ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Галина Николаевна Казаручик канд. пед. наук, доц., зав. каф. специальных педагогических дисциплин Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина
К настоящему времени выполнено много исследований по экологическому образованию детей дошкольного возраста, однако работ, посвященных проблеме формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), нет. Между тем успешная социализация лиц с ОПФР в современных условиях предполагает, наряду со способностью выстраивать взаимоотношения с людьми, также умение взаимодействовать с окружающей природной средой, от качества которой зависит здоровье людей. В условиях реализации инклюзивного подхода в образовании, в т.ч. и в дошкольном образовании, увеличения количества детей с ОПФР, посещающих учреждения дошкольного образования общего типа, каждый педагогический работник нуждается в методических рекомендациях по работе с воспитанниками с ОПФР по разным направлениям, включая формирование у них основ экологической культуры.
ПРОГРАММЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПФР
Проблема экологического образования исследуется учеными с 60-х гг. XX в. К настоящему времени его приоритетность закреплена законодательством и распространяется на все учреждения системы образования. Проблема экологического образования дошкольников исследуется с конца 1980-х гг. и решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересов, Е. В. Гончарова, Н. А. Гуняга, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.). Анализ парциальных экологических программ для дошкольных учреждений («Мы» (разработана под руководством Н. Н. Кондратьевой), «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Мы – земляне» Н. Н. Вересова, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой) позволил выявить их направленность на формирование основ знаний факторной и системной экологии. Что касается белорусских ученых, то наибольший интерес представляют исследования И. А. Комаровой, А. А. Петрикевич, Е. А. Рублевской, И. А. Шараповой и др. Вместе с тем весьма актуальным остается вопрос об организации системы работы учреждений дошкольного образования по социально-экологическому развитию воспитанников с ОПФР, которое предполагает прежде всего, определение содержания, подбор и использование адекватных методов, средств и форм организации воспитания и обучения дошкольников с учетом их разных ограничений и возможностей. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях гуманизации образовательного процесса, предусматривающего применение демократического стиля общения воспитателя и воспитанников, способствующего развитию познавательного интереса и самостоятельности детей, успешному усвоению ими знаний и умений, свободному ориентированию в окружающей действительности.
В настоящее время зарубежные технологии слабо используются в массовой практике экологического образования дошкольников. Одна из причин – различие в подходах к содержанию дошкольного образования в Беларуси, России и других странах. В европейских странах и в США нет т. н. парциальных программ для дошкольных учреждений. Наиболее известны в нашей стране и в России разработки специалистов США, в которых большое внимание уделяется сенсорным ощущениям ребенка, развитию у него умений наблюдать в природе, способности оценивать ее разнообразие, проявлять чувство восхищения и удивления. Так, в России в работе с детьми дошкольного возраста используются элементы программы «Ощущение чуда» (1995). В этом направлении выполнены работы Джозефа Корнелла (1987), Рута Вильсона (1997). В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская модель «лесных школ Мулле» (1999). Особенность данной модели – постоянное тесное общение ребенка с природой, проведение экскурсий в лес в любую погоду, использование в работе с детьми сказочного персонажа – мальчика Мулле. Есть ряд исследований по экологическому образованию в детских садах Германии. В большинстве случаев зарубежные материалы представлены в виде описания конкретных технологий (игр, занятий и т.д.) без теоретического обоснования и рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время во многих зарубежных странах стали популярны «экошколы». Международные «экошколы» координируются Фондом экологического образования (FEE). Экошколы – это фундаментальная инициатива, которая поощряет молодых людей к участию в активной защите окружающей среды. Инициатива начинается в обычном школьном классе, расширяется по всей школе, а в конечном итоге способствует изменениям общества в целом. Как считают разработчики этого глобального проекта, «экошкола» – это больше, чем обучающая программа: такая школа создает образ будущего мира, экологически здорового и устойчивого.
В Республике Беларусь также внедрена новая модель экологического образования «Зеленые школы». Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским союзом. Образовательный проект «Зеленые школы» является эффективным средством формирования основ экологической культуры воспитанников в учреждениях дошкольного образования [4]. Специальных программ по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста с ОПФР нет.
Однако анализ действующего программного обеспечения для дошкольников с ОПФР показал, что содержание образования включает вопросы, в той или иной степени предполагающие формирование природоведческих представлений и эмоционально-ценностного отношения к природе у воспитанников. Так, в адаптированном содержании учебной программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения в рамках образовательной области «Ребенок и природа» для воспитанников старшей группы (5–6 лет) ставятся следующие коррекционно-образовательные задачи формировать:
1) представления об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
2) представления об общих признаках человека, растений, животных;
3) представления о биоценозах, животных и растениях в них;
4) представления о многообразии растений и животных;
5) умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе.
