Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. |
Гендерные стереотипы учителей | Гендерные стереотипы в учебных программах | Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы |
К девочкам предъявляется больший объем требований, чем к мальчикам, из-за распространенности стереотипа о том, что девочки от природы аккуратны, прилежны, усидчивы и спокойны, а мальчики чересчур активны, неряшливы. | Андроцентричность научных концепций (сосредоточение в основном на опыте мужчин и практически полное игнорирование жизненного опыта, ценностей и особенностей женщин, их роли в жизни общества). | Гендерная асимметрия: мужские образы встречаются чаще, чем женские (через структуру упражнений и рисунков бессознательно закрепляется андроцентризм). |
Разделяют все требования на те, которые под силу выполнить только девочкам и те, что более легко смогут выполнить только мальчики. | Выраженное гендерное неравенство. | Обращение к женским семейным ролям в два раза чаще, чем к мужским. |
Воспринимают учащихся разного пола согласно традициям, как носителей мужских и женских характеристик, принятых в данном социуме. | Недостаточно отраженная гендерная проблематика. | Частота обращений к мужским профессиям намного превышает упоминание женских. |
Молодые учителя обучают и воспитывают мальчиков и девочек в соответствии со стереотипами, свойственными общественному сознанию в отношении к ним, как к будущим мужчинам и женщинам. | | Отражение и воспроизведение такой гендерной структуры общества, в которой женщине как самостоятельному субъекту отводится даже не второе место. |
Гендерные стереотипы учителей консервативны и традиционны. | | Иллюстрируют механизм закрепления качеств за определенным полом. |
| | Разделяя сферы досуга детей, закрепляют традиционное социальное деление: публичная сфера, расположенная вне дома, - для мужчин, домашние занятия - для женщин. |
| | Прослеживается патриархатный стереотип, который воспроизводится из учебника в учебник, а значит, закрепляется в сознании школьников. |
| | |