Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа им. С.М. Остащенко Белгородского района Белгородской области»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ
«Генрих Гейне как представитель немецкого романтизма 19 века»
Выполнил: Степков
Герман Вячеславович
ученик 9 класса
Руководитель проекта: Чернышева
Елена Александровна
учитель английского и
немецкого языков
с. Беловское, 2021 год
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
1.Теоретическая часть.
1.1 Общая характеристика немецкого романтизма ………………… 4-5
1.2 Жизненный и творческий путь Генриха Гейне…………………. 6-8
1.3 «Книга песен» - выдающееся явление немецкого романтизма… 9
2. Практическая часть.
2.1 Создание видеоролика…………………………………………… 10
Заключение……………………………………………………………. 11
Список использованных источников информации………………… 12
Введение
Будучи человеком гуманитарного склада ума, мне всегда были интересны иностранные языки и литература. Поэтому я обратил внимание на то, что в школьной программе очень мало отводится время на знакомство с творчеством иностранных писателей и поэтов. Мне очень близко и интересно такое направление в поэзии и творчестве, как романтизм, поэтому я решил написать проект по теме «Генрих Гейне как представитель немецкого романтизма 19 века». Целью данного проекта является знакомство с одним из представителей немецкой литературы, на примере творчества великого немецкого поэта и публициста Генриха Гейне. В ходе работы над проектом я собрал материал по биографии и творчеству Генриха Гейне. В результате был создан видеоролик на немецком языке, где я кратко рассказываю о жизни и творчестве поэта и знакомлю со стихотворением «Сумерки» из сборника «Книга песен», который являет собой образец немецкого романтизма. Данный ролик может быть использован на уроках литературы и немецкого языка, на внеклассных мероприятиях, а так же для участия в различных гуманитарных и творческих конкурсах.
1.1 Общая характеристика немецкого романтизма
Теоретическая концепция романтического искусства сформировалась в кругу немецких эстетов и писателей, которые были также авторами первых в Германии романтических произведений.
Романтизм в Германии прошел 3 этапа развития:
1 этап - ранний (йенский) - с 1795 до 1805 гг. В этот период была разработана эстетическая теория немецкого романтизма и созданы произведения Ф. Шлегеля и Новалиса. Учредителями школы йенского романтизма были братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. Их дом на рубеже 18 - 19 вв. стал центром молодых непризнанных талантов. В круг йенских романтиков входили: поэт и прозаик Новалис, драматург Людвиг Тик, философ Фихте.
Немецкие романтики наделяли своего героя творческим талантом: поэт, музыкант, художник силой своей фантазии превращал мир, который лишь отдаленно напоминал реальность. Миф, сказка, легенда, предание составляли почву искусства йенских романтиков. Они идеализировали прошлое (Средневековье), которое пытались сопоставить с современным общественным развитием.
Эстетическая система йенских романтиков характеризовалась попыткой отойти от показа реальной конкретно-исторической действительности и обращением к внутреннему миру человека.
Именно йенские романтики первыми сделали весомый вклад в разработку теории романа и со своих субъективно-романтических позиций предусмотрели его бурный расцвет в литературе XIX в.
2 этап - гейдельбергский - с 1806 до 1815 гг. Центром романтического движения в этот период стал университет в г. Гейдельберг, где учились, а затем преподавали К. Брентано и Л. А. Арним, которые сыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе. Гейдельбергские романтики посвятили себя изучению и собиранию немецкого фольклора. В их творчестве усиливалось ощущение трагичности бытия, что имело историческое влияние и воплощалось в фантастике, враждебной личности.
В кружок гейдельбергских романтиков входили известные собиратели немецких сказок братья Гримм. На разных этапах творчества к ним был близок Э. Т. А. Гофман.
3 этап - поздний романтизм - с 1815 до 1848 г. Центр романтического движения перешел в столицу Пруссии - Берлин. С Берлином связан самый плодотворный период в творчестве Е. Т. А. Гофмана, здесь же вышла первая поэтическая книжка Г. Гейне. Однако в дальнейшем через широкое распространение романтизма по всей Германии и за ее пределами Берлин теряет свою ведущую роль в романтическом движении, поскольку возникает ряд локальных школ, а главное - проявляются такие яркие индивидуальности, как Бюхнер и Гейне, которые становятся лидерами в литературном процессе всей страны.
1.2 Жизненный и творческий путь Генриха Гейне
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (1797-1856) - одна из самых заметных фигур в истории немецкой литературы, крупнейший лирик эпохи. Его справедливо называют певцом природы и несчастной любви.
Родился Гарри-Генрих Гейне 13 декабря 1797 года в г. В Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. Отец, человек ласковый, добрый, приветливый, торговал товаром, но в коммерции ему не везло, поэтому семья постоянно испытывала материальных лишений. Генрих горячо любил его: «Из всех людей я никого так страстно не любил на этой земле, как его... Не проходило ни одной ночи, чтобы я не думал о моего покойного отца, и, просыпаясь утром, я и до сих пор часто слышу звук его голоса, как эхо моего сна». Мать будущего поэта, дочь известного врача, была образованной женщиной (в совершенстве владела английским и французским языками), много читала, и любовь к чтению старалась передать детям. Она первая заметила в сыне «божью искру» любви к литературе и поддержала ее. Гейне неоднократно обращался в своем творчестве к милому его душе обиду матери.