В рамках данной образовательной области подраздел «Взаимосвязи в природе» предполагает формирование у воспитанников представлений о состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге Республики Беларусь (3–4 животных и растения); правилах поведения человека в природных сообществах [5].
В программе воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи для специальных дошкольных учреждений в разделе «Ознакомление с окружающим миром» обозначено содержание работы по развитию у данной категории воспитанников представлений о растениях и животных как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития, о взаимосвязях в природе, по формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, а также по воспитанию заботливого отношения к животным и растениям, что и составляет основу экологической культуры личности ребенка [6]. Согласно программе воспитания и обучения детей с нарушением слуха для специальных дошкольных учреждений, одной из основных задач образовательной работы является «расширение ориентировки ребенка в окружающем мире и адекватного отношения к нему (к себе, окружающим людям, к природе, предметам)» [7, с. 5]. Начиная с третьего года обучения в разделе «Познавательное развитие» (подраздел «Ознакомление с окружающим миром») ставится конкретная задача: формировать у детей со слуховой депривацией экологическую культуру. Программой предусматривается обогащение представлений детей об объектах живой и неживой природы, о природных явлениях и причинных зависимостях [7]. Программа коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) ставит задачи, решение которых обеспечивает формирование экологической культуры: «расширение представлений о зимней жизни некоторых животных и птиц; воспитание стремления оказывать посильную помощь представителям животного мира» (вторая младшая группа) [8, с. 13]; «активизация знаний… о правильном поведении человека по отношению к птицам» (старшая группа от 5 до 6 лет) [8, с. 33–34]; «развитие, углубление интереса к живой природе, природным явлениям… Воспитание бережного отношения к животным, их среде обитания; формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы» (старшая группа от 6 до 7 (8) лет) [8, с. 45] и др. Формирование элементарных представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы, умений устанавливать причинно-следственные связи в природе, составляющих основу экологической грамотности воспитанников, предусмотрено программой коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [9].
Таким образом, содержание образовательных программ для детей дошкольного возраста с ОПФР включает задачи по формированию у них основ экологической культуры. В частности, предполагается развивать у воспитанников представления о различных объектах и явлениях живой и неживой природы, взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в природе, о человеке как части природы, воспитывать заботливое отношение к животным и растениям, формировать умения экологически целесообразной деятельности.
Но методика и подходы к организации работы по формированию экологической культуры у дошкольников с ОПФР будут отличаться от методики работы с детьми с нормативным развитием. Это объясняется спецификой развития познавательной, эмоциональноволевой, потребностно-мотивационной сфер воспитанников с различными нарушениями развития. Рассмотрение этих особенностей составляет содержание следующего подраздела.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ, ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОПФР
Анализ исследований показывает, что нарушения слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и др. отрицательно сказываются на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер детей [10]. У детей с ОПФР нарушены все виды восприятия. У воспитанников со слуховой депривацией в первую очередь страдает слуховое восприятие, которое в зависимости от степени потери слуха ограничивает возможности слышать звуки природы (голоса животных, пение птиц, шум воды, шелест листвы и др.). Между тем восприятие звуков природы оказывает большое влияние на развитие эмоционально-ценностного отношения к ней.
У воспитанников со зрительной депривацией прежде всего нарушено зрительное восприятие. Дети испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, его оттенков, величины и формы предметов, в т. ч. и объектов природы: восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, отличается узостью обзора, большой замедленностью, снижением точности. У дошкольников с нарушенным зрением существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, в т. ч. объектов природы. Также затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, т. к. многие из признаков зрительно ими не воспринимаются. Это приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления. Поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Таким дошкольникам очень трудно осваивать различные виды труда в природе (посев и посадка овощных культур на огороде, полив, рыхление и мытье комнатных растений, прополка растений огорода и цветника). Между тем в ходе выполнения трудовых действий у детей обогащаются представления о природе, формируется заботливое отношение к растениям и животным.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в разной степени страдает зрительное и слуховое восприятие, восприятие пространства и времени. Например, у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата трудности в развитии восприятия объясняются малым включением активного перемещения самих детей, ограничением практического, бытового, игрового опыта.
Характерной чертой восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью является инактивность. Дети не пытаются подробно изучить предлагаемые объекты, в том числе природные. Сталкиваясь с объектом, одни дети на некоторое время задерживают на нем взгляд, другие «скользят взглядом» по объекту, т. е. они не делают попытки его рассмотреть. Таким образом, целенаправленные ориентировочно-исследовательские действия наблюдаются редко. Своеобразно развивается память у воспитанников с ОПФР.
Так, дети с интеллектуальной недостаточностью лучше запоминают реальные объекты, менее успешно – их изображения. Поэтому, проводя работу по формированию экологической культуры таких детей, важно ежедневно обеспечивать непосредственный контакт воспитанников с растениями и животными.
