. Генезис образования взрослых в России и Швеции
Идея образования взрослых в России получила развитие в середине ХIХ века, тогда же были предприняты первые шаги по созданию системы всеобщей грамотности в стране. В 1845 году при Московском обществе сельского хозяйства был учрежден Московский комитет грамотности, основная деятельность которого состояла в распространении грамотности среди населения (Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. СПб. 2000. С.18). С той же целью в 1861 году (год отмены крепостного права в России) при Вольном экономическом обществе был открыт Петербургский комитет грамотности, который содействовал распространению грамотности среди крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Деятельность комитета заключалась в издании и рассылке книг, организации библиотек.
В середине ХIХ века оформились первые теоретические положения в этой сфере. Основой для формирования дидактических идей в области образования взрослых стала деятельность воскресных общеобразовательных школ для народа (Василькова И.А. Основы андрагогики. М. 2003. С.21), возникновение которых связано с именами Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, Н.А.Корфа, В.Я.Стоюнина. Согласно первой всеобщей переписи населения, проведенной в России в 1897 году и охватившей 125 миллионов 640 тысяч человек, неграмотное население в стране составляло 78,9% (Петрова Я.И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920-1930-е гг. Самара, 2010. С.13). Воскресные школы несли идею народного просвещения, выступали формой образования взрослых, альтернативной государственной.
Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в г.Киеве Н.И.Пироговым, под руководством которого студенты Киевского университета стали проводить занятия с населением по воскресным дням. Программа воскресной школы состояла из обучения письменности и осмысленной грамоте, счету и некоторым техническим предметам.
В начале 1860-х годов воскресные школы работали в 53 губерниях. В г.Москве первая воскресная школа была открыта в 1860 году благодаря инициативе студенчества. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Я был поражен той напряженностью внимания, без всяких усилий со стороны наставников, которую заметил в учениках воскресных школ» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М. 1945. С.205). Впервые в отечественной педагогике К.Д.Ушинский выдвинул идею о связи обучения взрослых с их трудовой деятельностью, рекомендовал давать им знания, которые помогли бы обучающимся осмыслить свое ремесло. Одной из задач воскресных школ К.Д.Ушинский считал развитие у взрослых обучающихся желания и способности самостоятельно приобретать новые познания, «учиться всю жизнь» (Ушинский К.Д. Воскресные школы // Собр. соч. М. 1953. Т.2. С.495-500). Педагогом были сформулированы основополагающие принципы обучения взрослых: реальные, практически важные цели обучения, его развивающий и непрерывный характер, связь обучения с производственной деятельностью, использование жизненного опыта обучающихся, наглядность, индивидуализация (Там же. С.495-500).
Обучение взрослых в воскресных школах предлагалось строить вокруг следующих тем:
1) основные события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории церкви, главные священнодействия и обряды богослужения, нравственные обязанности всякого человека;
2) крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской церкви;
3) главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и др.;
4) породы животных;
5) умственное счисление, основные геометрические формы и их свойства;
6) изобразительное искусство;
7) ремесленные производства;
8) важные технические изобретения (Там же. С.495-500).
Можно заключить, что предложенный круг тем охватывал основы многих школьных дисциплин и наук: истории, Закона Божьего, биологии, географии, физики, математики, рисования, трудового обучения, техники.
Последующее развитие педагогических идей, связанных с образованием взрослых, шло параллельно с появлением различных форм внешкольного обучения. В 1870 году вышла работа А.Щапова, в которой проводилась мысль о необходимости учить «высшим естественным наукам взрослых крестьян» (Щапов А. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб. 1870). Автор описывал последствия влияния византийского наследия, крепостного права и "государственной народообразовательной системы опеки" на мировоззрение, народную мысль и интересы народа. По его мнению, обучение должно быть полезно для крестьян, так как они занимаются животноводством и сельским хозяйством, а грамотное ведение животноводческой и сельскохозяйственной деятельности способствует процветанию в государстве (Там же).
