Дата: _________________
Класс: 5
Тема урока: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели урока:
- познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя;
- ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик», ее особенностью;
- развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
- совершенствовать навыки грамотного осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;
- развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;
- пополнять словарный запас учащихся;
- направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
- помочь понять настроение автора.
Материально-техническое обеспечение урока: презентация урока, иллюстрации, учебник, Толковый словарь, «Физминутка».
Ход урока.
Ι. Организационный момент. Эмоциональный настрой:
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнём.
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. Работа с интерактивной доской.
− С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках?
− Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.
− Кто автор этой сказки?
− Давайте вспомним эту сказку и расположим на интерактивной доске иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий.
(Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку)
− Молодцы, ребята. Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок.
ΙΙΙ. Речевая разминка.
− Прочитайте с разной интонацией предложения.
Мы любим сказки? (с удивлением) Мы любим сказки! (с восторгом)
− А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах.
Мы любим сказки? Мы любим сказки? Мы любим сказки?
ΙV. Сообщение цели урока.
− Угадайте, произведение какого автора мы будем сегодня читать. Помогут вам в этом названия его книг.
«Огниво», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Русалочка» , «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине»
(Дети отвечают и на доске открывается портрет Х.К.Андерсена)
V. Изучение нового материала.
1. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена.
− Перед вами портрет великого сказочника.
− А что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?
− Попробуйте по опорным словам (на доске) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.
2 апреля1805 г. – 4 августа 1875 г.
отец - сапожник, мать – прачка
город Оденз - страна Дания
город Копенгаген - университет
поэт, писатель, драматург, сказочник
(Уч-ся пробуют рассказывать о писателе)
2. Рассказ подготовленного ученика о Х.К.Андерсене.
Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
3. Слово учителя.
− А знаете ли вы, что всего Андерсен написал 170 сказок! Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник"
4. Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского "Великий сказочник".
( читает уч-ся …)
«… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…».
5. Сообщение темы урока.
− Вот сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Толчком к тому, чтобы появилась сказка про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске)
6. Чтение текста.
«… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.
Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…
Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.
Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…»
− Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.
7. Словарная работа. Работа с толковым словарём.
− Как вы понимаете значение «стойкий»?
стойкий - прочный, неослабевающий.
стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом
− Что означает слово «оловянный»?
олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.)
Физкультминутка
А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам».
Крот ребятам даст совет:
«Посмотрите вы на свет!»
Попробуйте поймать солнечного зайчика!
8. Подготовка к восприятию текста.
− Рассмотрите иллюстрации. Что можно предположить о сюжете сказки? (Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).
− По иллюстрации и названию определите, какая это сказка - грустная или весёлая?
(Учитель показывает рисунки к сказке)
9. Постановка проблемного вопроса.
− Перед нами стоит сейчас проблема – «В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?» Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
10. Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» на с. _____учебника. (учитель – ученик).
− Постарайтесь уловить, понять настроение автора.
11. Беседа после прочтения.
- В каком настроении вы остались после прочтения? Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
- Почему вам стало грустно?
- Кто передал вам эту грусть? (Автор)
- Кто понравился в этой сказке?
- Чем был интересен этот солдатик?
- Кто вызвал антипатию? Почему?
- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?
- Почему испытывали тревогу за солдатика?
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей? (Зародились таинственная и бескорыстная любовь)
- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)
- Как солдатик выдержал испытания? (Достойно, с честью, стойко)
- Почему он не стал кричать и звать на помощь?
12. Дискуссия.
- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? ( Можно сказать, что он стойкий: 1 значение - стоит на 1 ноге, 2 значение - характер, сила духа)
- Чтобы вы сказали о нашем героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный)
Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать чертёнок, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно доброе отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому чертёнку из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".
13. Чтение заключительного абзаца сказки.
«… На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…».
− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?
(Предполагаемые ответы детей:
- Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.
- Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.
- Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.)
− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?
− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите. (дети передают оловянное сердечко по цепочке).
VΙ. Итог урока.
− Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?
− Итак, мы вновь подошли к вопросу.
В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?
Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения
− Какую мысль автор спрятал между строк?
− А урок наш заканчивается песней сказочника «Город золотой». Мне кажется, что слова и мелодия этой песни созвучны настроению, в котором оставила нас прочитанная сказка.
(звучит песня «Город золотой»)
−Я вам хочу, друзья мои, признаться.
Что не хочу я с этой сказкой расставаться,
Со сказками встречайтесь вновь и вновь,
И в сердце каждого пускай живет любовь.
VΙΙ. Рефлексия.
− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.
Сегодня я узнал …
Было интересно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
VΙΙΙ. Задание на дом:
− Прочитайте ещё раз сказку Андерсена (с. ________________). Нарисуйте иллюстрацию.