Объем зрительной памяти детей с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении находится в пределах нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Закономерно нарушена слуховая память у воспитанников со слуховой депривацией. Поэтому перечисленным категориям детей с ОПФР также очень важно непосредственное зрительное восприятие объектов и явлений природы.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, выявляется слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у них высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации, в т. ч. и о природе, для детей с нарушением зрения играет особую роль в ее сохранении.
Для внимания всех категорий детей с ОПФР характерна повышенная отвлекаемость, что отрицательно сказывается на продуктивности деятельности их при длительных умственных нагрузках. Кроме этого, отмечаются колебания внимания, быстрая истощаемость и утомляемость. Более сильно нарушено произвольное внимание. Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дошкольники с ОПФР (кроме детей с интеллектуальной недостаточностью), однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно-образного мышления у детей с ОПФР могут иметь не только вторичный, но и первичный характер.
Общими недостатками мыслительной деятельности детей с ОПФР являются:
1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а только ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.
2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ОПФР начинают действовать сразу, с ходу. Следует заметить, что дошкольники с ОПФР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не в качественном выполнении задания.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, т. е. ребенок, на первый взгляд, дает правильный ответ, но объяснить его не может.
4. Стереотипность, шаблонность мышления.
Таким образом, детям с ОПФР трудно овладевать представлениями о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, устанавливать причинно-следственные связи. У детей с ОПФР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОПФР часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями, что проявляется в снижении возможности произвольной регуляции поведения: дети могут быть повышенно возбудимы либо, наоборот, заторможены. Эмоциональная подвижность или заторможенность нередко способствуют возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность, безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность, что при взаимодействии с объектами природы может выражаться в достаточно жестоком обращении с растениями и животными.
Итак, специфика развития познавательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер детей дошкольного возраста с ОПФР создает определенные трудности для овладения воспитанниками всеми компонентами экологической культуры: познавательным, эмоционально-ценностным и деятельностным. Такие дошкольники в отличие от сверстников с нормативным развитием требуют особых подходов в формировании у них экологической культуры.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Процесс формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста с ОПФР очень сложный, потому что требует от воспитателя знания специфики развития таких дошкольников и использования в связи с этим особых методов и приемов работы. Педагог должен уметь создавать определенные условия, при которых дети с ОПФР начали бы проявлять устойчивый интерес к природе, научились бы беречь ее и заботиться о ней. Именно интерес к природе в дошкольные годы формирует то, как в дальнейшем будет относиться уже взрослый человек к окружающему миру, насколько гуманными будут его мысли и действия, какую позицию он займет в принятии решений, касающихся развития природы и общества.
Основными принципами формирования экологической культуры у воспитанников с ОПФР являются:
1. Принцип доступности, предусматривающий организацию образовательного процесса с учетом возможностей детей с разными особенностями развития. При этом необходимо избегать эмоциональных и интеллектуальных перегрузок дошкольников, которые отрицательно могут сказаться на состоянии их здоровья, создать негативное отношение к процессу обучения в целом и к объектам природы в частности. Большое значение при реализации принципа доступности в первую очередь имеет учет уровня развития познавательной сферы ребенка. Например, для дошкольников со зрительной депривацией, требуется как можно больше вербальной информации, восприятия на слух разнообразных звуков природы, организации практической деятельности по уходу за растениями и животными.
2. Принцип краеведения. Понимание связей, существующих в окружающем мире, доступно дошкольникам на материале, который их окружает: уголок природы группы, уголки леса, сада, цветники, огороды на территории учреждения дошкольного образования, природа родного края, с которой воспитанники сталкиваются постоянно за пределами территории учреждения. Именно реализация этого принципа помогает каждому ребенку непосредственно воспринимать различные объекты природы (видеть, слышать, трогать, ощущать запах и т. п.), что делает более прочными формируемые представления о природных объектах, содействует развитию эмоционально-ценностного отношения к ним и вызывает желание заботиться о них, участвовать в экологически целесообразной деятельности.
3. Принцип междисциплинарности и интеграции, предполагающий решение задач формирования экологической культуры не только на занятиях по образовательной области «Ребенок и природа», но и на занятиях по другим образовательным областям. Например, в рамках образовательной области «Художественная литература» в процессе чтения детям литературных произведений на экологическую тематику есть возможность формировать экологические представления у воспитанников, учить их видеть красоту в природе и на этой основе развивать эмоциональную сферу, переживания детей по поводу различного состояния природных объектов, отношения человека к природе. На занятиях по образовательной области «Изобразительное искусство» в процессе изображения объектов природы происходит уточнение и конкретизация представлений о них и формируется эмоционально-ценностное отношение к природе.