Ежегодные отчеты Санкт-Петербургского комитета грамотности в 1870-ые годы отмечают возросшее количество обращений крестьян, волостных правлений, сельских учителей с просьбой открытия образовательных учреждений для неграмотных крестьян (Буганов А.В. О грамотности и чтении русских крестьян ХIХ- начала ХХ веков // Преподаватель ХХI век. 2008. №2. С.53). Существенно то, что инициатива открытия образовательных учреждений часто исходила от самих крестьян.
Индустриализация второй половины ХIХ века выдвинула новые требования к уровню грамотности рабочих. В 1883 году в Петербурге за Невской заставой приобрела известность группа школ для рабочих, имевшая начальные и технические классы. В Москве в тот период широкое распространение получили Пречистенские курсы для рабочих, организованные усилиями русской интеллигенции.
За последнюю четверть ХIХ века в 2,5-3 раза выросла доля грамотных среди крестьян (Буганов А.В. О грамотности и чтении русских крестьян ХIХ- начала ХХ веков // Преподаватель ХХI век. 2008. №2. С.51). Приведем некоторые статистические сведения. По данным Всероссийской переписи 1897 года, грамотные крестьяне составляли на Севере 18,1%, а в целом по европейской России – 22,9% (мужчины – 31,4%, женщины – 5,7%) (там же). По данным той же переписи в Пензенской губернии неграмотные составляли 85%, а среди женщин – 96% (Володина Н.А. Роль народного образования в становлении и укреплении советской системы политического контроля //Преподаватель ХХI век. 2007. №3. С.54). На Севере уровень грамотности крестьян был выше, чем в других регионах России, что можно объяснить, на наш взгляд, меньшей экономической и социальной зависимостью северного крестьянина.
Повышению грамотности в крестьянской среде способствовали частные библиотеки. В конце ХIХ века такие крестьянские библиотеки имелись во многих крестьянских домах. Некоторые из таких библиотек насчитывали сотни томов. Так, в Луговской волости Смоленской губернии один полуграмотный крестьянин подарил в местную школьную (Буганов А.В. О грамотности и чтении русских крестьян ХIХ- начала ХХ веков. С.55).
Исследователь неформального образования А.С.Пругавин издал труд под названием «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания», очерки о воскресных школах, библиотеках, читальнях, народных чтениях и др. Все виды образования взрослых А.С.Пругавин называл «внешкольным образованием народа».
Термин «внешкольное образование» появился во второй половине ХIХ века и получил распространение в России, когда стали создаваться народные библиотеки, дома и университеты, рабочие клубы и другие культурно-просветительные учреждения для взрослых.
Первым педагогом, который начал разрабатывать теорию внешкольного образования взрослых, был В.П.Вахтеров (Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М. 1917). Он выступал с многочисленными докладами, в которых раскрывал сущность и особенности существующих форм внешкольного образования взрослых, писал статьи для газеты «Смоленский вестник», в которых анализировал деятельность школ для взрослых и освещал процесс организации и становления Смоленской воскресной школы.
Главной задачей обучения взрослого населения В.И.Чарнолуский считал обязательное обучение всех неграмотных «простой грамоте». Педагог рассматривал внешкольное образование как единую систему и выделял в ней следующие институты: 1)школы для взрослого населения; 2)учреждения для удовлетворения потребностей в чтении (библиотеки, общественные издательства, книжная торговля); 3)учреждения для распространения научных и специальных знаний среди населения (курсы, лекции, чтения); 4)музеи и картинные галереи; 5)народные дома (Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб. 1909. С.53). Особое внимание в этой системе уделялось самообразованию взрослых.