Просмотр содержимого документа
«Г.К.Андерсен "Дикие лебеди"»
Дата: _________________
Класс: 5
Тема урока: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели урока:
ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик», ее особенностью;
развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
совершенствовать навыки грамотного осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;
развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;
пополнять словарный запас учащихся;
направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
помочь понять настроение автора.
Материально-техническое обеспечение урока: презентация урока, иллюстрации, учебник, Толковый словарь, «Физминутка».
Ход урока.
Ι. Организационный момент. Эмоциональный настрой:
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнём.
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. Работа с интерактивной доской.
− С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках?
− Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.
− Кто автор этой сказки?
− Давайте вспомним эту сказку и расположим на интерактивной доске иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий.
(Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку)
− Молодцы, ребята. Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок.
ΙΙΙ. Речевая разминка.
− Прочитайте с разной интонацией предложения.
Мы любим сказки? (с удивлением) Мы любим сказки! (с восторгом)
− А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах.
Мы любим сказки? Мы любим сказки? Мы любим сказки?
ΙV. Сообщение цели урока.
− Угадайте, произведение какого автора мы будем сегодня читать. Помогут вам в этом названия его книг.
«Огниво», «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Русалочка» , «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Свинопас», «Принцесса на горошине»
(Дети отвечают и на доске открывается портрет Х.К.Андерсена)
V. Изучение нового материала.
1. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена.
− Перед вами портрет великого сказочника.
− А что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?
− Попробуйте по опорным словам (на доске) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.
2 апреля1805 г. – 4 августа 1875 г.
отец - сапожник, мать – прачка
город Оденз - страна Дания
город Копенгаген - университет
поэт, писатель, драматург, сказочник
(Уч-ся пробуют рассказывать о писателе)
2. Рассказ подготовленного ученика о Х.К.Андерсене.
Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
3. Слово учителя.
− А знаете ли вы, что всего Андерсен написал 170 сказок! Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник"
4. Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского "Великий сказочник".
( читает уч-ся …)
«… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…».
5. Сообщение темы урока.
− Вот сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Толчком к тому, чтобы появилась сказка про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске)
6. Чтение текста.
«… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.
Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…
Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.
Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…»
− Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.
7. Словарная работа. Работа с толковым словарём.
− Как вы понимаете значение «стойкий»?
стойкий - прочный, неослабевающий.
стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом
− Что означает слово «оловянный»?
олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.)
Физкультминутка
А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам».
Крот ребятам даст совет:
«Посмотрите вы на свет!»
Попробуйте поймать солнечного зайчика!
8. Подготовка к восприятию текста.
− Рассмотрите иллюстрации. Что можно предположить о сюжете сказки? (Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).
− По иллюстрации и названию определите, какая это сказка - грустная или весёлая?
(Учитель показывает рисунки к сказке)
9. Постановка проблемного вопроса.
− Перед нами стоит сейчас проблема – «В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?» Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
10. Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» на с. _____учебника. (учитель – ученик).
− Постарайтесь уловить, понять настроение автора.
11. Беседа после прочтения.
- В каком настроении вы остались после прочтения? Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
- Почему вам стало грустно?
- Кто передал вам эту грусть? (Автор)
- Кто понравился в этой сказке?
- Чем был интересен этот солдатик?
- Кто вызвал антипатию? Почему?
- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?
- Почему испытывали тревогу за солдатика?
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей? (Зародились таинственная и бескорыстная любовь)
- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)
- Как солдатик выдержал испытания? (Достойно, с честью, стойко)
- Почему он не стал кричать и звать на помощь?
12. Дискуссия.
- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? ( Можно сказать, что он стойкий: 1 значение - стоит на 1 ноге, 2 значение - характер, сила духа)
- Чтобы вы сказали о нашем героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный)
Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать чертёнок, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно доброе отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому чертёнку из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".
13. Чтение заключительного абзаца сказки.
«… На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…».
− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?
(Предполагаемые ответы детей:
Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.
Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.
Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.)
− Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?
− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите. (дети передают оловянное сердечко по цепочке).
VΙ. Итог урока.
− Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?
− Итак, мы вновь подошли к вопросу.
В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?
Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения
− Какую мысль автор спрятал между строк?
− А урок наш заканчивается песней сказочника «Город золотой». Мне кажется, что слова и мелодия этой песни созвучны настроению, в котором оставила нас прочитанная сказка.
(звучит песня «Город золотой»)
−Я вам хочу, друзья мои, признаться.
Что не хочу я с этой сказкой расставаться,
Со сказками встречайтесь вновь и вновь,
И в сердце каждого пускай живет любовь.
VΙΙ. Рефлексия.
− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.
Сегодня я узнал …
Было интересно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
VΙΙΙ. Задание на дом:
− Прочитайте ещё раз сказку Андерсена (с. ________________). Нарисуйте иллюстрацию.
4