Учился Гарри в начальной школе, а впоследствии в Дюссельдорфском католическом лицее. Построено на сплошном зубрежке, обучение давало ему мало радости. Иногда приходилось терпеть и побои учителя. Из лицея Гейне навсегда вынес ненависть и к религии. И были в жизни и приятные вещи - книжки о приключениях Дон Кихота и Робинзона Крузо, о путешествиях Гулливера, драмы и. Гете и Ф. Шиллера.
Верной подругой на всю жизнь стала для будущего поэта сестра Шарлотта. С ней он делился жизненными впечатлениями, доверял свои тайны, ей читал свои первые стихи.
Когда Гарри исполнилось 17 лет, встал вопрос о его будущем. Родители, увлеченные романтической биографией Наполеона, сначала мечтали о военной карьере для сына. Но потом на семейном совете было решено сделать из Гарри коммерсанта. В 1816 г. родители отправляют его в Гамбург к богатому дяде, банкира Соломона Гейне, где он должен был пройти школу делового человека.
В доме дяди поэт провел три года; он чувствовал себя здесь неуютно, на положении бедного родственника, в среде, которое было ему чужим. Здесь же он пережил первую интимную драму, любовь к кузине Амалии, которая им пренебрегла и вышла замуж за прусского аристократа. Молодой Гейне посвятил ей свои ранние стихи, из которых впоследствии сложился цикл «Страдания юности».
Удостоверившись, что коммерсанта из племянника не выйдет, дядя согласился помочь ему получить высшее образование, собственно, удерживать его во время обучения. В 1819 г. Гейне поступил в Боннского университета на юридический факультет, но с большим удовольствием посещал занятия по филологии и философии. Именно в университетские годы завершилось становление Гейне - поэта. В конце 1921 г. в Берлине вышел первый сборник поэта под скромным названием «Стихотворения Г.Гейне», которая не осталась незамеченной и имела положительные отзывы критики. Весной 1823 года, перед окончанием университетского курса, увидела свет вторая его сборник стихов с двумя драматическими произведениями - «Трагедии с лирическими интермеццо».
Желая воочию увидеть жизнь родной страны, молодой поэт в 1824 году пешком отправился в путешествие по Германии. Красота природы захватила его ранимую душу. Но настроение поэта омрачилось, когда он увидел тяжелую жизнь народа. Правдивые картины жизни, которые Гейне наблюдал во время этих странствий, обрисованные в прозаическом произведении «Путешествие на Гарц» (1826 г.), которым открывалась четырехтомный сборник прозы «Путевые картины».
1825 Г. Гейне закончил университет и получил диплом юриста. Пять лет он жил в разных городах Германии, знакомился со многими людьми, в частности, подружился с русским поэтом Ф.Тютчевим, который служил в русском посольстве в Мюнхене.
Все эти годы Гейне искал себе какой-нибудь должности, пробовал устроиться адвокатом и профессором университета. В Германии уже знали его произведения, в которых он выступал против реакции, против феодально-абсолютистских порядков. За ним начала следить полиция, ему грозила тюрьма.
В мае 1831 года Гейне уехал во Францию и стал политическим эмигрантом до конца своих дней. Он постоянно жил в Париже, только в 1843 - 1844 гг. ненадолго посещал Германию. Его друзьями были французские писатели Беранже, Бальзак, Жорж Санд, Мюссе, Дюма... Однако разлука с родиной угнетала его до самой смерти.
Гейне было почти 37, когда он познакомился с молодой красивой француженкой Ксенией Эжени Мира, которую поэт упорно называл Матильдой. Крестьянка по происхождению, она приехала в Париж в поисках счастья и жила у своей тети, помогая ей торговать обувью. Через год Гейне женился на ней. Матильда была прихотливой, капризной и очень зажигательной женщиной (Гейне называл ее «домашним Везувием»); она не умела читать, и Гейне тщетно пытался научить ее немецкому языку. Она так и умерла, не прочитав ни одного стихотворения мужа, даже точно и не знала, чем он занимается. Но девушка покорила поэта своей естественностью, веселостью, безграничной преданностью, его не очень смущало то, что она не знала его произведений, она любила его не за громкую славу, не как поэта, а как человека. Вместе они прожили 20 лет совместной жизни. Когда поэт тяжело и неизлечимо заболел, Матильда заботливо ухаживала за ним.
С 1846 года силы Гейне подтачивала страшная болезнь - туберкулез спинного мозга. С годами болезнь прогрессировала. Весной 1848 года поэт в последний раз самостоятельно выходил из дома. Последние восемь лет жизни Гейне, испытывая неописуемых физических страданий, пролежал в постели (по его словам, в «матрасной могиле»). Но и в это время он продолжал писать. Полуслепой, неподвижный, он правой рукой поднимал веко одного глаза, чтобы хоть немного видеть, а левой на широких листах бумаги выводил огромные буквы.