В.И.Чарнолуский разрабатывал вопросы взаимоотношения государства с органами местного самоуправления и общественными организациями в процессе внешкольного обучения и предложил следующие формы деятельности органов местного самоуправления для расширения образования взрослых:
1)общеобразовательные курсы для дополнения образования окончивших народную школу («курсы элементарного общего образования»). По мнению педагога, общеобразовательные курсы для взрослых могли иметь передвижной характер;
2)курсы с более широкой образовательной программой для расширения образования учителей, других земских служащих и всех желающих;
3)специальные курсы для взрослого населения с программой, определенной местными особенностями и потребностями. Большая часть российского населения занималась сельским хозяйством, поэтому особое внимание уделялось курсам с сельскохозяйственной тематикой;
4)чтения и лекции, проводимые учителями, агрономами и врачами. Эта форма имела случайный, стихийный характер.
Педагогом затрагивались вопросы образования солдат и тюремных заключенных (Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб. 1909. С.47-55). Он полагал, что сущность образования солдат преследует исключительно военно-политические цели, хотя более широкое их образование было бы продуктивным с точки зрения военно-технических интересов государства. Образование арестантов достигается посредством тюремных библиотек. Необходимо устранить запреты на получение и чтение периодических изданий, занятия литературным и научным трудом. Образование солдат, арестантов возлагалось на органы местного самоуправления.
Изучению экономических аспектов образования взрослых была посвящена деятельность экономиста И.И.Янжула, который пришел к выводу, что причина низкой производительности труда и экономической отсталости России заключалась в безграмотности рабочих. Поэтому в конце ХIХ–начале ХХ веков большое значение приобрели вопросы самообразования взрослых.
Этой проблеме была посвящена работа общественного деятеля в области народного просвещения Н.А.Рубакина (Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М. 1962. 129с.), в которой он призывал не прекращать самообразование в течение всей жизни. С.О.Серополко вслед за Н.А.Рубакиным призывал широко распространять в народной среде книгу как важнейший источник самообразования, поэтому наибольшее внимание в его исследованиях уделялось народным библиотекам. Он разрабатывал теоретические и организационные проблемы внешкольного образования. С.О.Серополко популяризировал мысль о том, что образованность и общая культура населения - важнейшие факторы благосостояния людей, демократического развития государства.
Итак, теоретики и организаторы образования взрослых (В.П.Вахтеров, С.О.Серополко, Е.Н.Медынский, В.И.Чарнолуский, А.С.Пругавин и др.) обобщили имевшийся к концу XIX-началу XX веков российский опыт в этой области.
К концу ХIХ века Русское техническое общество на средства предпринимателей основало 15 воскресно-вечерних классов для рабочих и два класса – для работниц. На состоявшемся в декабре-январе 1895-1896 годов II съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию обсуждались вопросы образования взрослых. Русское техническое общество активно занималось популяризацией школ для взрослых.
Таким образом, общее образование взрослых в России конца ХIХ века развивалось в трех направлениях: внешкольное образование (лекции, курсы, чтения, народные дома), школьное образование (воскресные школы) и самообразование.
В конце XIX - начале XX веков государственная политика России в области образования взрослых носила развивающийся характер. В городах появлялись общественные публичные библиотеки, бесплатные народные читальни, театры, народные дворцы, воскресные школы для взрослых, проводились литературно-музыкальные вечера и публичные чтения для народа. Возникшие в тот период школы для малограмотных положили начало государственной сети образования взрослых, получившей развитие в школах повышенного типа, которые давали взрослым неполное среднее и среднее образование. В Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Одессе открывались так называемые «высшие женские курсы», которые стали альтернативой университетского образования для женщин.
В начале ХХ века в крупных российских городах появились общественные объединения «Общество народных университетов» и «Народные университеты», способствовавшие открытию народных университетов. В 1908 году в Москве был учрежден один из самых известных - Московский городской народный университет А.Л.Шанявского.
