СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармоничное развитие личности младшего школьника на основе программы краеведческого кружка «По тропинкам родной стороны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. 

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение.

Просмотр содержимого документа
«Гармоничное развитие личности младшего школьника на основе программы краеведческого кружка «По тропинкам родной стороны»»

А. В. Иванова

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №19» (Саранск)

Гармоничное развитие личности младшего школьника на основе программы краеведческого кружка «По тропинкам родной стороны»

«В краеведении, как в науке, нет двух уровней. Одного уровня — для ученых специалистов и другого — для широкой публики. Краеведение само популярно. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только «своих») местах».


Дмитрий Лихачев


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций.

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.)

В рамках данной программы обеспечивается комплексное гармоничное развитие личности, сочетание интеллектуального, духовного и физического совершенствования человека. Программа является личностно-ориентированной. Это предполагает признание педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами, а также раскрытие врождённых качеств каждого отдельного ребёнка.

Личностно-ориентированная программа реализует право каждого учащегося на овладение знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объёме.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность программы, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».

Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале. Воспитывает краеведческую культуру у младших школьников, вовлекает их в поисковую, исследовательскую деятельность.

Программа данного курса включает в себя содержательный компонент: овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире, социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны. Важен эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край. У детей формируется уважение к прошлому родной страны, к героям военных лет, проявляется интерес к сведениям о своей малой Родине, появляется потребность расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде. Трудно переоценить деятельный компонент – реализацию эмоционально - прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).

В процессе реализации программы курса формируются компетенции:

- ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии);

- общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности);

- учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника);

- коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы различные: классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).

Используются разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.

Проводятся совместные общешкольные праздники, соревнования, конкурсы, организуется просмотр видеофильмов, используются аудиозаписи и мультимедиа, организуются экскурсии, поездки, походы. А также тематические и творческие вечера, концертные программы.

Тематическое планирование включает в себя 20 разделов.

Во вводном занятии проводится беседа о родном крае, выясняем, для чего изучать историю родного края (с использованием презентации). Во втором разделе «Что возьму с собой в поход?» выясняются правила безопасного поведения во время экскурсии, проводится игра «Собираемся в поход». Следующий раздел «Экскурсия в природу» предполагает сбор природного материала, наблюдения за осенними изменениями в природе. Беседуя о семье, о семейных традициях, о родословной, дети занимаются практической деятельностью по созданию родословной и презентаций о семье.

Данная программа предполагает индивидуальную поисковую деятельность, работу с энциклопедической литературой.

В разделе «Моя школа – мой дом» проводится беседа о школе, истории школы, символике, правилах поведения.

Важны обзорные экскурсии в краеведческий музей, экскурсия в «Музей боевой славы».

Во время изучения разделов «Саранск – столица Мордовии. Из истории образования города», «Промышленные предприятия города» проводится рассказ-экскурсия по родному городу.

При знакомстве с городами и реками Мордовии программой предусмотрена работа с картой: нахождение городов Мордовии и определение местонахождения рек.

Также даются представления о народах Мордовии, проводится экскурсия в этнокультурный центр финно-угорских народов село Старая Теризморга Старошайговского района. После чего даётся творческий отчёт.

В процессе знакомства с удивительным миром природы Мордовии проводится беседа, а также заслушиваются индивидуальные сообщения.

Трудно переоценить работу с Красной книгой Мордовии. Здесь важна практическая индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.

В рамках изучения раздела «Темниковский заповедник и Национальный парк на территории Большеигнатовского и Ичалковского районов» предусмотрена экскурсия и составление творческого отчёта.

Изучая раздел «Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи», дети составляют альбом памяти «Мои предки – участники ВОВ».

В раздел «Экологическая тропа. В лес за здоровьем!» входит прогулка-экскурсия, учащиеся ведут наблюдения за изменениями в природе, беседуют о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.

На итоговом занятии проводится конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:

- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;

- викторины;

- тестовые задания;

- защита проектов.

Основной формой подведения итогов является: разработка проекта по выбранной теме, составление творческого отчёта, фотовыставка, презентация)

Реализация данной программы предполагает:

- сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного края;

- проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;

- соблюдение норм культуры поведения, общения.








Литература:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 246 с.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – 412 с.

3. Гвоздева Т.Н. Мордовская народная вышивка.// - Саранск. Мордовское книжное издательство, 2009.- 24с.

4. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика \О.В. Гукаленко. –Ростов-н\Д.:Изд-во РГПУ, 2003.

5. Григорьев Д.В. , Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011