Умер Гейне 17 февраля 1856 г. Его последними словами были: «Писать!.. Бумаги, карандаша!..». Выполняя последнюю волю Гейне, его похоронили без религиозных обрядов, без надгробных речей в Париже. За гробом шли друзья, знакомые.
Как отмечают исследователи творческого наследия художника, Гейне, прежде всего, «взял от романтической школы все жизнеспособное: связь с народным творчеством... Он продолжил начатое романтиками использования мотивам народной легенды и сказки, расшатывание канонов классического стихосложения». В сокровищницу мировой литературы Гейне вошел как автор стихов и художественно-публицистической прозы. А мировую славу принесла немецкому поэту «Книга песен», которая была издана в 1827 году.
1.3 «Книга песен» - выдающееся явление немецкого романтизма. Народно - песенная основа стихов
Сборник «Книга песен» вобрала все лучшее из поэтического наследия поэта 1816-1827 годов. Это своеобразный лирический дневник, целостное произведение по композиции, содержанию и форме. Сборник сложилась из 4-х частей - «Страдания юности» (циклы «Образы снов», «Песни», «Романсы», «Сонеты»), «Лирическое интермеццо», «Снова на родине», «Северное море». «Книга песен» отражала эволюцию поэтического творчества Гейне конца 10-х и 20-х гг. Сборнику присуща определенная поэтическая единство. Ведущей в первых 3-х циклах выступала тема неразделенной, несчастной любви. В последних циклах на первый план вышла тема природы.
И по содержанию, и по форме особняком стоит в «Книге песен» цикл «Северное море», наполнен величественными и живописными картинами природы. Цикл писан в основном в форме верлибра (свободного стиха). Эта последняя часть имеет важное значение для творчества Гейне. Если раньше природа дополняла и углубляла интимные переживания героя, то в стихотворениях «Северного моря» она рисуется как самостоятельная реальность. Такая поэзия для того времени, несомненно, была прогрессивной. Ведь большинство романтиков (Новалис, братья Шлегели, Вакенродер и другие) находились под влиянием философских теорий Шеллинга и Фихте. Они считали внешний мир только проекцией ощущений и эмоций личности и верили в то, что природа и человек лишь воплощают в разных формах объективную идею, являющуюся субстанцией мироздания. Гейне в «Северном море» описывает природу как действительность, существующую независимо от идеи и сознания человека.
Он создал незабываемые художественные картины природы. Поэт изобразил многообразие морского пейзажа и различные события и сцены морской жизни. Море в изображении Гейне — символ свободы, мощи и красоты. Стихотворения «Сумерки», «Буря», «Приветствие морю» звучат как гимн бушующей непокоренной стихии.
«Книга песен» — замечательный памятник немецкой литературы, а лирические мотивы, глубокие эмоции, колоритные пейзажные картины и мелодичность, волновали многих русских и европейских музыкантов. Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов, Шуберт, Шуман, Лист и Григ создали на стихи Гейне много романсов и песен.
2.1 Создание видеоролика
Как я уже говорил ранее, прежде чем создать видеоролик, я изучил и проанализировал огромное количество материала по творчеству и биографии поэта. Выбирая стихотворение, мне хотелось уйти от исполнения известных произведений, таких как «Лорелея» и «Пальма», поэтому я выбрал малоизвестное произведение «Сумерки». Видеоролик создавался в программе «Видеомонтажер». Я подобрал различные картинки, тематические изображения, фон для этих картинок, кадры из различных видеороликов, наложил музыку и слова. Очень долго выбирал музыку, так как хотелось передать настроение той эпохи. Для биографии я выбрал «Серенаду» Шуберта. Чтобы передать всю красоту произведения «Сумерки», я подобрал изображение с закатом на море, наложил музыку «Музыка для души. Шум моря».
Заключение
В ходе работы над проектом, я научился искать и анализировать информацию. Самым сложным было найти подходящие видеокадры и подобрать музыку. Я научился работать в программе «Видеомонтажер». Думаю, проект получился неплохим, всё, что я хотел осветить в данном проекте - я осветил. В дальнейшем можно будет отснять и смонтировать ряд видеороликов о творчестве других зарубежных писателей и поэтов, например, сделать серию, посвященную английской литературе. Перспективы огромны.
Список использованных источников информации
http://zarlitra.in.ua/2-23.html#:~:text=И%20по%20содержанию%2C%20и%20по,в%20форме%20верлибра%20(свободного%20стиха)
http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/genrih-gejne.htm
Ботникова А.Б. Адельберт фон Шамиссо //Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. С. 258– 273.
Иванова Э.И. Человек и его тень // Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: методическое пособие. М: Дрофа, 2005. С. 292–302.
Тураев С. В. Шамиссо //История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989. Творчество Генриха Гейне (1797–1856). Основные мотивы "Книги песен". Традиции и новаторство
14