Университет действовал до 1919 года как общедоступное учебное заведение с программами высшего и общего среднего образования. Занятия велись в вечернее время, что позволяло слушателям совмещать учебу с работой и службой. Университет имел два отделения - научно-популярное и академическое. Научно-популярное отделение (4 года), на котором обучались взрослые, имевшие элементарную подготовку, давало знания в объеме средних учебных заведений. На академическое отделение (3 года) принимались люди, имевшие подготовку в объеме средней школы; это отделение давало высшее образование в объеме университета: обучение проводилось по естественно-историческому, общественно-юридическому и историко-философскому циклам (Советская историческая энциклопедия// enc-dic.com).
Е.Н.Медынский выделил пять сложившихся в России к 1910-му году типов школ для взрослых: школы грамоты для взрослых, повторительно-дополнительные общеобразовательные курсы, специальные (профессиональные) курсы, дополнительные школы, народные университеты (Медынский Е.Н. Внешкольное образование. Его значение, организация и техника. М. 1918. С.5-18).
Несмотря на то, что самый древний в Швеции университет, в Упсале, был основан в 1477 году, история образования взрослых в Швеции началась в XIX веке, когда в среде шведской интеллигенции проявилось беспокойство, связанное с низким уровнем образования в стране. В 1809 году проблема безграмотности населения была предметом обсуждения в шведском Парламенте (Зотова Т.П. Использование шведского опыта образования взрослых в отечественной педагогической теории и практике. Ульяновск, 2006. С.46). В 1830-е годы появились публикации в защиту народного образования, а после этого и организации, призванные им заниматься (Энгберг П. Шведская демократия: учебные кружки и народные высшие школы. 1998. // URL: www.sweden4rus.nu). Позже к системе образования взрослых были привлечены студенты университетов. Первоначальной целью такого образования в Швеции было распространение информации, знаний, вовлечение взрослых в процесс повышения своего образовательного уровня. В тот период в Швеции на первый план вышли идеи всеобщего обучения, необходимого для осознания гражданами своих прав.
В связи с ярко выраженной социальной и экономической полярностью между людьми в Швеции XIX века немногие шведы могли продолжить свое образование. Часто приходилось сталкиваться с неприятием самой идеи образования народа. Известный шведский епископ Тегнер в 1840 году утверждал, что образование рабочих должно быть исключительно религиозным, а любые другие его формы должны рассматриваться как необязательные и даже вредные. Однако в 1842 году в Швеции было введено обязательное всеобщее школьное образование, а Закон о Церкви 1867 года ввел обязательное воскресное религиозное образование в каждом приходе и обучение шведов грамотности.
Шведское рабочее движение организовывало политические ассоциации и профессиональные союзы, которые способствовали развитию образования взрослых. В 1868 году были открыты школы в поселениях Хвилан, Оннестад и Люнневад; в первый год в тех школах обучалось всего 127 человек. В 1880 году был основан Стокгольмский рабочий мужской институт, деятельность которого была направлена на обучение рабочего класса. Позже в Швеции появились и другие институты такого типа.
Николай Фредерик Северин Грундтвиг, датский священник и член парламента, в период с 1815 по 1821 годы разработал проект нового специального учебного заведения для взрослых, был инициатором создания так называемых «народных университетов», т. е. школ для взрослых, где люди получали образование по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. Это способствовало дальнейшему повышению уровня культуры всего населения страны. Основная цель такого учебного заведения состояла в содействии развитию свободной личности, что, как предполагалось, должно было привести к становлению демократии в стране.
