Тема урока «Определение пола и наследование признаков, сцеплённых с полом».
Цель урока: продолжить развитие общебиологических понятий о размножении организмов; ввести представление о механизмах определения пола; продолжить формирование умений решать генетические задачи.
Оборудование: карточки на магнитах для решения генетических задач; раздаточный материал для учащихся (4 примера решения генетических задач по данной теме), карточки для опроса.
Ι Организационный момент.
ΙΙ Актуализация опорных знаний.
Для проверки усвоения основных понятий и законов по теме «Генетика» организуется работа в парах, проводится фронтальный опрос.
Фронтальный опрос по типу игры «Светофор».
После вопроса учителя учащиеся поднимают красную карточку, если не знают ответ, жёлтую – если сомневаются в правильности своего ответа, зелёную – если уверены в правильности ответа.
Основные понятия: ген, локус, аллель, (доминантная, рецессивная), гамозигота, гетерозигота, скрещивание, (моногибридное, дигибридное), гомологичные хромосомы, группа сцепления, гамета, генотип, фенотип.
Законы: Ι з-н Менделя, ΙΙ з-н Менделя, ΙΙΙ з-н Менделя, закон Т. Моргана.
Групповая работа (в парах)- на знание и понимание терминов и понятий.
На партах учащихся лежат листочки с возможными ответами. Ответы – под определёнными номерами. В любой паре один проверяющий, другой отвечающий. Учитель задаёт вопросы, учащиеся указывают на цифру (номер) правильного ответа. Затем учащиеся меняются ролями.
Ι вариант.
1. Определите генотип, содержащий разные аллели одного вида.
2. Признак, который внешне у потомства проявляется редко.
3. Гены, отвечающие за один и тот же признак.
4. Скрещивание родителей, отличающихся по двум парам признаков.
5. Совокупность взаимодействующих генов организма.
ΙΙ вариант.
Укажите рецессивный гомозиготный генотип.
Признак, проявляющийся у гибридных особей.
Гены, находящиеся в одной хромосоме.
Скрещивание родителей, отличающихся по одной паре признаков.
Совокупность внешних и внутренних признаков организма.
По окончании работы в парах (взаимопроверки) учащимся выставляются оценки с учётом баллов по фронтальному опросу.
ΙΙΙ Изучение новой темы.
Подавляющее большинство животных представлено особями двух видов: мужским и женским, причём расцепление по признаку пола происходит в соотношении 1:1. каким образом поддерживается такое соотношение, как определяется пол? Расщепление 1:1 обычно происходит при скрещивании гетерозигот с гомозиготой по рецессивным аллелям (Аа х аа). Грегор Мендель предположил, что один пол - гетерогаметен, другой - гомогаметен по гену (фактору), определяющему пол. Это предположение было подтверждено в начале 20 века Томасом Морганом. Он предположил, что самцы и самки отличаются по набору хромосом.
Как известно учащимся, кариотип - число, форма, размер хромосом, характерных для определённого вида организмов. («caryon»- ядро, «typos»- форма, образец).
(Рассматривается рис. 33 со стр.82).
В соматических клетках самца и самки все пары хромосом, кроме одной, одинаковы и несут одинаковые типы генов.
Хромосомы, одинаковые у самца и самки - аутосомы.
Пара хромосом, отличающаяся у самца и самки – половые. Половые хромосомы бывают двух типов – X и Y. Пол определяется их сочетанием (XX и XY). Пол, определяющийся содержанием XX – хромосом – гомогаметный. Пол, определяющийся содержанием XY – хромосом – гетерогаметный. Гетерогаметные особи дают 2 типа гамет по половым хромосомам.
Механизм определения пола (таблица на доске).
Примеры животных | Самки | Самцы |
Млекопитающие, рептилии, мухи, амфибии. | XX | XY |
Птицы, некоторые рыбы, бабочки. | XY | XX |
Прямокрылые, пауки, жуки, кузнечики, пчёлы, трутни. | XX | XО |
Вывод по уроку:
Пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы. |
Схема соотношения полов.
P XX XY
Гаметы X X и Y
F1 XX XY XY
1:1
В половых хромосомах расположено множество различных генов. Расположение гена в половой хромосоме называют – сцеплением гена с полом. Не все гены половых хромосом отвечают за признаки, имеющие отношение к полу. Если гены в аутосомах, то наследование осуществляется независимо от того, кто носитель генов – отец или мать.
(идёт изучение таблицы 1 со стр. 83)
Генов, не имеющих отношения к половым признакам, много в X – хромосоме. Y – хромосома в этом плане генетически инертна. Большинство генов X – хромосомы не представлены в Y – хромосоме. Поэтому наследование признаков, сцеплённых с полом, разное у самцов и самок (три типа сцепления – сцеплённое с X, с Y, с X и Y).
(разбор задачи со стр. 83 учебника – проявление черепаховой окраски у кошек)
Вывод по уроку:
Наследование признаков, контролируемых генами половых хромосом, называют – наследованием, сцепленным с полом. Оно может быть по-разному представлено у особей мужского и женского пола в животном мире.
ΙV Общие выводы урока.
Существуют наследственные аномалии, заболевания, сцеплённые с полом – к примеру, гемофилия, дальтонизм.
V Закрепление изученного материала.
(Разбор на доске генетических задач на наследование гемофилии, дальтонизма, отсутствия потовых желёз и др. Задачи у каждого учащегося на листочке. Две задачи с листочка даются на дом в качестве домашнего задания для закрепления пройденного на уроке материала).
VΙ Подведение итогов урока.
Домашнее задание - прочитать § 23, выводы по уроку, решение двух задач с листочка.
Список использованной литературы:
1.Пепеляева О.А.,Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии.9 класс.М.:ВАКО,2009.
2.Журнал «Биология в школе.»
3.Каменский А.А и др.Биология.Введение в общую биологию и экологию.9 класс.М.:Дрофа,2002.
4.Пономарева И.Н. и др.Учебник «Биология» 9 класс.М.:Внтана-Граф,2014.