СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гипотезы возникновения жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Гипотезы возникновения жизни»

Тема: «Гипотезы происхождения жизни»

Пусть лучше мой разум будет открыт сомнению,

чем ограничен убежденностью.

Д. Спенс

Цели и задачи:

  • Знать сущность современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.

  • Развивать умение обобщать, выделять главное, делать логические выводы, конспектировать материал.

  • Уметь применять знания по биологии, химии, физике, астрономии, обществознанию при объяснении вопросов происхождения жизни на Земле.

  • Доказывать несостоятельность религиозных и идеалистических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней.

    1. Ориентировочно-мотивационный этап:

Учитель: Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле, существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас?

(сообщение темы урока, определение задач урока)

Эти вопросы люди задают себе с давних времен и до сих пор не знают на них ответа. Некоторые считают, что эти вопросы не важны: жизнь на Земле возникла так давно, что это не влияет на то, что происходит вокруг нас каждый день. Однако точка зрения на происхождение жизни оказывает влияние на наше отношение к настоящей жизни и к будущему. Решение этого вопроса для общества имеет исключительное значение. Вопрос о происхождении жизни формирует мировоззрение человека, понятия о месте и роли человека в природе.


    1. Этап актуализации знаний.

Учитель: А что же такое жизнь? Что ассоциируется у вас с этим понятием? (Каждому ученику в классе предлагается произнести только одно слово. Появляется набор слов: рост, гамета, цветок, развитие, эмбрион, опыление, проросток, питание, ребенок, старение, семья, любовь и даже смерть, ненависть, болезнь и т.д.).
Давайте попытаемся сформулировать понятие “жизнь” с точки зрения биологии. Затем на каждый стол раздаются и анализируются листы с определением жизни мыслителями разных эпох.

Жизнь – это

  1. “питание, рост и одряхление” (Аристотель)

  2. “стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус)

  3. “совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша)

  4. “химическая функция” (А. Лавуазье)

  5. “сложный химический процесс” (И.П. Павлов)

  6. “особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин)

  7. “способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)

Проблемный вопрос: Как возникла жизнь?

Учитель: В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы о возникновении жизни. Вопросы:

  • Что такое гипотеза?

  • Чем гипотеза отличается от теории или закона?

  • С какими гипотезами вы знакомы? (ответы детей).

Учитель: Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с основными гипотезами возникновения жизни на Земле.


    1. Изучение нового материала:

Есть 5 основных гипотез происхождения жизни на Земле:

  • Креационизм

  • Самопроизвольное зарождение жизни

  • Гипотеза стационарного состояния

  • Гипотеза панспермии

  • Биохимическая эволюция

В основе этих гипотез лежат 2 взаимоисключающие точки зрения:

  • Биогенез

  • Абиогенез

Как вы думаете, что обозначает термин «биогенез». О чем говорит вам приставка «био»? (жизнь). Значит, развитие живого из живого. А «а» соответственно – наоборот – живое из неживого. (запишите в тетрадь)

Теперь перерисуйте со слайда таблицу, которую вы будете заполнять при изучении гипотез.

Креационизм.

Креационизм рассматривает возникновение жизни как проявление воли Бога. Об этом говорится в Библии и других священных книгах. Эту теорию в 1650 году выдвинул архиепископ Ашер.

Гипотеза креационизма находится вне поля научных изысканий (так как она неопровержима). Научными методами невозможно доказать, как то что Бог не сотворял жизни, так и то, что Бог ее сотворял). Записали?

Самопроизвольное зарождение жизни.

Живые организмы самозарождаются из неживой материи. Эта гипотеза была распространена в средние века (автор – Аристотель).

Эту гипотезу начали опровергать. Первый ученый Франческо Реди провел опыт, который опроверг самопроизвольное зарождение жизни.

Возьмите распечатку на ваших партах, на ней описан опыт Ф. Реди, прочтите внимательно и мы с вами обсудим данный опыт.

Задание 1.

В 1661г. Ф. Реди провел следующий опыт: он поместил кусочки мяса в несколько сосудов, часть из них он закрыл марлей, а часть – нет. Через несколько дней в незакрытых сосудах появилось огромное число личинок мух, а в закрытых сосудах их не было. Реди сделал вывод, что личинки появились из яиц, отложенных мухами, и никакого самозарождения не было.

Обсуждение задания 1.

А теперь прочтите 2 задание.

Задание 2.

Несмотря на проведенные опыты Ф. Реди, «виталисты» утверждали, что существует некая «жизненная сила», которая проникает в неживую материю и оживляет ее, а в закрытую колбу эта сила проникнуть не может. Тем, кто окончательно опроверг гипотезу самозарождения, являлся Луи Пастер. Он прокипятил питательный раствор в колбе с S – образным горлышком, которое не запаивалось. Раствор в колбе долгое время оставался стерильным, хотя «жизненная сила» имела все возможности проникнуть внутрь.

Обсуждение задания 2.

Гипотеза стационарного состояния.

Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма. Гипотеза этернизма была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно.

Гипотеза панспермии.

В основной своей форме гипотеза панспермии была провозглашена немецким ученым Г. Рихтером в 1865 году. Сейчас мы посмотрим с вами видео, и вы сформулируете основные положения этой гипотезы возникновения жизни. Не забывайте при этом заполнять таблицу.

Видеофрагмент – 1.56 мин. Обсуждение видеофрагмента.

Биохимическая гипотеза/ теория биопоэза.

В 1924 г. биохимиком А. И. Опариным, а позднее английским ученым Дж. Холдейном (1929) была сформулировала гипотеза, рассматривающая жизнь как результат длительной эволюции углеродных соединений. Учебник стр. 182

Согласно этой теории возникновение жизни на планете неизбежно, если создаются и достаточно долго существуют благоприятные условия – определенные неорганические химические соединения и источники энергии. Здесь выделяют 3 этапа возникновения жизни на Земле:

  1. Абиогенный синтез органических соединений из неорганических;

  2. Образование из органических мономеров биологических полимеров;

  3. Формирование из биологических полимеров мембран и первых одноклеточных организмов – пробионтов.

В настоящее время в науке она является общепринятой теорией возникновения жизни.


    1. Закрепление

Дебаты Прием «Займи позицию» (учитель зачитывает тезисы; выступающие приводят аргументы в защиту гипотезы, которой придерживаются и задают вопросы друг другу) (приложение 5)

V.Обобщение и систематизация знаний


  1. Какие гипотезы происхождения жизни на Земле вы запомнили?

  2. Какую из них вы считаете наиболее убедительной?

  3. Почему гипотез происхождения жизни на Земле довольно много?


VІ. Подведение итогов.


- Гипотез о возникновении жизни на Земле много, потому что не одну из них нельзя проверить на практике. Каждый человек имеет право придерживаться той гипотезы, которую считает более убедительной. Каждый человек имеет право аргументировано доказывать свое мнение в дискуссии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!