4. Принцип коррекционной направленности обучения, заключающийся в том, что в процессе формирования экологической культуры у воспитанников с ОПФР можно решать многие коррекционные задачи. Так, в ходе называния, характеристики, описания объектов и явлений природы у детей с тяжелыми нарушениями речи обогащается словарный запас, развивается звуковая культура и связная речь. Приучая детей со слуховой депривацией прислушиваться к звукам природы, педагог тем самым решает одну из важнейших задач коррекционной работы – развитие слухового восприятия. Целенаправленное ознакомление с разнообразными объектами природы содействует расширению представлений об окружающем мире у воспитанников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, двигательная патология которых ограничивает возможности их самостоятельного передвижения и познания окружающего мира.
С целью формирования экологической культуры у детей с ОПФР воспитатель может использовать следующие МЕТОДЫ:
Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой. Целенаправленные, специально организованные наблюдения позволяют сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей опираться на наиболее значимые признаки объектов и явлений. В теории и методике ознакомления дошкольников с природой выделяются следующие виды наблюдений: кратковременные и длительные, повторные и сравнительные.
В экологическом образовании дошкольников с ОПФР используются разные виды наблюдений, они имеют отличия по характеру познавательных задач и по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.
Для того чтобы знания о природе были осознанными, в формировании экологической культуры дошкольников с ОПФР используются элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Процесс познания природы сложен для ребенка с ОПФР. Начинается он с чувственного восприятия. Однако не все явления природы дети могут воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решить эти задачи воспитателю помогает метод моделирования.Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Данный метод основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В целях формирования у дошкольников с ОПФР экологической культуры широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. Общение в игровой ситуации позволяет детям не только получать информацию, но и сопереживать, усваивать нормы поведения, в том числе в природе. Приятные эмоции, чувство раскрепощенности помогают дошкольникам с интересом и более легко выполнять задания, которые носят игровой характер. В игре воспитанники учатся применять полученные экологические представления в различных ситуациях, понимать потребности животных и растений и заботиться о них. Использование вышеперечисленных методов невозможно без словесных методов, т. к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, дополнение, уточнение представлений об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе какой-либо деятельности.
Словесные методы дают возможность сформировать представления, выходящие за пределы опыта детей. Отбор перечисленных выше методов в целях формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста с ОПФР определяется рядом факторов.
Во-первых, в связи с нарушениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательный аппарат и др.) у воспитанников, как уже отмечалось выше, значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации. Интеллектуальная недостаточность также не дает возможности полноценного восприятия информации, поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать информацию в доступном для дошкольников виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в соответствии с особыми образовательными потребностями различных категорий детей с ОПФР. Среди перцептивных методов в работе с детьми младшего дошкольного возраста на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу экологических представлений. Дополнением к ним являются методы словесной передачи информации. К старшему дошкольному возрасту роль словесных методов будет увеличиваться.
Во-вторых, при всех отклонениях в развитии у детей нарушена речь. Это означает, что словесные методы не могут использоваться как ведущие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Необходимость преодоления экологического кризиса ставит задачу формирования экологической культуры у всех людей начиная с дошкольного возраста, включая воспитанников с ОПФР.
Содержание действующих образовательных программ для дошкольников с ОПФР включает задачи формирования у них экологической культуры: обогащение представлений о природе, развитие эмоционально-ценностного отношения к ней, приобщение к экологически целесообразному поведению и деятельности.
2. Специфика развития познавательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер детей дошкольного возраста с ОПФР создает определенные ограничения для решения задач формирования экологической культуры у данной категории воспитанников, однако опора на сохранные звенья в развитии дошкольников с ОПФР и подбор адекватных методов и средств обеспечит овладение детьми способами правильного взаимодействия с миром природы и развитие ответственности за ее состояние
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс]: протокол заседания Президиума Совета Министров Респ. Беларусь, 2 мая 2017 г., № 10. – Режим доступа: www.economy.gov.by. – Дата доступа: 07.08.2020.
2. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII : с изм. от 18 июня 2019 г., № 201-З. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19201982. – Дата доступа: 07.08.2020.
3. Смолер, Е. И. Образовательный проект «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования : учеб.-метод. пособие / Е. И. Смолер. – Минск : БГПУ, 2019. – 88 с.
4. Адаптированное содержание учебной программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.- aspx?guid=8515. – Дата доступа: 30.07.2020.
5. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для спец. дошк. учреждений / авт.-сост.: Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.
6. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха : программа для спец. дошк. учреждений / авт.-сост. Т. И. Обухова. – Минск : НИО, 2006. – 292 с.
7. Программа коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8515. – Дата доступа: 30.07.2020. 8. Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://asabliva.by/- ru/main.aspx?guid=8515. – Дата доступа: 30.07.2020.
9. Специальная психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 464 с. Рукапіс паступіў у рэдакцыю 08.08.2020