СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные»

Тема урока: «Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные».

Цели:

- познакомить со звонкими и глухими согласными. Учить различать глухие и звонкие согласные;
- развивать устную речь учащихся и фонематический слух;
- воспитывать любознательность учащихся.


Урок русского языка. 1 класс (слайд 1)


Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока: «Глухие и звонкие согласные звуки, парные глухие и звонкие согласные». (слайд 2)


Мы научимся отличать глухой согласный звук от звонкого согласного звука.

1. Помогут нам в этом два приятеля–согласных, (слайд 3)

кстати, они часто ходят к нам на уроки парой. Они очень похожи друг на друга: одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит – его слышно, а другого очень трудно услышать, даже, когда он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?


— Отгадайте загадки.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок. (слайд 4)

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.


-Отгадали? Это шар.


Два рога, а не бык,

Шесть ног без копыт. (слайд 4)

Летит — так воет5

Сядет — землю роет.


-Ну, конечно же – это жук!


- Давайте произнесём слова-отгадки – [ШАР, ЖУК] (слайд 6)


- Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.

Одни звуки произносятся с шумом [Ш, К ] – это глухие согласные, (слайд 7)

а при произнесении других слышен голос [Р, Ж]это звонкие согласные звуки. (слайд 8)


Какие же буквы обозначают звонкие согласные? А какие буквы обозначают глухие согласные?


- Посмотрите на таблицу. (слайд 9) В учебнике вы найдете эту таблицу в упр.2 на стр.92.


- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда. [П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ].

Что вы слышите, произнося эти звуки: шум? или голос и шум?

- Конечно же, шум! Это глухие согласные звуки.


- Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. [Н, М, Л, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З ].


Что вы слышите: шум? Голос? Или голос и шум?

- Конечно, голос и шум! Это звонкие согласные звуки.


Итак, согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом,

глухие – с шумом. (слайд 10)


2. Попробуем определить, в каком слове все согласные звуки звонкие.

Точка, дом, шина.

- Ну, конечно, ДОМ. В этом слове все согласные звонкие [Д, М]. (слайд 11)


- Определите, в каком слове все согласные звуки глухие.

Флаг, шишка, книга.

- В слове ШИШКА все согласные звуки глухие [Ш, Ш, К]. (слайд 12)


3. Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяются в пары. Как вы думаете, почему? (слайд 13)


- Произнесите звук [Ж] всё громче и громче: «ж-Ж!». Какой он: звонкий или глухой?

-Это звонкий согласный – он произносится с участием голоса!


-А теперь произнесите звук ] всё тише и тише, почти шепотом: «Ж-ж-ш!» Слышите, голос исчез, остался шум! Мы уже произносим глухой согласный звук ].


Такие согласные называются парными по глухости-звонкости.

Вот, наши два приятеля-согласных решили поискать себе новых друзей. (слайд 14-15)

Ходили они по царствам-государствам и забрели в страну Фонетику. А там таких приятелей оказалось немало! Некоторые согласные были очень дружными и все время держались парами (они умели петь громко и тихо, были с мягким характером и очень стойкие, а другие никак не могли себе найти друга – ну, такой уж у них был характер).


- Посмотрите на паровозик. Пассажиры в нем согласные звуки. (слайд 16)


-Назовите парные согласные по звонкости-глухости! [ б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с, ] (слайд 17)



4. Есть согласные, у которых нет пары. (слайд 18)

Это звонкие согласные [Л, М, Н, Р, Й] – их ещё называют сонорными.

И глухие согласные [Х, Ц, Ч, Щ] их ещё называют шипящими.


5. Закрепим изученный материал в упражнении.

-Посмотрите на экран. (слайд 19)

На место пропусков букв поставьте буквы парные тем, которые стоят в соседних словах:

кора – гора;

жить – шить;

почка – бочка;

дом – том.

6. Итак, мы познакомились с группами согласных звуков.

(слайд 20)

Согласные бывают звонкими (они произносятся с помощью голоса и шума)

и глухими (произносятся только с помощью шума).

Согласные могут быть парными [б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с]

и непарными (звонкие непарные – [й, л, м, н, р,];

глухие непарные звуки – [х, ц, ч, щ]).


На этом мы закончим урок. Спасибо за работу! (слайд 21)


Всего Вам доброго!








4