- по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Слайд 3. Мы видим, что в программе РФ «Развитие образования» от 2017 г. под качеством образования понимают сохранение лидирующих позиций РФ в международных исследованиях, в частности по оценке образовательных достижений учащихся PISA. В этой же связи в 2018г.Президентом дается Указ – обеспечить конкурентоспособность качества российского общего образования.
Математическая грамотность
- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Слайд 4. В 1991 году математическая грамотность была определена как способность человека определять и понимать роль математики в окружающем его мире, аргументированно высказывать свои суждения, использовать математику в реальных жизненных ситуациях.
Международное исследование PISA, 1991г.
Три составляющие математической грамотности
в программе PISA:
- умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Слайд 5. Выделены три составляющие математической грамотности. Вы их сейчас видите на слайде.
Уровни математической компетентности
Планируемые результаты на каждом уровне с позиции:
- выпускник получит возможность научиться
Слайд 6. А так же уровни математической компетентности и позиции планируемых результатов на каждом уровне отображены на следующем слайде.
Приемы формирования математической грамотности
- Технология критического мышления
- Технология проблемного обучения
- Информационно-коммуникационная технология
- Здоровьесберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология
Слайд 7. На самом деле, каждый педагог, так или иначе использует элементы представленных на слайде технологий, которые способствуют формированию функциональной грамотности учеников, в частности, математической.
Постепенное развитие математической грамотности
Регулярное включение в ход урока заданий на :
«изменение и зависимости», «пространство и форма»,
«неопределенность», «количественные рассуждения»...
Использовать по усмотрению учителя как :
- игровой момент на уроке;
- проблемный элемент в начале урока;
- задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
- задание для смены деятельности на уроке;
- модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;
- задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
- задание , мотивирующее сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты …
Слайд 8. Следует сказать, что математическая грамотность формируется и развивается постепенно посредством включения по усмотрению учителя разнообразных заданий на определенных этапах урока, тем самым используются различные приёмы с использованием элементов перечисленных ранее педагогических технологий.
Объем знаний и умений для математически грамотного современного человека
- пространственные представления и воображение;
- свойства пространственных фигур;
- умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;
- умение работать с формулами;
- знаковые и числовые последовательности;
- нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;
- действия с процентами;
- использование масштаба;
- использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;
- умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.
Слайд 9. На данном слайде определен некий объем знаний и умений для математически грамотного современного человека. Полагаю, что каждый здесь присутствующий педагог, просмотрев данный список, сочтет себя достаточно грамотным с точки зрения применения математики в своей повседневной жизни. Не менее грамотными должны быть и наши выпускники.
Оценка уровня сформированности математической грамотности
В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности :
1-ый - способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы; способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях
2-ой - могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод; могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем.
Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается .
Слайд 10. Математическая грамотность формируется , как было отмечено, постепенно, и подлежит оценке, делится на 6 уровней, каждый из которых имеет свою характеристику в деятельностном плане. Так 1-2 уровням могут соответствовать достижения учащихся 5-6 класссов, а в 7 классе развитие продолжается.
Оценка уровня сформированности математической грамотности
В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности:
3-ий - способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе; демонстрируют способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, с пропорциональными зависимостями
4-ый - способны эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, которые могут иметь определенные ограничения или требуют установления некоторых допущений.
В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки навыков. Они могут достичь уровней 3-4 функциональной грамотности
Слайд 11. В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки навыков. Они могут достичь уровней 3-4 функциональной грамотности.
Оценка уровня сформированности математической грамотности
В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности :
5-ый - могут создавать и работать с моделями сложных проблем-ных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения; могут выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, которые отвечают этим моделям.
6-ой- обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения; могут применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций
Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки
функциональной грамотности, соответствуя 5-6 ее уровням
Слайд 12. Ну и в 9-10 классе учащиеся совершенствуют навыки функциональной грамотности на 5-6 уровне.
Практико-ориентированные задачи №1 - №5 на ОГЭ-2020
Задания нацелены на проверку умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.
- Задачи о дачном участке Задачи о земледелии в горных районах Задачи о мобильном интернете и тарифе Задачи о теплице Задачи про шины Задачи про форматы листов Задачи про ОСАГО
- Задачи о дачном участке
- Задачи о земледелии в горных районах
- Задачи о мобильном интернете и тарифе
- Задачи о теплице
- Задачи про шины
- Задачи про форматы листов
- Задачи про ОСАГО
ОГЭ-2020 по причине пандемии отменено,
уровень сформированности функциональной грамотности
за курс 5-9 класса определить не удалось
Слайд 13. Запрос на формирование функциональной грамотности нашёл своё отражение и в изменении КИМов ОГЭ-2020 практически по всем предметам. В частности, в ОГЭ-2020 по математике были включены практико-ориентированные задачи, которые пугали не только учеников, но и учителей, где помимо математической грамотности требовалась и читательская грамотность. Обширное текстовое задание, где смысловая информация, взятая из жизненных реалий, перемешивалась с числовой, которая не всегда была записана цифрами, данный текст сопровождался рисунком, чертежом, графиком, и часто последующие 5 задач с возрастающим уровнем сложности относились именно к одному тексту и рисунку. НО проконтролировать на всех уровнях сформированность математической грамотности посредством этих задач не удалось.
Организация мониторинга функциональной грамотности
- Выбор параллели учащихся для мониторинга( 5-ые классы).
- Разработка инструментария входного и итогового контроля в каждом классе, параметров и критериев оценивания на уровне школы, города.
- Организация учебно-проектной деятельности на основе выбора темы из списка , предлагаемого в учебниках по ФГОС, средствами внеклассной работы.
- Использование на уроках практико-ориентированных задач и элементов педагогических технологий, способствующих развитию функциональной грамотности.
- Подготовка к ВПР и ДКР, анализ результатов и на их основе коррекция рабочих программ.
Слайд 14. Таким образом, на городском уровне поставлена задача организовать мониторинг функциональной грамотности в школах. Разработать единый инструментарий. На городской секции привлечены учителя для этой деятельности, а коллеги на местах могут подключиться к этому процессу со своими предложениями. Рекомендованы задания-задачи для формирования функциональной грамотности, которые нужно включать в учебный процесс в качестве домашних заданий, во внеклассной деятельности, поскольку решение такого рода задач занимает достаточно много времени, иногда и урока мало. ВПР тоже, как правило, содержит интересные задачи по рассматриваемому направлению. Анализ результатов способствует дальнейшей коррекции рабочих программ.
О роли математической грамотности
Через математические знания,
полученные в школе,
лежит широкая дорога
к огромным,
почти необозримым
областям труда и открытий.
Маркушевич А.И. (1908-1979)
Советский математик и педагог,
доктор физико-математических наук,
профессор и заместитель
министра просвещения РСФСР.
Слайд 15. Ну и закончить свой обзор по теме функциональной грамотности в части математики, хотелось бы словами советского математика 20 века, замминистра просвещения РСФСР на тот момент. О чем его слова? О роли математической грамотности.
Моя презентация создана на основе посещения ГМО математиков, использована информация любезно предоставленная руководителем Семенюк Оксаной Николаевной. Благодарю за внимание.
Источники информации
Семенюк О.Н.
« Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизма повышения качества и конкурентоспособности системы образования ГО Первоуральск», 27.08.2020
Купреева Т.Н., Лейсле Т.В.
« Педагогическая практика «Математическая грамотность»», 2018