Важным компонентом педагогической концепции Н.Ф.Северина Грундтвига стало единство жизни и обучения. По его мнению, обучение в таких школах должно было сопровождаться: 1)обсуждением исторических примеров, которые способствовали бы повышению самооценки и самоуважения, а также представлению роли и значения крестьянства в истории; 2)изучением мифологии, представляющей хорошо понятные образы Добра и Зла, описывающей условия жизни человека, противопоставляющей борьбу «высокого» и «низкого» в социальных общностях; 3)совместным пением и декламацией поэтических произведений о народе, природе и человеческой жизни, которые пробуждали бы восхищение поэзией и богатством жизни; 4)укреплением чувства принадлежности к сообществу; 5)физическими упражнениями, формирующими телесную культуру; 6)лекциями и практическими упражнениями по сельскому хозяйству, экономике, животноводству, бухгалтерии и др.; 6)совместными утренними молитвами, обедами и ужинами, вечерними встречами и долгими разговорами на разные темы (Веремейчик Г., Малинина М. Народные высшие школы в Швеции: вчера, сегодня, завтра. // Адукатар. 2007. №1(11). С.38). Н.Ф.Северин Грундтвиг считал необходимым расширить программу массовой школы, приблизить её к требованиям жизни, рассматривал как неизбежность деление общего образования на академическое (для привилегированных слоев населения) и профессиональное, практическое (для широких народных масс). Эти школы были разнообразны как по организации, так и по содержанию обучения. В них осуществлялась как подготовка слушателей по сельскому хозяйству, так и изучались отечественная литература, история и др. Согласно концепции Н.Ф.Северина Грундтвига, любое образование должно быть основано на триаде науки, религии и приоритетов гражданского общества.
Опыт Н.Ф.Северина Грундтвига был перенят в XIX веке другими скандинавскими странами. С 1868 года в Швеции начали открываться народные высшие школы. С 1872 года они стали получать государственные гранты, их число возросло по всей стране. Вначале образование для взрослых сочеталось со знаниями о сельском хозяйстве. Шведские народные высшие школы стремились давать слушателям общее гражданское образование в соответствии с идеями Н.Ф.Северина Грундтвига. Распространение высших народных школ, в основу которых были положены его педагогические идеи, стало важным этапом в истории образования взрослых в странах Северной Европы. Вклад народных высших школ в образование скандинавских стран был так велик, что в первой половине ХХ века эти школы там были законодательно признаны. В 1880 году для обучения рабочих был основан Стокгольмский рабочий мужской институт.
Таким образом, первые шаги в развитии системы образования взрослых в России и Швеции были сделаны в ХIХ веке: в начале века в Швеции и в середине века в России. В связи с обеспокоенностью шведской интеллигенции по поводу безграмотности населения, в 1809 году этот вопрос был рассмотрен в шведском Парламенте. В 1830-е годы после публикации ряда статей шведских ученых и педагогов стали создаваться первые организации по образованию взрослых. В Швеции создание таких организаций было связано с движением рабочих, стремящихся повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень. В России в середине ХIХ века были организованы Московский и Петербургский комитеты грамотности, деятельность которых состояла в просвещении населения. Тогда же были сформированы первые теоретические положения в области образования взрослых в работах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, Н.А.Корфа, В.Я.Стоюнина, В.П.Вахтерова, С.О.Серополко, Е.Н.Медынского, В.И.Чарнолуского и других ученых.
Дальнейшее развитие образование взрослых получило в 1860-1970-ые годы: в России открывались воскресные школы, в Швеции - народные высшие школы. В российских городах появлялись общественные публичные библиотеки, бесплатные народные читальни, народные дворцы, воскресные школы для взрослых, проводились литературно-музыкальные вечера и публичные чтения для народа. Возникшие в тот период школы для малограмотных положили начало государственной сети образования взрослых, получившей развитие в школах повышенного типа, которые давали взрослым неполное среднее и среднее образование.
В тот же период в Швеции усилилась поддержка церкви и государства в сфере образования взрослых. Закон о церкви 1867 года наряду с обязательным воскресным религиозным образованием предписывал обучать шведов грамотности в каждом приходе. Деятельность по образованию взрослых поддерживалась государством посредством грантов.
Изучение становления систем образования взрослых в России и Швеции в ХIХ веке показывает, что в Швеции этот процесс развивался по пути преимущественно практического воплощения, в России преобладало теоретическое развитие данной проблемы в работах педагогов, психологов, общественных деятелей. Полагаем, что интенсивность развития практики образования взрослых в Швеции связана с системой государственных грантов и других видов финансовой поддержки в этой сфере.